Авторизация | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Марк ШТЕЙНБОК

01.09.2008

Когда я бываю в командировках, обязательно захожу в книжные магазины и пролистываю десятки фотокниг. Если после просмотра книги я чувствую вдохновение, значит, это моя книга, и я ее покупаю
Марк ШТЕЙНБОК — фотожурналист, получил техническое образование, защитил кандидатскую диссертацию, работал старшим научным сотрудником. Окончил Институт журналистского мастерства при Союзе журналистов, в 1987 г. был принят в журнал «Огонек». «Академия свободной прессы», состоящая из главных редакторов ведущих изданий, в 1997 г. назвала Марка Штейнбока «Фотокорреспондентом года». Член Союза фотохудожников России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. С 2002 г. —  фотокорреспондент журнала «7 Дней». Живет и работает в Москве

На мои книжные предпочтения в области фотографии влиял характер работы. В конце 80-х — начале 90-х гг., во времена гласности и популярности острых социальных публикаций, я увлеченно снимал межнациональные конфликты, войны, путчи, все то, что сопровождало процесс распада СССР. Правда, мой репортерский задор поугас после штурма Останкинского телецентра, когда я получил огнестрельное ранение. Острая фотожурналистика в России становилась все менее востребованной, на первые позиции выходил «глянец». Случайно сложилось так, что я начал работать именно в этом жанре. Главным объектом моих съемок стали знаменитости, их частная жизнь. Теперь в моей домашней библиотеке книги фотографов «Магнума» и сборники типа «The Best of Journalism» соседствуют c альбомами Хельмута Ньютона, Tерри О`Нилла, Андре Де Тинеса: Но все-таки, когда я достаю книгу с полки, моя рука чаще всего тянется к «Магнуму». Творческую подпитку я получаю не только от книг, но и от журналов, в основном от F&V. Помимо содержания книги мне интересен дизайн и полиграфическое исполнение. Я прошел все этапы выпуска собственной книги — от разработки макета до вывода в типографии и столкнулся с тем, что очень сложно найти типографию, которая могла бы надежно обеспечить приемлемый уровень черно-белой фотографии. Причем, это касается не только российских, но и зарубежных типографий, услугами которых пользуются российские издатели по экономическим соображениям.Я расскажу о книгах, которые мне близки. С авторами двух из них, классиками фотографии, я работал, с другими двумя книгами у меня связана личная история, а пятая, вышедшая в этом году, произвела на меня огромное впечатление. Я считаю ее идеальной фотокнигой.
_______________________________________________

Е.А. Иофис
«Фотография для школьника»
2-е издание; «Искусство», Москва, 1963


Сразу после школы я некоторое время работал фотопечатником в издательстве «Искусство». Вручную с помощью фотоувеличителя мы печатали открытки с портретами артистов. Ногой мы нажимали на педаль и включали-выключали свет в увеличителе, а время экспозиции отмеряли по часам-ходикам «тик-так-тик». Устроили меня туда по блату, а еще потому, что я хорошо фотографировал. Неудивительно, что моей первой книгой по фотографии была «Фотография для школьника». Странным образом она у меня до сих пор сохранилась. Это маленькая энциклопедия для начинающих фотолюбителей, в которой обсуждаются даже такие тонкие вопросы, как широта фотоматериалов и особенности изготовления диапозитивов. Автор — известный специалист в области обработки кинопленки, профессор, преподаватель ВГИКа. Книга начинается словами: «Фотография широко и прочно вошла в жизнь наших школьников:» и иллюстрирована фотографиями, снятыми школьниками. Есть там и мои снимки. Автор взял их в архиве фотостудии Московского городского дворца пионеров. Я жил неподалеку и приходил туда чуть ли не ежедневно. Проявлять и печатать в хорошо оборудованной лаборатории было намного удобнее, чем в ванной комнате. Кстати, многие мои коллеги получили свои первые уроки фотографии именно там.


«Dmitri Baltermants»
Collection Photo Poche, Editions Nathan, Paris, 1997


Когда в 1987 г. я пришел в «Огонек», главным редактором был Виталий Коротич, а фотоотделом заведовал Дмитрий Бальтерманц. Этот уверенный в себе человек обладал аристократической внешностью и манерами. Он снимал для журнала в основном во время поездок за границу. Иногда сам рисовал макеты своих цветных вкладок. Помню, как я волновался перед первой встречей с ним. В действительности Бальтерманц оказался вполне демократичным, доброжелательным человеком. Как-то он пригласил меня с моим огоньковским коллегой — замечательным фотографом Павлом Кривцовым — в свою квартиру неподалеку от Киевского вокзала. Показывал нам снимки из своего архива, рассказывал разные интересные истории, например, как общался с Картье-Брессоном, как вмонтировал небо в свой знаменитый снимок «Горе», причем продемонстрировал оба исходных негатива. Мы даже что-то выпивали. Бальтерманц подарил мне несколько авторских отпечатков. При расставании мы говорили о том, что нам, фотографам, надо чаще так вот по-дружески общаться. Но Бальтерманца вскоре не стало. В наследство от него мне досталась «кабина» — так называли персональную комнатку в лаборатории, где фотографы проявляли пленки и хранили снимки. В кабине еще оставались некоторые его вещи. Для фотографа такого масштаба, как Бальтерманц, столько сделавшего в фотографии, издано мало книг. Я знаю только три. Одна из них есть в моей библиотеке. Хорошо, что эта книга, как и все издания Photo Poche, продается по всему миру, даже в Москве. Я приобрел ее в моем любимом магазине на Тверской. Но это был последний экземпляр. Листая книгу, еще раз убеждаешься, что Бальтерманц был не только гениальным постановщиком репортажных кадров, но и прекрасным фотографом с мгновенной реакцией и тонким чувством композиции и стиля. Я бы даже сказал, он был одним из создателей стиля той эпохи, которая ушла почти одновременно с ним.


