АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

В унисон с природой (тема — «Пейзаж»)

01.10.2006

Пейзаж — это настроение, и ошибается тот, кто утверждает, что оно исходит только от фотографа. Это настроение самого пейзажа, природы
Задача фотографа заключается лишь в том, чтобы как можно более точно передать то, что он увидел. Сначала именно почувствовать и только потом увидеть кадр, чтобы в конце — сфотографировать. Безусловно, камера может вносить свои коррективы, однако основную роль в фотосъемке пейзажа играет внутреннее состояние фотографа, его способность чувствовать и сопереживать. Важно уловить волну, которую задала сама природа, настроить колебание своих чувств с ней в унисон и на самой верхней ноте нажать на спуск. Профессионалы-пейзажисты не раз уже отмечали, что главное в этом жанре — не точка съемки, время суток, техническое оснащение и проч., но именно то внутреннее состояние фотографа, которое имеется на момент съемки. Эта нематериальная категория и определяет успех фотоснимка.

Пришел, увидел, сфотографировал
На извечный вопрос: пейзаж самый легкий жанр или самый трудный, надо отвечать — «Самый приятный». Если, вернувшись со съемки, понимаешь, что ничего хорошего не снял, то всегда наготове оправдание, что, мол, зато хорошо погулял, в то время как другие трудились в душном офисе. С другой стороны, собираясь на пленэр, надо обязательно настраивать себя на работу, а иначе все съемки превратятся в прогулки, на которые фотоаппарат можно вообще не брать. Не буду категорично утверждать, что хороший пейзаж всегда является результатом напряженного умственного и тяжелого физического труда, но принести отличный кадр с легкой прогулки — слишком большая редкость, случайность, рассчитывать на которую не стоит.

Одна причина такого положения вещей вполне очевидна: гулять и фотографировать мы отправляемся в различные места. Поиск пейзажного кадра — почти всегда поиск природного феномена, экзотики, чего-то невиданного, не растиражированного, не примелькавшегося в глазах у обывателя. Фотография, пожалуй, сродни охоте. Охотника, отправившегося за трофеем, не заботит заготовка мяса, предмет его вожделения — уникальной красоты рога или самые большие бивни. Ради этого он готов лазать по тропическим болотам с пиявками или часами мерзнуть в засаде среди продуваемых ледяным ветром скал высокогорья. Нужен только эксклюзив, ничто другое удовлетворения не принесет. Так и фотограф не думает о приятной для глаза картинке, но гоняется за впечатляющим образом Природы.

Более того, даже когда фотограф нашел нечто выдающееся, достойное быть запечатленным, долетел, доехал, дополз до желанного места, эффектный кадр еще не гарантирован. Состояние природы не менее важно в пейзаже, в лирическом пейзаже — оно просто самое главное. Воздействие художественного образа пейзажа на зрителя имеет простой механизм: перекличка состояния природы и состояния души человека, их резонанс настраивает зрителей на эмоциональное восприятие природной картины. Именно состояние неба, облаков, явно ощущаемые порывы ветра, выразительно переданная погода и эффектно рисующий картину свет, адекватный погоде и естественный для избранного сюжета, — вот что фотографу надо подкараулить теперь, когда желанный сюжет найден и кадр определен. Логично бы называть это задачей изображения пейзажа «в образе» по аналогии с портретом, ведь можно снять и бесстрастную карточку на паспорт, и вдохновенное запоминающееся лицо. Умение показывать пейзаж «в образе» — как раз и есть то, в чем проявляется мастерство пейзажиста. Здесь вторая причина принципиального различия целенаправленных пленэров и легких прогулочных съемок. Гулять приятнее теплым солнечным днем, снимать предпочтительно ранним туманным утром, изготовившись к фотографированию еще до восхода солнца, или к вечеру, может, после дождя, когда намокшая трава блестит и тучи не успело разогнать ветром. Как уже, вероятно, заметили многие, умильная солнечная полянка в березовой рощице, сфотографированная между делом, глубоких чувств у зрителей не вызывает, разве только зимней порою напоминает участникам прогулки о беззаботно проведенном летнем выходном.

Если в каждом вашем пейзаже изображенный природный объект уникален, а момент его бытия, его состояние — откровение, значит, вы достигли уровня Ансела Адамса, не меньше. Да, ваш негатив должен быть размером 24х30 см, тогда никаких сомнений. А если, рассматривая фотографии из альбома  Адамса «Yosemite and the Range of Light», вы понимаете, что вам так не снять, то не беда: во-первых, умение трезво оценивать собственные работы — залог дальнейшего творческого роста, во-вторых, утешьтесь тем, что жизнь гения совсем не проста.

