Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Этой команде удается совершать невероятные вещи. В эпоху тотальной цифровой фотографии они заставляют людей оторваться от айфонов/смартфонов и посетить фотографические экспозиции, которые являются полной противоположностью того, что эти люди повседневно фотографируют и что они видят в сети. Бьюсь об заклад, что подавляющее большинство посетителей многочисленных выставок «Фотобиеннале» совершенно ничего не понимает в том, что они видят, или в крайнем случае их оценки сводятся к ограниченным суждениям: «какой ужас!» и «нравится!». Однако они не могут не воспринимать то, что им предлагает Мультимедиа Арт Музей, Москва/музей «Московский дом фотографии» (МАММ/МДФ), поскольку он является непререкаемым авторитетом в фотографическом мире.
Десятый международный месяц фотографии «Фотобиеннале-2014» (18 февраля — 8 июня), как и все предыдущие, имел четкую структуру. На этот раз экспозиции были поделены по трем темам: «Великобритания в фокусе», «Звездное небо» и «Visual Power», всего около 50 выставок. Хотя многим может показаться, что очередное обращение к британской фотографии носит чрезмерный характер, хочу заменить, что в ней преломляется история мировой фотографии, иными словами, англосаксонская фотография является программной, и ее много не бывает. Ключевой экспозицией месячника стала выставка «Другой Лондон. Жизнь города в объективе мировых фотографов. 1930-е — 1970-е», где был представлен взгляд небританских фотографов на британскую столицу.
Месячник фотографии традиционно богат на знаменитые имена. Конечно, московскую публику сложно удивить, однако некоторые экспозиции все равно следует отметить особо. Впервые в России было представлено творчество Гарри Виногранда; показано более сотни работ Эрвина Блюменфельда, которого рассматривают как одного из родоначальников современной фэшн-фотографии; десять работ Дианы Арбус, которые она сама объединила в портфолио; фильм «Без пяти пять» Сары Мун, фотографа и режиссера, где главным для автора является не фиксация изображения, а рассказ истории. Нельзя не сказать о выставке Александра Лапина «Ускользающее время» — знаковой фигуры для отечественных фотографов.
МАММ/МДФ делает уникальные и удивительные вещи, в эпоху фейсбуков, вконтактов и инстаграммов люди приходят смотреть черно-белые изображения, сделанные десятки лет назад, когда и компьютеров-то не было. В чем же успех проекта? «Фотобиеннале» демонстрирует настоящую фотографию, цель которой не только в показе реальности, но и в проникновении в ее суть; фотография заставляет мыслить. Поэтому она может быть нецифровой, нецветной и даже, нерезкой. Например, выставка «Полароиды», где были представлены изображения, сделанные по технологии «одноступенного процесса». Андерс Петерсен снимает небольшой пленочной камерой: «Я — аналоговый фотограф. С этой небольшой камерой удобнее приближаться к людям, потому что ты к ним подходишь не как фотограф а как человек. Я ищу людей, ищу контакта и хорошего разговора».
Некоторые экспозиции мне было видеть радостно и удивительно одновременно. Удивительно потому, что эти смелые решения массовый зритель не готов воспринимать адекватно. Радостно — потому что в Москве выставляются такие работы. Например, выставка «Страна теней. Фотографии Роджера Баллена 1982— 2013 годов» была способна шокировать каждого. Я даже вижу тех, кто станет ругать F&V за размещение работы Роджера Баллена, и почти знаю, какие нелестные оценки услышу. С таким же успехом можно нападать на Достоевского, Триера и Гойю. Человеческая натура чрезвычайно многогранна, и в этом отношении фотография в соцсетях — всего лишь фикция, она ведет нас не к сути мироздания, но от нее. «Фотобиеннале» восполняет эти пропуски. Правда, всего лишь раз в 2 года. С другой стороны, настоящей фотографии не может быть много. Как и настоящих людей. Их — единицы.