Текст
Михаил ЧЕРНЯЕВ
Никто не знает, сколько точно фотошкол, фотокурсов — учебных заведений по фотографическому дополнительному образованию в России. Строгий учет, как, например, в случае с высшими учебными заведениями, здесь не ведется. О количестве можно только догадываться по добровольной регистрации самих фотошкол/фотокурсов на тематических интернет-ресурсах. Например, на одном популярном сайте их — 579. Для сравнения: вузов в нашей стране — 969. Много это или мало? По данным Федеральной службы государственной статистики за 2014 год, численность населения России составила 143,7 млн человек. Получается, что в среднем на 249 тыс. человек приходится одно учебное заведение по фотографии. И это очень мало. И тем не менее, когда будущий слушатель начинает выбирать курсы, он оказывается в ступоре из-за огромного количества разнообразных предложений. Парадокс, но факт.
Откуда взялось такое количество? Первые фотошколы создавались около 15 лет назад. Можно назвать несколько знаковых, которые стоят у истоков. Фотошкола «Фотограф» начинала свой путь в главном кинематографическом вузе страны — ВГИКе. Примерно в это же время образовалась «Академия фотографии», чуть позже — Московская школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, как структурное подразделение музея «Московский дом фотографии». Бурное развитие фотостудий за последние годы также привело к созданию неимоверного количества курсиков, курсов, проведению мастер-классов, семинаров. Фотостудии, пытаясь выжить, организуют обучение, несмотря на отсутствие лицензии и педагогического опыта у персонала. Многие фотографы-практики, даже известные имена, встали в ряды педагогов. Но хороший фотограф — это не обязательно хороший педагог.
Кто действительно научит? Педагог — это профессия, которой надо учиться, прежде чем взять на себя нелегкий труд и ответственность — учить других. В первую очередь это профессионалы, получившие образование во ВГИКе советского и постсоветского периода. Так сложилось исторически, что на кинооператорском факультете этого вуза были созданы и освоены теоретические и практические фундаментальные методики и технологии преподавания фотографических дисциплин. Но время не повернуть вспять.
Что же делать тем, кто только сегодня почувствовал призвание к педагогической деятельности в сфере фотообразования? Есть две новости.
Плохая новость. Высшего фотографического образования у нас в стране нет. Почему? Объяснить этот факт мало кто возьмется. Мы, как всегда, игнорируем мировой опыт и идем своим путем. Например, в сравнительно небольшой по территории Германии — более 40 учебных заведений различного уровня (вузы и профессиональные школы — Berufsschule — аналог российских профтехучилищ). Студентам предлагается большой выбор специальностей, названия которых начинаются на «фото» — фотожурналист, фотохудожник, рекламный фотограф...
Наши граждане едут учиться в США, Великобританию, Францию, где можно получить серьезное фотографическое образование. Но позволить себе обучение за рубежом могут далеко не все в силу стоимости в десятки тысяч евро/долларов плюс расходы на проживание. Да и чем престижнее зарубежный вуз, тем выше вступительный конкурс. Например, лидером фотообразования в США считается Школа искусства Йельского университета. Учиться придется долго. Сначала необходимо получить степень бакалавра фотографии или искусства, затем — магистратура. Но прежде придется преодолеть вступительный конкурс: по словам очевидцев, на одно место может претендовать около 20 человек.
Хорошая новость. Серьезные российские фотографические школы, определяющие путь развития российского образовательного фотографического рынка, стараются удовлетворить спрос и предлагают потенциальному потребителю необходимые программы.
Упомянутая школа «Фотограф» сегодня развивает систему подготовки фотографов, опираясь на талант и опыт педагогов, сотрудничающих со ВГИКом, модернизирует и создает новые, отвечающие современным представлениям о фотографии, методики и технологии преподавания. Кроме того, впервые в России школа предлагает курс подготовки педагогов по фотографии. Это комплексный курс, сочетающий теорию и практику, выстроенный по современной модульной системе, органически сочетающий классические фундаментальные основы, современные техники и технологии изложения учебного материала. Для педагога важно владеть навыками работы с аудиторией, иметь теоретические знания по методикам и схемам составления, реализации учебных планов, программ, учебных пособий, по методикам и техникам анализа фотографического изображения.