Пейзаж — изображение местности. Здесь природа может быть первозданной, а могут присутствовать в ней следы человека. Стожок сена на лугу, мостик над ручьем и убегающая вдаль тропинка — естественные и приятные для глаза знаки того, что территория обжита человеком, что пейзаж обитаем. Местность может быть занята и большим шумным городом, а виды искусственной среды обитания, в которую переселилась значительная часть постиндустриального общества, по сути, тоже пейзажи, пусть они даже стеклянные, стальные, бетонные. Рукотворная городская среда приобрела для нашего современника свои знаки, символы, родила свои мифы, погрузила горожанина в свой контекст. Города успели сложить свою историю, сформировать свою эстетику. Более того, если с природой все, в общем-то, однозначно, то восприятие города допускает, как правило, множественность трактовок, стало быть, для фотографа расширяется диапазон лирических высказываний, для зрителя — угадываемых смыслов. Город — рукотворная архитектурная среда, и получается, что горожанин неизбежно присутствует в кадре, иногда только вписав в предстоящий взору ландшафт свои творения и деликатно удалившись до прихода фотографа, другой раз сам, хотя бы крохотной фигуркой с трудом различимой на эклектичном урбанистическом фоне.
 
И всегда в пейзаже присутствует автор. Это его глазами мы смотрим на развернутую пред нами картину, это мгновение его жизни зафиксировалось на снимке, это он надеется на наш душевный отклик, показывая открывшийся ему мир. Пока мы пристально вглядываемся в снимок, мы тоже будто стоим рядом с фотографом, физически ощущая окружающее и переносясь в ту секунду, когда была нажата кнопка камеры. И не важно, в конце концов, кто нажал на эту кнопку — матерый профи с камерой Hasselblad или фотолюбитель с мыльницей — нам, зрителям, надо попытаться понять и того, и другого.
 
И вот мы бросаем прощальный взгляд на летное поле аэродрома глазами Шу Сато (увидим ли его когда-нибудь еще раз?). Мы вместе с Александром Петровым наблюдаем сквозь иллюминатор вертолета за проплывающим мимо заснеженным вулканом, а с Романом Какоткиным, запрокинув голову, до головокружения всматриваемся в неправильный многоугольник блеклого питерского неба, вырезанный такими узнаваемыми стенами питерских домов, что, кажется, фото можно было и не подписывать. Сереньким зимним днем с Верой Маркеловой мы перегнулись через перила и всматриваемся в стылую воду канала Грибоедова, блуждаем в тумане с Алексеем Асташовым. Мы замерли в лодке, боясь качнуть ее, чтоб не испортить зеркального отражения опор старого мостка и дать возможность Сергею Вараксину без помарок запечатлеть осенние иероглифы.
 
Взявшись за руки с Владимиром Щекаловым, мы готовы мчаться вниз по склону Боярской балки, а можем спуститься в долину реки Нерской близ Левычина с Сергеем Трапезиным, только наверняка промочим ноги: нынешним утром обильная роса. Идти и идти нам с Олегом Грачевым через поле, спотыкаясь о комья мерзлой земли. А можно побродить с Натальей Онищенко или Василием Перемежко у края воды, понаблюдать, как прохладная волна зализывает следы наших босых ног. Приятно стоять по щиколотку в раскаленном песке рядом с Михаилом Звонковым, радуясь, что нашелся незатоптанный участок бархана, сохранивший рисунок «стиральной доски». А бархан-то, глядь, у Михаила почти как у Адамса, и луна над ним тоже адамсовская! Ушлый американец, правда, изловчился бы и снял все одним кадром. А какой у вас, Михаил, негатив — не 24х30 см? Ах, цифра… Впрочем, это уже детали…

Александр ФУРСОВ

КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

«Коллаж»

«Коллаж»

Альтернативная реальность
18.11.2015
«Черно-белая фотография»

«Черно-белая фотография»

Точный инструмент
24.09.2015
«Пейзаж»

«Пейзаж»

Жанр для раздумий
22.07.2015
«Дрон: автоматизированное изображение»

«Дрон: автоматизированное изображение»

Дронофото
21.05.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
29.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100