Тест Александр СЛАБУХА
Признаюсь, нравятся мне компании-гиганты — производители бытовой техники. Уважение испытываю не потому, что большие, а за то, что стремятся жизнь нашу сделать комфортной по максимуму.
Возьмем, к примеру, компанию Panasonic. Казалось бы, все, что только можно, уже выпускает. Телефоны, факсы, кондиционеры, пылесосы, хлебопечки, мясорубки, холодильники, телевизоры, компьютеры, фены, электробритвы — этот далеко не полный перечень завершаю просто потому, что рука устала. Ну скажите, зачем ей еще и фотоаппараты? Ан нет, производит и их, причем такие, что позавидует иной исконно фотографический бренд.
К чести инженеров компании, они не гонятся за новомодными, внешне привлекательными дизайнерскими (хотя и с дизайном у моделей Lumix все в полном порядке) или маркетинговыми решениями, но проектируют свои камеры, ориентируясь, в первую очередь, на реальные потребности фотографов. Возможно, это не всегда заметишь при беглом взгляде на стильный корпус или скупые строчки технических спецификаций, но поверьте, как правило, это так. Впрочем, зачем же верить — давайте проверим.
С завидной регулярностью дважды в год компания Panasonic выбрасывает на рынок большую коллекцию новых камер. Мы протестировали два из тех девяти компактов, что были представлены в январе этого года (десятый — Lumix DMC-FX500 — появился двумя месяцами позднее). Речь идет о моделях Panasonic Lumix DMC-FX35 и DMC-TZ5.
Эти камеры, такие разные внешне, практически идентичны в электронной начинке. Часть функций уже встречалась ранее в камерах предыдущего модельного ряда, другие появились впервые.
Прежде всего, нужно отметить, что все функции цифровой фотокамеры реализуются в ее процессоре, а он в этих моделях новый — Venus Engine IV.
Оптический стабилизатор Mega O.I.S. давно присутствовал во всех (!) выпускаемых компанией камерах. (Этим не может похвастаться ни один другой производитель фототехники.) Казалось бы, ожидать улучшения отлаженной годами технологии не приходится. Но в компактах последнего поколения стабилизатор модернизировали.
При больших случайных движениях камеры управляющий сигнал на гиросенсорах достигает максимума, и требуется относительно много времени, чтобы привести его в рабочие пределы. Если в этот момент нажать на кнопку спуска, сенсор не распознает величину смещения, и стабилизатор оказывается неэффективным. В этой ситуации Venus Engine IV быстро сбрасывает (обнуляет) информацию на гиросенсоре, так что проблем со стабилизацией нет. Когда возникают большие случайные подвижки? Например, когда камеру достаешь из кармана или сумки и быстро нажимаешь на спуск; когда гуляешь с аппаратом в руках и снимаешь с ходу, увидев приглянувшийся сюжет.
В этих моделях количество т.н. интеллектуальных (intelligent) режимов увеличилось. Кроме уже упомянутого обнаружения сотрясений камеры (Shake Detection, хотя за этим названием скрывается функция оптического стабилизатора Mega O.I.S.) автоматика распознает лица людей в кадре (Face Detection), тип снимаемой сцены (Scene Selector), движение объекта съемки (Motion Detection), на портретах находит и устраняет «красные глаза» (Digital Red Eye Correction) и интеллектуально настраивает экспозицию (Intelligent Exposure). Снимая в обычной программе, часть этих функций можно явно включить в меню, но все они активны, когда установлен интеллектуальный автоматический режим iA (Intelligent Auto).
В режиме Face Detection камера обнаруживает лицо снимаемого человека (максимально определяется до 15 лиц в кадре) и по нему выполняет фокусировку, определяет экспозицию, рассчитывает мощность вспышки. При съемке портретов в контровом свете, когда лица сильно затемнены, вспышка включается автоматически. Не нужно нажимать на кнопку спуска — камера определит лицо сама, как только будет наведена на человека. Его, кстати, можно не располагать смотрящим строго на камеру (анфас). Автоматика успешно работает и в повороте три четверти. Как только лицо найдено, на экране вокруг него появляется желтая квадратная рамочка, которая при перемещении портретируемого в границах кадра следует за ним, т.е. движение лица автоматически отслеживается.
