Пишу я эти строки в конце декабря, когда мы отправляем в типографию февральский номер F&V. Конец года — это традиционное время подведения итогов и построения прогнозов, как правило, утопичных и тенденциозных. Немного напоминает проявление комплексов. Что произойдет в большой политике, кто уйдет, кто останется, состоятся ли Олимпийские игры, добьют ли окончательно смартфоны рынок цифровых компактных камер. С фотографией, уверяю вас, в 2014 году ничего особенного не произойдет. В апреле будет «Фотофорум», в сентябре — Photokina. Те, кто купил смартфон, купят камеру со сменной оптикой и хороший планшет.
Я уже давно заметил, что фотография является скорее явлением природы, но не составляющей человеческого социума, и развивается по своим законам, нам не известным, и не предполагает самоуничтожения. А направить ее в нужное рыночное русло — как повернуть реки. Попробовать можно, но вода все равно найдет старое русло, а если высохнет, значит, таков природный цикл.
Меня очень веселят примитивные фотографии в социальных сетях, особенно вроде toilet-look, хотя... Почему бы и нет. Когда ребенок начинает разговаривать, взрослые же не ведут с ним заумные беседы о философии Канта, а делают глупое лицо и мямлят: «Агу-агу». Фотография (массовая) сейчас переживает подобную стадию роста, вроде наскальных рисунков. Очевидно, что в будущем визуальная составляющая будет играть огромную роль не только в культуре, массовой или элитарной, но также в нашей повседневной жизни. В свое время изобрели универсальный язык эсперанто, сейчас, наверное, пора узаконивать язык смайликов. Визуальная составляющая будет увеличиваться, и не обязательно будет представлена только статичным изображением. Это могут быть самые невероятные формы, о которых мы сейчас можем только догадываться, а некоторые фотографы, вернее artists, уже находятся в активном поиске.
Да и т.н. чистая фотография, как часть визуальной культуры, не может оставаться неподвижной, замершей. Уже никогда не вернуть черно-белую фотографию советской эпохи, скажу больше, достоянием истории становятся отпечатки 10х15, их пора вводить в галерейное пространство, поскольку уже заработали свой стартовый эстимейт.
Меня волнует скорее другое. Сам по себе кадр — это всего лишь маленькая частица творчества. Многие, к сожалению, на нем так и останавливаются, возвращаясь из отпусков с гигабайтами съемки, которые потом оседают в недрах накопителей. В то же время эмоции, которые пережил человек, можно не только сохранить в цифровой копии, их можно продолжить, развить и усилить в реальном мире. Фотокнига, отпечаток на стене, в багете и с паспарту, слайд-шоу с музыкальным сопровождением (уже не совсем цифровая копия, поскольку возникает ощущение материальности!), майка с фотографией, сумка, кружка, другое дизайнерское решение. В конце концов, выставка на этаже жилого дома, в подъезде, вдоль дороги в элитном коттеджном поселке.
Нас окружает весьма бедное, я бы даже сказал нищенское визуальное пространство, и те подростки, которые раскрашивают граффити стены гаражных боксов, все-таки если и нарушают общественный порядок, то по-своему правы. Нельзя жить в серости и унынии! Наш земной шар гораздо краше, чем панельные дома новостроек. И наша жизнь зависит не только от бытового комфорта. И если мы можем поставить зимой обогреватель, а летом — кондиционер, то почему мы должны терпеть унылый вид по сторонам? А ведь комфортное визуальное пространство является такой же важной составляющей повседневной жизни человека, как удобная обувь, вкусная пища, приятные запахи и здоровые зубы во рту. Фотография в этом отношении выступает всего лишь отправной точкой. Вопрос только — куда ведет этот путь и насколько он будет ровным. Никто вам прогноз не даст, а обратного пути у нас нет.