«Ъ» — не пустой звук
В 1918 г. в связи с очередной реформой русского языка было упразднено написание «Ъ» на конце слов. Народный Комиссариат Просвещения заявил, что следует «Исключить букву Ъ в конце слов и частей сложных слов, но сохранить ее в середине слов в значении отделительного знака». Новые правила правописания прижились довольно быстро, никто особо не жалел о пропаже «Ъ». В словах же, где твердый знак остался, его прямым назначением является указание на пустое место в слове, на отсутствие какого-либо звука.
Но с начала 90-х гг. прошлого века символ «Ъ» опять стал приобретать очень важное значение в нашей стране. Однако на этот раз не в качестве буквы, а в качестве бренда набирающего обороты издательского дома «КоммерсантЪ». Стартовав с одной газеты тиражом всего 40 тыс. экземпляров, «Коммерсантъ» (далее по тексту используется сокращение «Ъ». — Прим. ред.) перевоплотился в целый издательский дом, выпускающий, помимо ежедневных газет, еженедельные и ежемесячные журналы различных типов и тематики. Многие журналистские принципы, которые воспринимаются сейчас в России как норма, были в свое время введены «Ъ»-ом.
Немалое число последователей и признание приобрела также фотослужба ИД «Ъ», основанная в 1990 г. Заложенные еще 17 лет назад фототрадиции используются в ней и по сей день. Ее кредо можно сформулировать следующим образом: «Продукт должен быть интересным».
Конечно, это включает в себя множество составляющих. Юрий Дьяконов, шеф-редактор фотослужбы, расшифровывает его следующим образом: «Чем может быть интересна фотография? Необычной формой исполнения, необычным углом зрения, необычной подачей всем известного человека. Потенциальному зрителю нужно что-то неординарное, это и есть основа изобразительной стилистики — по возможности необычно смотреть на вещи, события, объекты; преподносить их в новом свете».
Кто в доме хозяин
Фотослужба ИД «Ъ» неотделима от имени ее директора Эдди Оппа (Эдвард Опп/Edward Opp), он занимает эту должность с 1997 г. Сам родом из Техаса, впервые в СССР попал по туристической путевке из Швеции, где в то время жил и работал. После этой поездки решил изучить русский язык, чтобы поближе познакомиться с людьми и с культурой. В 1992 г. Эдди Опп перебрался в Москву, окончательно избрав для себя профессию фотографа как наиболее подходящую для того, чтобы иметь возможность видеть страну. Он неоднократно удостаивался наград за свои фотоработы, но с приходом на место директора фотослужбы ИД «Ъ» творчество пришлось оставить. На вопрос, не жалеет ли он об этом, Эдди Опп отвечает: «Конечно, творчеством хочется заниматься всегда. Но сейчас у меня тоже очень интересная работа, несмотря на то, что она совсем не оставляет времени для съемки. Снимать — это не хобби. Я думаю, что бOльшая часть профессиональных фотокорреспондентов, как и я, когда они на работе — они на работе, а когда нет — они не держат постоянно камеру в руках, не ходят и не щелкают все подряд. Фотожурналистика для меня — работа очень интересная, она дает очень широкие возможности видеть необычные ситуации и даже участвовать в них, знакомиться с новыми людьми. В фотожурналистике должен присутствовать как журналистский (документальный) элемент — «тут был я, и мне удалось создать такой фотодокумент», так и творческий — ведь фотография является одним из видов искусства. Таким образом, это чрезвычайно богатый вид деятельности, поэтому хорошо сделанная работа действительно приносит очень большое удовлетворение. На съемке у человека должна быть включена и голова, и сердце, он должен обладать стремлением, желанием создать что-то ценное и достойное внимания многих людей. Это труд, это не отдых».
Свои обязанности Эдди описывает следующим образом: «Моя работа заключается в том, чтобы фотографии, которые выходят в "Ъ", соответствовали нашей концепции, отвечали нашим требованиям, другими словами, были на самом высоком уровне. Помимо того, они должны вовремя поступать в издания. Создание условий для этого — вот чем я занимаюсь».
Работа директора включает в себя множество аспектов: он должен держать творческую линию, заведовать организационной, административной и бюрократической частью. В организационную деятельность входит установление связи с другими фотослужбами, налаживание контактов с пишущими журналистами. Много времени отнимает решение финансовых и хозяйственных проблем. Чтобы производство не тормозило, служба всегда должна быть обеспечена необходимым оборудованием, а сотрудники должны исправно получать зарплату.
