АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 66

Ирина ЧМЫРЕВА
Кандидат искусствоведения, куратор фотографических выставок, автор текстов о фотографии, старший научный сотрудник НИИ теории и искусства изобразительных искусств Российской академии художеств (Фото: Таня Васильева)

20.02.2014

Важность

«Человек — существо, выдумывающее себя» (М. Гефтер). Фотография дает нам возможность переживать иллюзию целостности мира, приняв его в виде образа. Она есть форма и способ овладения миром, структурирование знания о нем; сам институт фотографии, включая ее историю, институции, социальные связи, которые она порождает, феномен творцов фотографии, самородков и выходцев из фотографического цехового пространства, науки о фотографии и смежные с фотографией дисциплины научного и художественного творчества, — это кирпичики бастиона, противостоящего энтропии. Фотография подобна золотым нитям, на которые собирают расползающийся по швам, трещащий в основах современный мир. Обратно, к целостному образу. Множественность фотографии, многообразие ее направлений и распространенность, способность проникать и оказываться востребованной в самых разных областях человеческого существования, способность не только быть необходимой (востребованной функционально) в медицине ли, в развитии космоса или в рекламе, но способность создавать новые направления внутри дисциплин, сложившихся до прихода в них фотографии, а заодно и способной достижения человеческого творчества запечатлевать, сохранять для истории — поразительное качество фотографии быть всем и частностью, прошлым и настоящим одновременно...

К новому году из Польши мне пришел подарок: каталог Познанской биеннале фотографии, что бывает в ноябре по нечетным годам. Толстенький кирпич, хорошая бумага, качественные репродукции, обидно малый тираж: 400 экземпляров. Он расходится по библиотекам, университетам, музеям, фотографам, кураторам по всему миру — вот и мне достался. Языки каталога польский и английский.

Если честно, картинок в книжке мало. Но я ждала не альбом, а каталог фестиваля, известного своим педантичным теоретическим, концептуальным подходом, — не столько выставки, сколько дискуссия о фотографии; не столько представление фотографов, сколько собирание скрупулезно, по крупинке современного представления о фотографии. Каталог фестиваля — тексты. Два года кураторы готовят выставки, пишут свои манифесты, договариваются с авторами, жалуются на сложности печати и транспортировки, предвкушая гала-выступления в виде выставок в арсенале на главной площади старого города, в галереях, в музеях, в университете; оргкомитет фестиваля скромно и тихо работает над каталогом. И так же тщательно пишут о фотографии все те, к кому отцы биеннале обратились с предложением: есть тема будущего фестиваля, есть два года, чтобы поразмыслить, что есть современная фотография и фотография вообще в рамках метафоры, заданной главной темой. В каталоге в основном тексты польских авторов. Издание фестиваля в Познани — знакомство с актуальными творческими и теоретическими силами страны; иностранные авторы приветствуются: есть приглашенные кураторы-иностранцы, фотографы, но акцент — польский. Мне кажется, это очень правильно. Как иначе, если не собственными усилиями, сделать свою (польскую) фотографию значимой в мировом контексте? Ждать прихода внешних наблюдателей? Или, как в дни варшавского восстания, прорываться самим наперекор разуму, мировой политике и военному превосходству противника? Лучше самим. Делай, что должно, и будь, что будет.

В феврале в Москве, в «Люмьерах» открылась выставка литовской фотографии, не сегодняшней, старой, ставшей легендарной еще в 1960—1970-е годы. Именно в Литве на территории всего СССР был организован первый музей фотографии (в 1976-м), а в 1969-м в один год был основан Союз фотохудожников Литвы и в Москве прошла выставка «Литовская фотография», давшая мощнейший импульс к внутренней работе для тех, кому фотография была не чужда на всем советском пространстве. Для фотографов столицы, для живущих в дальних городах репортеров и любителей, художников и тех, кто, снимая для себя, все-таки посматривал, что происходит с фотографией в современном мире. «Литовцы» (не по национальному признаку, хотя большинство были именно литовцами, но по признаку проживания в Литве, бытия в той, «западной» — Прибалтика была советским Западом внутри страны — культуре) задели всех.