Кто же учится на курсах?
С педагогами по фотографии — вопрос понятен. Чтобы «сеять разумное и светлое» другим, надо учиться. Это даже странно обсуждать. В нашей стране уже достаточно псевдопедагогов, владеющих тремя осветительными приборами и помещением, которое гордо называется фотостудией. Но возникает другой наболевший вопрос: почему фотографов так много, а реально хороших — единицы? Прежде чем ответить на него, необходимо разобраться, как люди попадают в мир фотографии и становятся профессиональными фотографами.
Всех слушателей можно разделить условно на две категории. Первые приходят учиться, чтобы затем делать хорошие фотографические снимки для себя, друзей, заодно и для клиентов. Вторые хотят получить новую профессию с возможностью углубления знаний в одном из направлений в фотографии. В большинстве случаев это люди с высшим образованием, с опытом работы в какой-либо компании, не реализовавшиеся творчески на своем основном месте работы. На смену профессии влияет и экономический кризис. В последнее время фотографами особенно хотят стать юристы, маркетологи, бухгалтеры.
Первые. Они выбирают краткосрочные курсы, обычно один-два месяца обучения по два раза в неделю. Предложений разного уровня предостаточно. Многие такое обучение позиционируют как основное и не требующее ничего более.
Одна очень известная фотостудия в Москве в какой-то момент решила обучать население фотографическому мастерству. Лишь один пример. Курс длится ровно 11 занятий по три астрономических часа, принимаются все желающие. Обещают научить тому, чему люди учатся достаточно продолжительное время. Это — внимание! — бизнес-портрету, каталожной съемке одежды, предметной съемке, съемке для имиджевого каталога, бьюти-съемке, съемке для рекламы косметических средств, обработке фотографии (ретушь под глянец), съемке на пленэре; отдельное занятие посвящено коммерческой составляющей фотографии, фотокнигам, маркетингу, психологии, методам продвижения. Хочется спросить, а почему в программе нет вышивания крестиком? Комментарии излишни. И таких новоиспеченных фотографов, получивших знания за один-два месяца, увы, большинство. Именно они — основная действующая фотографическая армия.
Вторые. Они идут по более сложному пути, понимая, что не все хорошо, что быстро и дешево, и выбирают долгосрочные фундаментальные программы, обучение на которых длится не менее 6 месяцев три раза в неделю.
В фотошколе «Фотограф» основной курс, проверенный временем, запускается два раза в год и имеет две формы обучения: очная (осенью, зимой) и очно-заочная (весной и зимой, когда очные сессии приходятся на общие майские и новогодние каникулы) для жителей России и занятых москвичей. Обучение строится по системе высшего образования, т.е. каждую дисциплину (а их 10) читает отдельный педагог. Отличительная черта курса — большое количество практических часов в студии и самостоятельная работа с разными источ никами освещения. Это важный момент, т.к. деление осветительной аппаратуры на типы важно и необходимо в образовательном процессе. Почувствовать свет и освоить навыки работы с осветительными приборами позволяет именно постоянный свет.
После успешной защиты студенты получают диплом о профессиональной переподготовке, который дает право вести профессиональную деятельность. Конечно, главный фактор при трудоустройстве фотографа — качественные профессиональные фотографии. Но диплом повышает статус, говорит о мотивации и заинтересованности в профессии, подтвержденной юридически. Это хороший пункт в резюме на соискание должности. Столкнувшись с ситуацией, когда тебе предпочли фотографа с дипломом, люди при выборе программ начинают обращать внимание на документы.
Московская школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко обучает фотографии 3 года на курсе «Фотография и мультимедиа»; предусмотрены бюджетные места. Студентам основной программы предлагается обширная программа дисциплин теоретической и практической направленности. Предметы дают необходимые технические навыки и теоретические познания для работы в мастерских. Но, к сожалению, по окончании вы не получите диплома о высшем образовании.