Эдди Опп жалуется, что не успевает лично контролировать текущую работу каждого бильдредактора. Взамен этого в фотослужбе введена практика организации собраний по разбору уже вышедшей работы. На ее основании идет обсуждение успехов и просчетов, анализ возникающих проблем с целью их ликвидации в дальнейшем.
По мнению Эдди Оппа, руководителю любой фотослужбы всегда нужно помнить о том, что крайне важно не только хорошо производить фотографии, но и хорошо их реализовывать. «Недостаточно просто делать красивые и качественные снимки, они могут быть сколь угодно замечательными, но если они не дойдут до полос или дойдут не в том размере и не в той подаче, то потеряют свою ценность».
Для успешного функционирования каждая фотослужба обязательно должна иметь выход на более-менее постоянную группу изданий, которые будут публиковать поставляемые фотоработы. У всех издательств имеется макет, по которому они рассчитывают количество и качество необходимых фотографий. Но зачастую происходит так, что пишущие начальники не уделяют должного внимания качественным снимкам и иллюстрированию в целом. Так что найти достойный выход для достойного продукта не так уж легко. В этом смысле фотослужбе «Ъ», по словам Эдди Оппа, повезло. Нынешнее руководство понимает и ценит хорошие снимки.
Механизм работы
Первым делом, еще до того как начать разговор, Эдди Опп выдает бумажку со схемой, которая условно изображает всю структуру объединенной фотослужбы ИД «Ъ», затем уже последовал устный рассказ о работе.
На данный момент в рядах работников фотослужбы официально числится 52 человека. К каждому изданию «Ъ»-а (газета, «Ъ-Власть», «Ъ-Деньги» и пр.) прикреплен свой бильдредактор, а к каждому бильдредактору — свой фоторедактор, или, проще говоря, ассистент. Вместе они отвечают за весь фоторяд, который идет в данное издание.
Фотографы не привязаны к конкретным изданиям; у них есть специализации по типу съемки, т.е. по принципу, что у кого лучше всего получается снимать (политику, спорт, портреты, жанры, работа в студии и проч.). Но это разделение довольно условно, в принципе все фотографы представляют собой единую группу. Бильдредактор сам выбирает того, кто сегодня не занят, и направляет на съемку. Оклад у фотографов небольшой, основной доход идет от гонораров, за счет чего развивается здоровое чувство конкуренции. «Чем лучше ты снимаешь, тем чаще выбирают, тем больше гонорары», — поясняет Эдди Опп.
На штатной основе в службе работает 14 фотографов, и еще с 70–80 гг. с фотографами ведется внештатное сотрудничество. Однако все вместе они производят только половину публикуемых в «Ъ»-е изображений. Остальная часть фотографий покупается. У фотослужбы заключены договора со многими агентствами, в их архивах бильдредакторы могут искать необходимые снимки. Как правило, это фотографии, связанные с происшествиями в мире.
Собственный международный корреспондент у «Ъ»-а всего один, в Вашингтоне. Правда, на все широкомасштабные, принципиально важные события обязательно направляются корреспонденты из московского штата фотографов. К событиям такого разряда относятся президентские и правительственные встречи, совещания, переговоры; трагические события — взрывы, террористические акты, землетрясения, наводнения; события, представляющие потенциальный интерес для читателей, например, важные научные открытия, похороны Папы Римского, громкие судебные процессы, светские тусовки. Работа корреспондентов «Ъ»-а за границей в основном сфокусирована на событиях, связанных с нашими ньюсмейкерами. А для иллюстрирации материалов, которые напрямую не связаны с Россией, в ход обычно идут агентские фотографии.
Надо отметить, что «Ъ» не только покупает чужие снимки, но и успешно продает свои. Для этой цели создан специальный отдел по внешним связям, состоящий из трех человек. Среди «клиентуры» примерно 70 процентов составляют российские издания и 30 — зарубежные, незначительная доля снимков покупается рекламными фирмами и частными лицами.
Неотъемлемой составляющей фотослужбы, безусловно, является архив фотографий, состоящий из двух частей. Существует общедоступный архив в электронном виде (см. www.kommersant.ru/ photo/archive/), куда попадают избранные снимки, их просмотр открыт для любого желающего. Вторая часть — это архивное помещение в ИД «Ъ», где хранятся все-все-все фотографии, сделанные когда-либо работниками службы.