«Лев Бородулин»
Московский дом фотографии, 2003


Лев Бородулин — еще один бывший фотокорреспондент «Огонька», книга которого стоит у меня на полке. Ему 85 лет, мы время от времени общаемся через интернет, потому что живет он в Израиле и в последние годы редко приезжает в Москву. К сожалению, он не смог приехать даже на свою ретроспективную выставку, посвященную 80-летнему юбилею, которую в 2003 г. организовал Московский дом фотографии. К выставке была издана эта книга. Мы познакомились в 1993 г., когда я был в командировке в Израиле. Так получилось, что половину времени я жил в его весьма комфортабельной квартире с мастерской и выходом в сад на крыше. Благодаря связям Бородулина мы летали на военном самолете в воинские части, где вместе делали репортаж об израильской армии. Лев Бородулин пришел в «Огонек» в середине 50-х гг. и занял весьма удобную нишу спортивного фотокорреспондента. Это позволяло ему выезжать за рубеж и снимать олимпиады и чемпионаты мира. Обладая художественным талантом и имея художественное образование, он первый применил к спортивной фотографии лаконичный формалистический стиль, восходящий к снимкам Родченко. Художественные приемы, которые он использовал, дали результат, и Бородулин стал ведущим спортивным фотографом. Его не раз награждали зарубежные спортивные издания как лучшего спортивного фотокорреспондента. В книге Бородулина примерно две трети спортивных снимков, а остальные — преимущественно уличная фотография, сделанная в разных странах, конечно, и в Израиле. Его неспортивные снимки, как и спортивные, отличаются чистым фотографическим языком, часто юмором и напоминают мне творчество такого фотографа, как Эллиот Эрвитт. Неслучайно книжки этих двух классиков оказались на моей полке рядом.


Альманах «Фото'89»
«Планета», Москва, 1989


Уникальное российское издание о фотографии, которое, мне кажется, могло появиться только в то энергичное время. По существу, это толстый журнал.
Здесь собрано все: история фотографии, начиная от дагерротипа, концептуальная статья о проблемах фотожурналистики Всеволода Тарасевича, моего главного учителя, размышления Евгения Кассина о фотолитературных изданиях, диалог фотографа и редактора, статья Чингиза Айтматова с анализом работы фотографа над альбомом о Киргизии, информация о фотоконкурсах Красногорска, история отечественного фотоаппарата: Но главный объем книги занимает огромное количество сильных фотографий разных жанров. Они распределены по рубрикам «Фотожурналист и время», «Представляем», «Фотограф и его тема», «Фотоателье», «Фотолетопись». В каждой рубрике найдена своя форма представления материала. Я перечислю имена лишь некоторых авторов: Владимир Вяткин, Павел Кривцов, Игорь Гаврилов, Валерий Щеколдин, Валерий Плотников, Виктория Ивлева, Борис Михалевкин, Сергей Борисов, Владимир Филонов, Сергей Гунеев, Вильгельм Михайловский, Игорь Костин, Франциско Инфанте… Всего в книге около пятидесяти фотографов: Я счастлив, что в этом издании есть и мои снимки.


«Reuters. Notre Monde»
Thames & Hudson, Paris, 2008


Это именно та книга, которая дает мне вдохновение. Здесь 360 фотографий, отобранных из полумиллиона снимков, сделанных в 2007 г. фотокорреспондентами агентства «Рейтер». Первый выпуск сборника, который предполагается сделать ежегодным. Книга отличается от других сборников журналистской фотографии прежде всего тем, что в ней нет конъюнктурной игры на прямом показе страданий людей, как, например, на снимках в каталогах World Press Photo. Зато есть снимки, сильные чисто фотографически, среди которых встречаются просто гениальные. Например, тот, который открывает книгу, не буду его описывать, но это пример, показывающий потенциальную силу журналистской фотографии. Фотографии на разворотах книги прекрасно взаимодействуют между собой, что очень важно для восприятия. Дизайнерски удачно решена проблема расположения подписей к фотографиям, выбран правильный формат и назначена доступная цена. В общем, для меня на сегодняшний день это лучшая фотокнига. Я купил ее в Париже, но можно найти и у нас. Рекомендую.




КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Вадим Гущин

Человек меняется на протяжении всей своей жизни, меняются его вкусы и мировоззрение, иногда радикально, иногда только в деталях
19.01.2009

Владимир ГУДЗЕВ

Горький сказал, что всему, что есть в нем хорошего, он обязан книгам…
23.12.2008

Михаил СИДЛИН

Профессор Муано живет в библиотеке. Заходя к нему на бульвар Вольтер, я испытываю особое чувство — трепет? Потому что он реализовал извечную мечту советского интеллигента с французским изяществом…
01.12.2008

Анатолий БАКАНОВ

Фотографией я увлекся давно, лет с 14, и это увлечение продолжается всю мою жизнь, с небольшим перерывом в годы Великой Отечественной войны…
01.11.2008

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
19.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100