А теперь представьте, что нужно сфотографировать непоседливого ребенка, который весь извертелся и никак не хочет сидеть на одном месте смирно. Да нет проблем — просто наведите на него камеру и терпеливо ждите понравившейся рожицы. Вот в этот момент и жмите на кнопку спуска.
Уменьшить задержки автофокуса помогают режимы быстрой (Quick AF в Lumix FX35) и непрерывной (Continuous AF в TZ5) фокусировки. В Quick AF камера начинает фокусироваться при наведении на объект еще до нажатия на кнопку спуска. Нажав на нее, фокус фиксируется после того, как будет стабилизировано дрожание рук.
Чтобы движущийся объект вышел на снимке резким, отрабатываемая затвором выдержка должна быть максимально короткой. Но при низких ISO так не получится. Всегда снимать на высоких ISO? Замучают шумы: Чтобы не терзаться выбором, лучше установить режим Intelligent ISO — если камера распознает движение объекта, ISO автоматически увеличится, а выдержка уменьшится, так что вероятность снять движущийся объект резким значительно возрастет. В новых Lumix'ах область кадра, в которой отслеживается движение, увеличилась, и теперь она покрывает не только центр кадра (как в предыдущих моделях), но и углы.
На основе анализа снимаемой сцены — оцениваются экспозиция, дистанция фокусировки, наличие лиц в кадре, движение объекта — камеры автоматически выбирают одну из сюжетных программ: «макро», «ночной портрет», «портрет», «пейзаж», «ночной пейзаж» (Intelligent Scene Selector). Признаться, четкого попадания в сюжеты я не заметил, и, например, жанровая сценка в интерьере опознавалась как «макро». С другой стороны, автоматическое распознавание сцены работает только в интеллектуальном автоматическом режиме iA, а достоинств у него все же больше.
Например, удаление «красных глаз» на снимке. Большинство камер реализуют это дополнительной вспышкой, некоторые — цифровой обработкой уже готового снимка в режиме просмотра. Lumix FX35 и TZ5 делают это, разумеется, цифровым образом, прямо в момент съемки. Независимо от того, была включена дополнительная вспышка или нет, «красных глаз» на снимках я не видел. Очень слабые остатки красноты встречались, что-то более явное — нет.
Известная проблема цифровой фотографии — передача на снимке большого диапазона яркостей сюжета. В этом случае очень важно сохранить детали в светах, но и тени не сделать угольно-черными. Слегка подсветив тени (есть такой термин), в них можно выявить детали. По сути, это управление контрастом, но разработчики камер Lumix назвали интеллектуальной экспозицией (Intelligent Exposure). Другая ситуация — съемка со вспышкой в большой комнате, когда блиц не может осветить задний план. В этой ситуации камера выставит экспозицию по фону, а вспышка правильно осветит объект.
И, наконец, шумы. Почему-то о камерах Lumix сложилось устойчивое мнение как о шумных, хотя по результатам наших тестовых измерений они ничуть не шумнее других компактов. Чтобы разрушить этот стереотип, процессор Venus Engine IV стал бороться с шумами более изощренными методами. Теперь шумы разделяются на высоко- и низкочастотные. Подавляя только низкочастотные шумы, удалось не слишком сильно уменьшить детализацию изображения. Добавлен новый алгоритм шумоподавления цветового шума.
Зачем все эти ухищрения с процессором и интеллектуальными режимами? (В той или иной степени что-то встречается и у конкурентов, но все вместе — нет.) Да чтобы сделать жизнь человека, снимающего камерами Panasonic Lumix DMC-FX35 или DMC-TZ5, проще и комфортнее. И надо признать, производителю фенов, утюгов, а также сложной бытовой техники это блестяще удалось. Ideas for life!
F&V
Ориентировочная цена: 12500 руб. (TZ5), 10500 руб. (FX35)
Плюсы: стильный дизайн, металлический корпус, отличная оптика, стабилизатор изображения, хорошая цветопередача и работа автоматики
Минусы: автофокус быстрый, но иногда капризный
Доп. информация: www.panasonic.ru