«Съемка — это золото. Это документ, это творчество, это история. Ничего нельзя выбрасывать. Бывает так, что вдруг может понадобиться какой-то редкий кадр, который не заслуживал внимания на тот момент, когда был сделан. Тут-то и может спасти этот архив, где остаются абсолютно все съемки. Другое дело, что далеко не каждый кадр дойдет до нашей электронной "выборки"…», — комментирует Эдди Опп.
Раньше снимки попадали в виде пленок в шкафы, но с приходом цифровой аппаратуры пленку заменили DVD-диски. Это позволило сэкономить место и временно отложить поиск свободного пространства под новые шкафы.
Люди — это хорошо, а вкупе с техникой — еще лучше
Немаловажную роль в исправном функционировании фотослужбы, само собой разумеется, играет ее техническое оснащение. Остановлюсь подробнее на таких специфических аспектах, как программное обеспечение и аппаратура для съемки. Все программное обеспечение подогнано специально под нужды фотослужбы ИД «Ъ». Будучи в прошлом программистом, Эдди Опп сам взялся за разработку необходимых программ.
«Инструменты у нас индивидуальные, сделанные нами для нас же с учетом всех потребностей, — говорит Юрий Дьяконов. — Я совсем не программист, но я могу определить, что нужно для журналистской деятельности, задать параметры, а Эдди — очень хороший программист и он может все эти идеи переложить на язык программного обеспечения. Мы не стоим на месте, периодически что-то корректируем в соответствии с нашими запросами. Благодаря этому мы не отягощены "фабричным объемом", у нас остается больше времени для творческой работы».
Ежемесячно для всех изданий ИД «Ъ» требуется не менее 5–6 тыс. фотографий — и это только те, которые публикуются, а помимо них надо разбирать и архивировать еще и нереализованные снимки, руками такое сделать невозможно. Правильное программное обеспечение освобождает от чисто механической работы и помогает «не утонуть» в беспрерывном потоке фотографий.
Т.к. фотослужба объединенная, очень важно, чтобы все редакторы могли иметь открытый доступ к фотографическому материалу друг друга. Все должно быть правильно подписано, архивировано, чтобы к продукту можно было легко обратиться вторично (как уже было сказано выше, в таком бизнесе крайне важно иметь богатый архив). Не меньшее внимание уделялось разработке инструментов для редактирования съемки.
Все те же самые программы применяются и на уровне регионов, за счет чего региональные и московская «Ъ»-ские редакции связаны в единую систему.
Теперь несколько слов об аппаратуре. В штатный комплект фотографа «Ъ»-а на сегодняшний день входят: цифровая зеркальная камера (корпус), 3 объектива (широкоугольник, нормальный зум и телевик), пара вспышек и несколько конвертеров, меняющих возможности объектива. До 2003 г. съемка велась преимущественно на пленку, теперь все снимается на «цифру». Это произошло не сразу, а довольно постепенно.
По мнению Дьяконова, чисто теоретически весь переход можно было бы совершить за пару дней: выкинуть старую технику, закупить новую, перевести архив в электронный вид. Но на деле препятствием к этому было беспрестанное развитие технологий. То, что считалось пределом мечтаний два года назад, мало кого может заинтересовать сегодня. Цифровая аппаратура все время совершенствовалась, появлялись новые поколения фотоаппаратов, технику необходимо было постоянно обновлять, чтобы идти в ногу со временем.
«Идею можно было бы реализовать на практике за три дня, но в качественном плане это удалось года за два. Это скорее зависело даже не от нас, а от производителей. Мы всегда покупали для корреспондентов все самые последние разработки».
А еще…
Последний год большое количество рабочего времени, внимания и сил фотослужбы направлено на строительство системы своих подразделений в тринадцати регионах России и в Украине. Отделения региональных редакций существуют уже давно, там издаются меньшие по объему газеты, сделанные на основе федерального московского номера с добавлением местных полос. В таких редакциях работает порядка 30 человек, но для полноценного ведения местных новостей им не хватает высококвалифицированных фотографов, отвечающих стандарту и творческой линии «Ъ»-а.
Отдавая себе отчет в том, что фоторепортаж — это довольно специфическая область журналистики и корреспонденты снимающие всегда немного отличаются от корреспондентов пишущих, московское отделение старается курировать работу фотографов в регионах, делится технологическими инструментами и пытается создать с ними большое творческое объединение.
