АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

07.04.–10.05.2017. Москва. Вита Буйвид. «Фрагменты»

Изображение: Вита Бу Изображение: Вита Бу Изображение: Вита Бу Изображение: Вита Бу


Изображение: Вита Буйвид. Из проекта «Фрагменты»

Место проведения

Название галереи: Галерея актуального искусства RuArts
Начало: 07.04.2017
Окончание: 10.05.2017
Страна: Россия
Город: Москва
Адрес: 1-й Зачатьевский пер., д. 10
Координаты: www.ruarts.ru

14.04.2017

// Текст и фото предоставлены организаторами выставки //

С 7 апреля 2017 года в галерее RuArts проходит персональная выставка Виты Буйвид «Фрагменты».

Новый выставочный проект Виты Буйвид объединен идеей фрагмента — это следует из названия. Понятно, речь идет прежде всего о фрагментах произведений искусства, о фрагментах в виде произведений искусства. Это множащаяся, ветвящаяся идея. Она самореферентна: она отсылает к себе самой. Думая о фрагменте, художник думает о наиболее прекрасных, влекущих фрагментах произведений классической живописи (как говорят, «самоценных», хотя понятно, это совсем не так), об искусствоведческих «угадайках» картины по фрагменту, об удавшихся или не удавшихся фрагментах собственных работ, о важных отрывках текстов, о повлиявших на него кадрах фильмов — да мало ли о чем… Вите Буйвид однозначно интересен сам принцип фрагментирования — достаточно вспомнить ее «Автопортрет по частям». Но, главное, этот принцип коренится в бессознательной работе глаза, которую художник трансформирует в рефлексивную работу мозга. Художнику, всю жизнь смотрящему через окуляр фотокамеры, все это более чем знакомо.

Идея фрагментирования позволяет Буйвид безболезненно перейти от фотографии и инсталляции к живописи на холсте. Художник ищет свой путь: «Фигуративную живопись я не люблю, а категориями абстрактной не мыслю». На самом деле этой дихотомии не то чтобы не существует — просто со второй половины ХХ века она утратила остроту. И Вита находит свой, органичный способ об этом сообщить. Это наиболее технологически и пластически близкий ей языковой ход — разумеется, все равно не без помощи фотографии. Схожие приемы — увеличения фрагментов фото и переноса их на холст при помощи красок — вроде бы использовали и гиперреалисты, но здесь нечто совсем иное. Как в лучших своих проектах («Как я провел лето», «Невский проспект», «Past painted»), Вита из обыденного творит новое, исключительное, притягательное.

Этот долгий путь очень личный, можно сказать, выстраданный. Начинается он с истории о вырезанном фрагменте ранней (1984) картины, которую взялся критиковать тогдашний муж, именитый днепропетровский фотограф. Вырезана и сохранена была единственная часть, «не задетая» критикой, все остальное уничтожено — не как плохое, скорее как испорченное. Тот самый фрагмент картины — стал ли он сам картиной? — на выставке не показан. За те годы отвечают несколько камерных вещей, вполне наивных, но в них прослеживаются важные в дальнейшем черты — интерес к телу, любовь к фрагменту. На рубеже 1980—1990-х годов художница, может, и неожиданно для себя, впрочем, естественно и плавно перешла к работе с фотографией; как описывает это она сама: «От фотографии убежать невозможно, фотография в меня вцепилась и не отпускает». Прошло много лет; в сюжет постепенно примешивается нечто антониониевское, из «Blow-up», где увеличенная фотография напоминает одну из живописных работ живущего по соседству художника; живопись Буйвид, как оказалось, тоже не отпускает, только выясняется это на дистанции длиной более чем в тридцать лет.

За это время, как нам хорошо известно, Вита успела основательно посотрудничать с российским глянцем, чего старалась не афишировать — так, этот семилетний период был логично исключен из недавней ретроспективы. Но, обратившись в историю, он стал безопасным и по-своему привлекательным. А история, в свою очередь, обрела личный оттенок. От глянца со всеми его творческими издержками и ограничениями заказа осадок остался в основном от того, что не было возможности делать что хотелось. Но опубликованные фото, так или иначе, тоже остались, превратившись в раздражитель. Плюс Вита честно признается в любви ко всему, что связано с fashion. Поэтому данная выставка разворачивается по принципу фэшн-коллекции — в ней есть базовый цвет (это густой, волнующий индиго), доминирующая форма (повторяющийся похожий изгиб), главный хит (или «eye-сatcher», как называет его сама художница) и, наконец, «платье невесты».

Все это не просто «парад фрагментов», пускай и разных по генезису. Оптика фрагмента позволяет Буйвид сконцентрироваться на сущностном; иначе говоря, такой фрагментированный образ на периферии зрения (или, в данном случае, изображения) может представлять собой новую целостность, сообщающую о жизни — и конкретного художника, и жизни вообще — гораздо больше, нежели иные программные панорамы. Это визуализированные фрагменты жизни самой художницы — бывшие незначительными маргиналиями забытых фотографий, они обернулись прозрачными и ясными метафорами эпохи. Эпохи, кстати, переходной — от советского периода — а, следовательно, также децентрированной, расслоенной, странной и как будто не опознаваемой из монолитного «сегодня». Это снова, в очередной раз у Буйвид, мастерски разыгранная в обликах искусства история про время, из частного становящегося социально значимым, а в конечном итоге способного поведать нам о собственной природе.
Сергей Попов

ОБ АВТОРЕ

Вита Буйвид родилась в Днепропетровске. Работает с фотографией с конца 1980-х годов. В 1994 году художница получает грант бюро русской культуры Circ в Амстердаме и работает над проектом о влиянии голландской живописи на русскую культуру. Благодаря гранту университета Rutgers едет в Нью-Йорк и увлекается модной съемкой. По возвращении в Россию некоторое время сотрудничает с глянцевыми журналами. В 2000 году работает в Париже по приглашению мэрии города над проектом «Париж. Красный».

Виту считают одной из последовательных феминисток в российском искусстве, но сама художница, как и многие ее коллеги женского пола, открещивается от ставшего в России слишком однозначным ярлыка. Самым заметным проектом Виты последних лет стала серия «Как я провел лето», номинированная на Премию Кандинского в 2009 году. Ее другой проект, «Невский проспект», включен в выставку «Personal structures», которая откроется в Pallazzo Bembo в Венеции в мае 2017 года.

Следите за новостями на страницах Foto&Video в Facebook и «ВКонтакте».

КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме


Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
25.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100