Если говорить о еще более долгосрочном обучении, нельзя не упомянуть о факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. На III—IV курсах в рамках вариативной части образовательной программы бакалавриата студент вправе выбрать несколько модулей, в число которых может входить и фотожурналистика. После успешной защиты молодые люди получают диплом о высшем образовании. Правда, в дипломе будет записана специальность не «фотография», а «журналистика».
Вузы понять можно, надо выжить. Образовательный рынок, несмотря на упорное нежелание чиновников замечать нужды современного потребителя, развивается и провоцирует предложение клиенту «невозможного». В интернете время от времени появляется информация от вузов, что называется, из первых рук: «Единственный вуз в Москве, где можно получить первое высшее образование в области фотоискусства». Тем не менее по окончании и в этом случае ждет диплом с записью подобного рода: «Направление "50.03.01 Искусства и гуманитарные науки"».
Зачем учиться фотографии, если уже на этапе выбора такие проблемы? Одни говорят, что фотографии учиться нужно. Другие считают, что в этом нет необходимости. А нужно ли учиться хирургу, физику, искусствоведу, летчику? Ответ очевиден. Но фотографии не повезло. Фотоаппарат — общедоступный инструмент, и кажется, что вред он может принести только в случае использования не по прямому назначению. Люди, решившие стать профессиональными фотографами, любители, мечтающие превратить свое увлечение фотографией в осмысленное творческое хобби, не должны, а обязаны учиться. Причем, как и в любом виде искусства, обучение продолжается на протяжении всей творческой жизни. Первый этап — это выбор учебного заведения, в дальнейшем — самообразование.
Есть ли оптимальный срок обучения фотографии? Это стандартный вопрос желающих связать свою судьбу с фотографией. Ответ сформулирован давно. Приходит человек к скорняку и спрашивает: «Вот есть шкурка. Можно из нее сшить шапку?» «Можно», — отвечает скорняк. «А две шапки?» — «Можно». — «А пять шапок?» — «Можно». — «А десять?» — «Можно». Ударили по рукам. Наступил срок, и пришел наш заказчик к скорняку за заказом. И тот ему вынес десять шапочек. Вот только на голову они не могли быть надеты.
Чтобы потусоваться, надо ходить на мастер-классы, и за 3 ч все премудрости фотонауки будут освоены.
Чтобы понять для себя, фотография — ваш путь или нет, достаточно полтора-два месяца обучения. Оканчивая краткосрочные курсы, построенные прежде всего на практических занятиях, слушатели должны иметь возможность продолжить обучение на фундаментальных курсах.
Чтобы действительно освоить первый этап профессии, необходимо месяцев шесть. Чтобы выбрать специализацию: арт-фотографию, рекламную фотографию и т.п., надо еще месяцев шесть. За подобными цифрами стоит реальное время обучения: можно шесть месяцев учиться, посещая занятия один раз в неделю, а можно посещать занятия три раза в неделю.
Важно гармоничное сочетание теории и практики. Это должно быть отражено в выбранной студентом программе, с пояснениями, что за практика предполагается и какое количество часов отведено на выполнение каждого конкретного задания.
Продолжительное обучение позволяет развить мышление образами, есть возможность научиться «видеть свет», расширить общую эрудицию, необходимую фотографу. С.М. Эйзенштейн писал: «Приступая к съемкам нового фильма, я поднимаю волну сопутствующей эрудиции». К сожалению, на сегодняшний день многие начинающие фотографы (и не только начинающие) не могут поднять и мелкую рябь эрудиции, о волнах в этом контексте говорить не приходится.
Конечно, можно попробовать, что часто происходит, заняться самообразованием с нуля. Результат такой «академической» деятельности предсказуем и очевиден. Нахватанные сведения из различных сомнительных источников, информация из случайно попавшихся на глаза проверенных материалов и собственные фантазии, подкрепленные дружескими советами. Результат: впустую потраченное время и фантастические представления о профессии. При этом времени будет истрачено гораздо больше, чем если бы обучение проходило в рамках профессиональной учебной программы.
Действительно, есть примеры, когда крепкими профессиональными фотографами становились люди без фотообразования. Но это исключение из правил и долгий мучительный путь самоучки.