Текст и фото
Юрий ГАЛЫБИН
В своих воспоминаниях начала ХХ века художница Елизавета Кругликова писала: «Мне не хватало времени, чтобы делать офорты, и вот я нечаянно сделала монотипию, не зная даже, что это именно монотипия». Личная творческая находка Елизаветы Сергеевны, во многом сообразная эпохе, когда не хватало времени, а хотелось сложной лихорадочной работы, свободы, импульсивности и новых художественных форм, была замечательной. Преимущества Кругликова находила в том, что «на оттиске не отражаются трудности работы» и зритель может сразу воспринимать художественную суть, а не техническую изощренность произведений.
Монотипия — вид печатной графики. Ее изобретателем считается итальянский художник и гравер Джованни Кастильоне (1607—1665). Под монотипией понимают нанесение на гладкую поверхность рисунка с последующим оттиском на бумагу. Отличительные черты этой техники — легкость, быстрота, элементы случайности.
Однажды и я нечаянно открыл для себя монотипию, уже применительно к фотографии. Когда захотелось перевести серию работ под названием «Уличные шахматы» на деревянные загрунтованные плашки и потребовался дополнительный носитель, я стал печатать снимки на прозрачной полиэстеровой пленке. Потом накладывал ее на подготовленную поверхность и прокатывал валиком, перенося еще сырую краску с пленки на загрунтованную основу.
Хотя полученная серия отпечатков осталась лишь на бумаге из-за несоответствия общей идее подборки, впечатление от применения этого технического приема мне понравилось. Интересно было наблюдать за поведением еще влажного отпечатка на пленке. Изображение изменялось, искажалось. Такая с виду непроизвольная деформация создавала некую случайность, странную необходимость проявиться картинке так, а не иначе. Результат не зависел от меня, что было крайне занимательно. Невольно захотелось самому поучаствовать в процессе. Я взял в руки кисть и стал очерчивать контуры объектов, прорабатывать их фактуру, растушевывать фон.
Мне приходилось уделять много внимания композиции и цветовым конструкциям основных объемов изображения, формально выстраивая их на плоской поверхности, отрицая при этом не только писание объемов светом, но и глубину общей картинки с ее многоплановостью. Конечный оттиск становился проще, но эффектней. Правда, такой результат получался, только если данная техника применялась к правильно подобранному исходному изображению.
Для стилизации снимков серии «Уличные шахматы» я использовал Photoshop. Полученные «движения» сродни самой монотипии, для которой свойственно некое упрощение, непроизвольное изменение видимого. На отпечатках человеческие движения проявлялись как выделенные из общего текущего процесса, дробные, отдельные, частные, не смысловые — формальные.
Размышления, начатые в «Уличных шахматах», воплотились в визуально однородную серию работ под названием «Чужие движения». Главная идея — представить человеческое тело носителем первичных зрительных ощущений (объема, фигуративости, цвета) — реализовалась именно благодаря монотипии. Эта техника печати — видимо, любящая, чтобы ее каждый раз открывали заново, — усилила выразительность фотоизображений.
Компьютерная обработка
Выбранный снимок должен быть простым по композиции и динамичным по контрастности. Сначала его необходимо зеркально отобразить, чтобы потом, при оттиске с пленки, вернуть в первоначальное положение.
Дальнейшая обработка следующая: делаем изображение более контрастным, убираем лишние детали, оставшиеся свободно размещаем на фоне, который можно залить темно-серым цветом. При работе с цветным изображением делаем его более насыщенным.
По сути, применяем к фотографии принципы рисунка или печатной графики: конструктивную и композиционную цельность, ритмичность, пространственные, а не функциональные соотношения, связь линий и плоскостей.
Если оставить второстепенные детали, то при оттиске в лучшем случае они сольются в неопределенный фон, а в худшем — повредят основное изображение. Для монотипии важны пустоты в композиции!
Печать
Предварительно продумываем размер будущего отпечатка. Учитываем, что получаемый эффект зависит от скорости печати принтера и формата бумаги. Меня вполне устраивает A5. На фотографии большего формата скатывание краски меньше.
Смешанная техника неприхотлива к при меняемому оборудованию. Для нее годится практически любой фотоаппарат (у меня Fujifilm X-20 с весьма полезным фильтром динамически неоднородного воспроизведения тона) и обыкновенный струйный принтер.
Я использую одностороннюю полиэстеровую пленку для струйных принтеров фирмы Lomond формата A4. Печатать фотографию нужно на нерабочей поверхности, без клеевой основы. Именно в этом случае перед нами на короткое время (не более одной-двух минут) появляется влажное изображение, которое и предстоит доработать.
Доработка
Кладем пленку на белый лист бумаги изображением вверх и начинаем сопереживать преображению снимка. То помогать, то проявлять насилие, то своевольничать.
Применяем кисти для живописи, ватные тампоны и все, чем можно изменить изображение. Не возбраняется, к примеру, сбрызнуть пленку водой и потом подивиться на результат. Важно помнить о конечном замысле и всегда проявлять (по советам Елизаветы Кругликовой) сосредоточенность, ловкость, быстроту мысли и творческую интуицию.
Собственно, вся техника монотипии сводится к усвоению этих навыков. Дальнейшая судьба готового произведения — дело десятое, ведь полученный через собственное рукоделие опыт важнее! Я отношусь к своим работам как к дидактическому материалу, который крайне полезен, незаменим и, возможно, пригодится другим.
Дорабатывая изображения на пленке, следите за временем. Одно и то же движение кистью в начале работы и в конце даст разный эффект, поскольку краска меняет свою вязкость.
Оттиски
Качество бумаги имеет первостепенное значение для оттиска. Известно, что у разных видов (фотобумаг, акварельных, ват-манных, офисных) от разных производителей плотности, фактуры, впитывающие свойства не одинаковы. Поэтому ваш выбор бумаги зависит от задумки, от того, насколько конечное изображение должно быть размыто, искажено, под какие виды графики стилизовано. После многочисленных проб я остановился на матовой фотобумаге плотностью от 250 мг на см2, которая позволяет после нескольких наложений получить необходимую насыщенность основного тона или его оттенков. При работе с глянцевой фотобумагой вам, скорее всего, понадобится только один оттиск.
Сначала переворачиваем пленку и накладываем ее на лист бумаги. Если для вас важно попасть в самый центр листа, заранее отметьте на нем контурные точки. На один лист проводится несколько наложений одной выбранной для работы фотографии. Хорошая прозрачность пленки играет ключевую роль: сквозь нее я могу видеть изображение на фотобумаге и точно накладывать следующее.
Затем прокатываем пленку резиновым валиком и переносим изображение на бумагу. При оттиске второго и третьего слоя работайте валиком выборочно: возможно, некоторые фрагменты картинки уже не нуждаются в усилении. При нескольких наложениях не следите за совпадением всей картинки, совмещайте только два малых фрагмента по диагонали. При работе с цветным изображением попробуйте первый слой сделать монохромным и только следующие — цветными.
Теперь перед нами уникальный оттиск, который повторить не удастся. Это, конечно, плюс описываемой смешанной техники, но в случае неудачи придется начинать все заново.
После оттиска протираем пленку влажной материей и используем еще раз. Не останавливаемся на достигнутом, возможно, оттиск на фотобумаге нуждается в сканировании и продолжении работы над ним.
Таковы основные этапы работы. Количество же творческих вариаций в каждом из них бесконечно. Действия с каждым начальным изображением осуществляются как бы с чистого листа: очень трудно опираться на предыдущий опыт, настолько много нюансов в каждой обработке.