О больном времени и здоровой пропаганде
Время лечит, и с этим утверждением сложно спорить. Другое дело, что в результате подобной терапии иногда получается не тот результат, который ожидался. В 2005 году редакция Foto&Video выпустила майский номер, посвященный военной тематике и приуроченный к 60-летию Победы. Помню, что нам всем было интересно работать, изучать архивные материалы, выбирать фотографии. Мы активно обсуждали истории, связанные с фотографией «Минометчика Поликарпова» (автор Владимир Юдин) на обложке того майского номера. Редактор журнала Андрей Паршев писал статью про первую фотографию знамени Победы над поверженным Рейхстагом (автор Виктор Темин). Мы все, взволнованные, ждали выхода номера и реакции аудитории. Так вот, к моему удивлению, никакой особой реакции и не было. Безусловно, глупо ждать шквала хвалебных откликов и благодарностей. Однако даже если приходит одно письмо, или мы слышим одну реплику от читателей, одно высказывание в форуме, — это уже результат. К сожалению, ничего не произошло. Признаться, я был обескуражен. Любая другая публикация в журнале может вызвать активные отклики, но, как выяснилось, не тема ушедшей войны.
Это было 10 лет назад. Несмотря на все, я не стал делать никаких категоричных выводов. Однако известные события на Украине последних 2 лет заставили меня вновь вернуться к анализу восприятия войны 1941—1945 годов. Уже несколько лет я наблюдаю конфликтную ситуацию. С одной стороны, время действительно лечит, и люди забывают военные события, с другой — я все отчетливее понимаю, что Великая Отечественная война изменила судьбы всех семей страны. Да, многие фразы воспринимаются как лозунги, но если отбросить идеологический окрас, осознаешь, что все мы вышли из военной шинели. Война в нашей памяти — это не столько георгиевские ленточки, это кардинальное изменение судеб поколений. И когда сейчас т.н. творческая личность зашнуровывает георгиевскую ленточку в модные кеды и рассуждает о том, как она хочет «стать креативным директором», я не злюсь и не ужасаюсь, но дико сожалею.
Только сейчас я стал понимать (а сколько лет прошло!) правильность, грамотность и последовательность патриотического воспитания молодежи, которое насаждалось в советские времена. Уроки мужества, линейки, вахты памяти... Я не был исключением, и многие вещи не воспринимал всерьез, а тем более близко к сердцу. Сказали сидеть и слушать — сидел и слушал. Но именно это дало эффект. Даже просто прослушивание военных песен в походах вечером у костра. В 14 лет подобная информация воспринимается по-иному, и тогда скорее думаешь об одноклассницах, а не о смысле песен. Со временем впечатления об одноклассницах уходят, а вот слова военных песен в памяти остаются. И сейчас я ни за что не стану привязывать георгиевскую ленточку на дворник на лобовом стекле автомобиля. Наблюдая истерию в мире, которая происходит по поводу украинских событий, я с ужасом понимаю, что если бы в советские времена не было такой колоссальной антивоенной пропаганды, то сейчас мы бы не смогли им противостоять именно на уровне сознания людей.
Тем не менее я не хочу, чтобы мне запрещали обсуждать сложные вопросы. Например, все помнят историю с опросом, который провел телеканал «Дождь». Признаюсь честно, я на стороне коллег-журналистов, и если бы я работал на телеканале «Дождь», то был бы одним из самых категоричных сторонников проведения этого опроса, даже если бы потом пришлось отвечать в суде. Почему? Потому что спустя 70 лет после Победы такие непростые вопросы и даже еще более неприятные не только можно, но обязательно нужно поднимать. Именно возможность подобных дискуссий и будет означать патриотическую целостность нации. Да, я хочу поднимать самые острые вопросы и получать на них ответы, а не запреты. Например, возьмем известные произведения беглого советского разведчика Виктора Суворова (Резуна), посвященные причинам начала войны. После их прочтения я ничуть не перестал быть патриотом своей страны — мой интерес к ее истории стал еще сильнее.
Несмотря на активные происки зарубежных идеологов, переписать историю, наверное, уже вряд ли удастся — слишком эффективной оказалась советская идеологическая машина, и я тому — хороший пример. Важно, чтобы эта пропаганда продолжала так же эффективно работать в современной России, чтобы георгиевские ленточки не зашнуровывали в кеды и чтобы памятники не разрушали, чтобы действительно помнили, и не только «дети войны», а все последующие поколения. Да, время лечит, но здесь нужно не выбирать лечить/не лечить, но просто помнить. Память должна быть всегда здоровой.
Гость
29.07.2015 01:28:28
|
Мне очень грустно, что в новом номере журнала нет "Постных мыслей" главного редактора. Мне грустно, что он не задает неудобные вопросы, не обсуждает спорные темы, не обращает внимание на какие-то сложные и правильные вещи... Я не могу сказать, что во всем была согласна с ним. Иногда мне хотелось спорить, иногда - наоборот, со всем соглашаться, но важно то, что это был хороший, правильный разговор, диалог! А ведь без этого немыслима настоящая фотография, немыслимо настоящее искусство, настоящий репортаж. Нельзя снимать "просто красивые картинки", вырванные из времени, не отражающие современное состояние общества в котором создаются. Не выдержат они проверки временем, если в них нет рефлексии, жизни, поиска. Уйдут, как нечто временное и проходящее.
Мне грустно, что и фамилия главреда журнала внезапно изменилась. А Владимир Нескоромный теперь значится скромным редактором. Почему так - можно только догадываться и строить предположения... Надеюсь только, что для Владимира Нескоромного эти изменения, как и любое движение, будут полезны. Я уверена - возникнут новые возможности, новые горизонты. Жаль мне только читателей, ведь приходится признать, что любимого многими журнала, к сожалению, больше нет. Нам осталось только радоваться письмам в редакцию и надеяться, что в следующем номере не исчезнут и они...
Журнал с другим главредом, возможно, будет более успешен, возможно, будет еще долго существовать, возможно, будет лучше или хуже, но без "Постных мыслей" он не будет для меня живым, не будет любимым. ...Когда ты с радостью и нетерпением ждешь каждый новый номер (ну когда уже!), начинаешь читать (естественно, с конца - с "Постных мыслей"), потом "Письма" (думаешь - как здорово, что в современной России есть такие статьи и не где-нибудь в жжешечках или темном углу, а все-таки в печатном издании), а потом - с перерывом (надо подумать или просто осознать) - переходишь и к новинкам и к классикам и просто к фоткам...
Мне грустно.
|
|
|
18.03.2015
|
|
18.02.2015
|
|
17.12.2014
|
|
19.11.2014
|
|
Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»
|
|
Календарь событий и выставок
|