В этом году состоялся Первый всероссийский семинар руководителей региональных фотослужб «Ъ»-а. Сначала все съехались в Москву, где два дня посвятили теоретическим занятиям. После чего все вместе полетели на практическое задание в Дубай, где также провели два дня. В первый день был разработан план предстоящей съемки, которая должна была проводиться в четырех разных эмиратах. На следующее утро все отправились по своим объектам. Здесь очень важна была четкая организация, т.к. в итоге личное задание каждого должно было стать составляющей частью общего продукта. Эксперимент прошел вполне успешно. Избранные снимки можно было увидеть на страницах приложения «Туризм» к газете «Ъ», полностью репортаж из Арабских Эмиратов был представлен в электронном виде на сайте «Ъ»-а.
Но это еще не вся «факультативная» деятельность фотослужбы. Определенную популярность приобрели выставки первополосных кадров «Ъ»-а, проходящие каждые два года. Следующую при благоприятном раскладе планируется организовать весной этого года. Она станет четвертой по счету. Предварительный отбор уже сделан (и фотослужба «Ъ» даже великодушно позволила корреспонденту F&V ознакомиться с потенциальными снимками для следующей выставки), но прежде чем будет сделан окончательный выбор фотографий, достойных участвовать в выставке, должна пройти немалая цепочка промежуточных отборок. «Нам важно создать целостный продукт, который бы наглядно отражал то, чем мы занимаемся», — говорит Эдди Опп.
Стиль «Ъ» во времени
Неординарность, неожиданность, отрицание традиционных подходов — это то, что всегда отличало фотографии «Ъ»-а. Другое дело, что в разное время разные снимки считались необычными и интересными.
Заря работы фотослужбы пришлась на начало 90-х гг., послеперестроечное время, т.е. на такой исторический период, когда после стольких лет жесточайшей цензуры наконец-то открылись шлюзы свободной журналистики. Это повлекло за собой довольно резкую реакцию со стороны самих журналистов. Некоторые стали неправильно использовать эту свободу, из-за чего появлялось много «чернухи», рассчитанной на эпатажную реакцию.
Многие выходили за рамки профессионализма, но зато привлекали внимание. Такой же принцип лег сначала и в основу стилистики «Ъ»-а, который своим примером показывал, что фотографий не должны стесняться, они должны быть неординарными, пусть даже и с нарушением профессиональных стандартов. Со временем фотография в России, как и журналистика в целом, становилась более компетентной. И в фотографиях «Ъ»-а тоже возросло значение профессионального критерия, но при этом главный принцип остается неизменным: снимок должен быть интересным. Интерес может представлять собой нестандартная ситуация, неожиданное выражение лица, необычная обстановка.
Эдди Опп утверждает: «Мы не стремимся к тому, чтобы создать эпатаж ради эпатажа. Если фотография интересная, это вовсе не значит, что она не соответствует реальности. Поясню на примере: на лице человека бывает выражение, которое трудно ловится, однако же оно имеет отношение к реальным эмоциям. Фотографу посчастливилось его поймать, а мы не постесняемся опубликовать снимок».
Об изменениях в специфике подхода «Ъ»-а к фотографии рассуждает Юрий Дьяконов: «Само собой разумеется, мы не можем использовать те шаблоны, которые открыли пять лет назад. Тогда они были свежими, сейчас уже протухли, их нельзя использовать слишком долго. Ведь любое искусство интересно, если оно развивается, эволюционирует. Хотя при съемке трагедий (природных катастроф и прочего) основная задача фотографа не изменилась. В снимке должно ощущаться присутствие автора, картинка должна максимально реалистично передавать суть события.
Изменения в специфике подхода затронули, прежде всего, изобразительные решения, а не содержательные. Точно так же, как сменялись стили в литературе и живописи от реализма в сторону абстракции, так и в фотографии стала больше проявляться тяга к символам, лаконичным формам, каким-то намекам, образам, которые невозможно применить при реалистическом подходе. Мы даем определенную изобразительную версию, а зритель ее сам может развивать. Как он ее домыслит, это уже зависит от его воспитания, интеллекта, понимания изобразительных ценностей и того, насколько он подготовлен к тому, чтобы на него воздействовали.
Мы никогда не стараемся опуститься до уровня публики, напротив, мы хотим поднять публику до нашего уровня, хотим способствовать развитию у нее собственного мышления. Мы не навязываем всем одно и то же, каждый имеет право на субъективное видение. Мы бы хотели, чтобы человек, глядя на нашу фотографию, мог думать, представлять, фантазировать».
Анисия БОРОЗНОВА
Дополнительная информация:
www.kommersant.ru