В следующее десятилетие говорили о фотографии с Украины, о днепропетровской, киевской и, главным образом, о харьковской фотографии. Сейчас в контексте харьковской все помнят о фотографии Бориса Михайлова, но внутри Харькова ходит множество легенд об авторах, которые жили и работали там, были средой, без которой невозможно было бы Михайлову появиться и состояться.

Откуда берутся сильные, влиятельные явления? Почему следующие поколения умниц, талантливых и пригожих ребят, выросшие на примере старших товарищей (казалось бы, это должно помочь), оказываются, как правило, в тени «большого взрыва» старших?.. Думаю, что более благоприятные условия, наличие «карты» с маршрутами, помеченными «местами силы», именами нужных людей делают авторов, идущих вослед когорте, совершившей прорыв и добившейся успеха, более слабыми, нестойкими, подверженными влиянию мнений тех самых «правильных людей». Успешные сценарии старших делают молодых зависимыми от политики институций, уже изначально ожидающих от нового поколения того, что уже приятно знакомо, что так понравилось некоторое время назад, в момент признания «прорывников»... Что еще делает молодых слабее легендарных «стариков»? Не только следование внешним меткам успешного маршрута, но и отсутствие глубинной мотивации и той самой среды, создавшей литовцев-шестидесятников, харьковские группы «Время» и «Госпром», всех, кто сам создал ситуацию своего признания, как лягушка, взбившая в масло молоко, явившись «из ниоткуда».

Третьим важным фактором «прорыва» и невозможности его копирования назову идею сопротивления. Слышала, что это не конструктивно: идти против течения. Но иногда идеи сопротивления, противостояния среде, удержание собственной идентичности наперекор окружению оказываются спасительными. Идея сопротивления может стать объединяющей. Примеры тому зимой нам поставлял Киев. Я не склонна все сводить к политическим мотивам, но литовская фотография объединила художников Литвы, которая за 20 лет пребывания в составе СССР не утратила ощущения культурной самостоятельности. Харьков, претендовавший в 1920-х на место столицы Украины, непохожий на прочие промышленные и старые города, не так известен своей архитектурой или живописью второй половины прошлого века, сколько фотографией, опротестовавшей время самого спокойного застоя... Московская среда художников-концептуалистов и близких им фотографов была центром общения и активной творческой жизни внутри своего круга; было ли это актом явного сопротивления? Это было бодрствованием против апатии, выяснением границ своего круга: кто в нем, кто — вне, сложных человеческих взаимоотношений, временем частных историй и общего творчества. Петербург — особенно в 1980—1990-х — тесный круг (или кружки?), внутри которого все знают всех, был ли он очагом культурного сопротивления? Безусловно. Холодному неприветливому времени, тяжелым условиям жизни. В тот момент фотография — единственный резон жизни, отнюдь не способствующий выживанию, и все-таки: сопротивление фотографией энтропии обстоятельств.

Что же происходит здесь и сейчас? У нас нет ощущения культуры маленькой нации, внутри которой необходимо собрать все силы в кулак и продемонстрировать не только факт своего присутствия, но и интенсивность, многообразие своего нынешнего бытия. У нас нет необходимости доказывать свою состоятельность, нет (признаемся честно) той непереносимой тяжести внешних обстоятельств бытия, которые приводят к сопротивлению творчеством, нет. ощущения важности, глубинно присущей фотографии.


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.
Zosya ZZZZ
Вот эта новость!! Ализе́ Жакоте́ французская певица (Alizée ), танцовщица и филантроп. Семья купила частный дом в предместье Парижа, однако в 2012 году достоянием общественности стал факт развода Ализе и Жереми. Французской прессой активно обсуждаются вероятные романтические отношения певицы с российским шахматистом и и ведущим инженером конструктором - Владимиром Фоминым, которым познакомилась в Каннах в августе 2013 года.


Материалы по теме

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

18.11.2015
Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Фото как видео, видео как фото — на стыке двух медиа сегодня ведут творческие поиски художники. В какой точке статика превращается в динамику? В какой точке динамика затухает до статики? Нов ли этот подход, в чем его суть, какова предыстория появления и каковы пути развития? Эти вопросы мы задали Владимиру Левашову
18.11.2015
Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

18.11.2015
Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

24.09.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
29.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100