Выставку — запретить. Жюри — разогнать. Организаторов — отлучить от конкурса. Министра культуры РФ — обязать провести расследование по поводу участия ведомства в проекте фотоконкурса Best of Russia (с 2008 года), который организован Центром современного искусства «Винзавод». Цель проекта, как говорится на сайте, «достоверно запечатлеть год из жизни России в самых ярких и неординарных фотографиях». Эта заявка претендует на колоссальное событие, которое, по идее, может стать идеологическим стержнем духовного становления нации. Сейчас слово как средство общения утрачивает ведущую роль, и с ним активно конкурирует визуальный язык. Блоги, социальные сети — мы все больше говорим с помощью изображения. Достаточно показать фотографию («один раз увидеть»), чем произносить много слов («сто раз услышать»).
В этом отношении идея Best of Russia гениальна в своей простоте. Каждый фотографирует, и количество присланных на конкурс фотографий должно быть не 20—30 тыс., а 200—300 тыс., или даже 2—3 млн, или 20—30 млн. Ведь мы хотим показать Россию «в самых ярких и неординарных фотографиях»! Это конкурс не «Винзавода», не Минкультуры, это конкурс наш, граждан России, и тех, кто приезжает к нам и фотографирует нашу страну. Мы имеем именно ту ситуацию, когда искусство "принадлежит народу". В чем же заключается задача организаторов? Прежде всего, не растерять крупицы самобытности и драгоценные таланты. К сожалению, именно с этой задачей организаторы «Винзавода» не справляются.
Уже давно я наблюдаю за результатами и каждый раз расстраиваюсь. Не возмущаюсь, но сильно переживаю. В этом году (результаты 2014-го объявлены в январе 2015-го) ситуация вышла за рамки разумного переживания, и, на мой взгляд, проблему надо рассматривать на более высоком уровне. Если фотографии 2014 года заявляются как «лучшее в моей стране», то либо я живу в другой стране, либо организаторы с «Винзавода» (при поддержке Минкультуры РФ?) хотят убедить меня, что моя страна не та, какой я себе ее представляю.
Итак, среди победителей (всего 357 работ) конкурса присутствует фотография Кирилла Овчинникова «Чонгарский перешеек. Украинская армия» (номинация «Люди. События. Жизнь»). Причины, по которым Кирилл Овчинников выслал эту работу на конкурс, не так важны; важно то, что она вошла в число победителей. На снимке мы видим украинский флаг, бронетехнику и военного. Согласно сайту http://rusrep.ru, снимок сделан автором для «Русского репортера» 13 марта 2014 года и называется он (на сайте) «Крым: последний рубеж. Блокпост армии Украины на границе с Крымом. Автоматы не заряжены — таков приказ, чтобы не было самопроизвольного выстрела». Подпись в фотоконкурсе отличается от оригинальной и вводит в заблуждение зрителя. Более того, международный договор о присоединении к России двух новых субъектов — Крыма и Севастополя — был подписан 18 марта. Значит, и справа, и слева от блокпоста — украинская (пока еще) территория. Мне даже сложно представить, что хотели сказать члены жюри и организаторы, когда выбрали эту работу. (Странно другое. Когда этот материал отправлялся в печать, я обнаружил, что фотография Кирилла Овчинникова чудесным образом исчезла из числа победителей. А количество самих победителей уменьшилось до 349.)
Юрий Кузьмин стал победителем в той же номинации «Люди. События. Жизнь» с работой «Русский мир». Две девушки в платьях, в дизайне которых используются цвета российского флага и флага Донецкой республики, стоят на фоне стены, на которой горит флаг США. Безусловно, мне небезразлична ситуация в мире, скажу лишь, что эта фотография (постановочная, а не репортажная) является надругательством над государственным флагом США. Это оскорбление не ястребов Пентагона или представителей президентской администрации, но всего американского народа. И не думаю, что «американскому хирургу», который «делится своим опытом с ульяновскими коллегами в областной детской больнице» (фотография «Санкциям вопреки», номинация «Такая работа», автор Павел Шалагин), будет приятно видеть себя рядом с горящим флагом своей страны. Более того, если фотоконкурс «Лучшее в России» представляет такую работу среди победителей, означает ли это, что оскорбление флага США является позицией всей страны?
На фотографии Марка Назарова из Великого Новгорода «Серия "Цветы" 101-7 Вьюн» (номинация «Стиль») показана полуобнаженная женщина со спины. Отличный снимок, однако я сразу начинаю задумываться о возрастных ограничениях. Как выяснилось, Best of Russia не имеет таковых. Согласно условиям, в конкурсе может принять участие «любой человек, вне зависимости от возраста». Организаторы гордятся, что, например, в 2012 году диапазон был от 6 до 79 лет. На самом деле, «Вьюн» даже для взрослых провокативен. Он смотрит на зрителя женским задом, и этот «зад» достаточно детализирован в самом интимном месте. Кстати, голые женские зады не самые характерные сюжеты для номинации «Стиль». Всего поступило 2003 снимка, среди них я насчитал всего пять голых женских задов (0,25%), но только «Вьюн» отличается наиболее выразительной детализацией в области гинекологии и проктологии.
В социальных сетях комментарии более категоричны. «Итоги конкурса неадекватны. Достойные работы в победители просочились, но их очень немного. Главная цель конкурса — представить Россию перед мировым сообществом в наихудшем виде, поэтому тщательно выискивались (и даже фальсифицировались) все негативные и бездарные сюжеты». Самый емкий вывод принадлежит Олегу Неугодникову: «Создается устойчивое впечатление, что по какой-то причине в фотографический конкурс в этом году в жюри забыли включить фотографа». Более того, Олег Неугодников направил в ЦСИ «Винзавод» на имя его руководителя и члена жюри Софьи Троценко открытое письмо-обращение: «После конкурса 2014 года, самого слабого по уровню работ-победителей, организаторам проекта Best of Russia ЦСИ "Винзавод" пора бы уже задуматься над тем, куда направляется их поначалу отлично зарекомендовавшее себя детище. И нужно ли оно вообще, а точнее, полезно ли нашему не только фотосообществу, но и широкому кругу зрителей, всей российской культуре, которая не может измеряться только деньгами бизнеса».