АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Зашифрованное чувство (тема — «Черно-белая фотография»)

101 102 103 104
105 106 107 108
109 110 111 112


Первое место — Катерина Соболева
«Карьеры»
Pentax *ist DS, Pentax 80-320; фото сделано на одном из песчаных карьеров Подмосковья. Солнце, ветер и белоснежный песок…

01.08.2006

Безусловно, цветная фотография обладает огромными преимуществами по сравнению с черно-белой, поскольку цветами точно отражает мир, тот сюжет, который решил зафиксировать фотограф
Цветная фотография — яркая, красочная, сочная, привлекательная, в отличие от черно-белой, которая обесцвечивает краски, съедает их, превращает наш мир в унылый и прозябающий. Черно-белая фотография нисколько не оспаривает эти аргументы. Самодостаточная, она существует независимо от цвета и способна предложить фотографу не широкий цветовой охват, но глубину понимания действительности. По сути, в каждом полутоне зашифрован определенный цвет, и каждый зритель, обладая персональным шифровальным ключом, открывает свою собственную цветовую картину. Более того, черно-белая фотография способна показать спектр не цвета, но чувств, а это является более высоким уровнем понимания действительности в отличие от поверхностного цветного, где именно цвет и не позволяет провести более глубокий анализ. А возможности черно-белой фотографии в этом отношении практически безграничны.


Убедительный язык света и тени

Первым человеком, получившим фотографическое изображение, был, как известно, Жозеф Нисефор Ньепс. Процесс свой он назвал гелиографией. По сути дела, француз стремился создать механизм абсолютно точного репродуцирования изображений, работающий под воздействием света. Но если задуматься, то окажется, что это ему не совсем удалось — окружающий многоцветный мир представал на его гелиогравюрах в монохромной гамме! Однако это нисколько не смущало ни самого Ньепса, ни первых зрителей. Сам факт получения предельно точного изображения был настолько поразительным, что на этот «недостаток» никто не обращал внимания.

Человечество восприняло черно-белое изображение первых фотографий как некую данность, и лишь немногие приверженцы цветного мировосприятия пытались исправить это несовершенство, раскрашивая отпечатки акварелью, анилином и другими красителями.

Однако подавляющее большинство вполне мирилось с черно-белой «картинкой» — ведь она зачастую оказывалась более гармоничной, чем сам объект. Базарное многоцветие заменялось строгостью монохрома, отчего многие сюжеты доставляли зрителю истинное эстетическое наслаждение.

Но неугомонное человечество стремилось максимально приблизиться к оригиналу, и на рубеже XIX и XX вв. изобретатели кинематографа братья Люмьер сделали миру еще один подарок, представив первые цветные фотографии. Предложенный ими процесс был сложным и несовершенным, и им пользовались лишь фанаты-одиночки. Большинство же фотографов остались верными ставшему уже привычным монохромному изображению, тем более что они научились вирировать его, отчего фотографии выглядели более привлекательными.

Фотография продолжала развиваться. Одна технология сменялась другой, и во второй половине ХХ в. черно-белая фотография постепенно стала вытесняться. Ею продолжали заниматься лишь немногие адепты, а подавляющее большинство перешло на фотографию цветную.

Сегодня же наметилась и другая тенденция — «наевшись цветом», кое-кто из фотохудожников вернулся, а кто-то начал по новой осваивать черно-белую фотографию, тем более что в «цифре» чисто технологически это оказалось сделать совсем несложно.

Что же заставляет приверженцев черно-белого изображения оставаться верными «уходящей технологии»? Тут есть о чем поразмышлять. Конечно, сегодня, когда нас повсюду окружают бесчисленные цветные снимки, мы, ностальгируя по прошлому видению мира, все чаще стали обращаться к черно-белому изображению. Но есть и более глубокая причина.

В 20-е гг. прошлого столетия отечественные исследователи литературы ввели в оборот термин остранение (от слова странный), который в какой-то степени объяснял механизм превращения простой репродукции действительности в факт искусства — изображение, по их мнению, не должно полностью копировать изображаемый объект. Оно должно несколько отличаться, быть странным.

Так вот, черно-белая фотография за счет некой условности (цвет исчез) миропередачи уже становится странной, а значит, ей проще приблизиться к тому барьеру, за которым репродукция (а фотография по сути своей есть репродукция действительности) может стать произведением искусства. Так вот, подсознательное ощущение этого и есть мотив, которым можно объяснить обращение к черно-белой фотографии. Кроме того, фотографу, фиксирующему некие объекты, проще «управлять» возникающей перед его глазами картинкой — тональная палитра позволяет легче гармонизировать окружающий нас мир.

Об этом как-то давно очень точно высказался Анри Картье-Брессон, всю свою жизнь остававшийся преданным черно-белой фотографии и лишь однажды по настойчивому требованию издателя снявший полтора десятка цветных фотографий для фотоальбома «Vive la France». На вопрос, почему он совсем не снимает на цвет, он ответил примерно так: «Мир, который я пытаюсь запечатлеть, столь сложен и непостоянен, что я могу "управлять" лишь его черно-белой версией. Представьте себе ситуацию, когда все в кадре оказалось уже завершенным — это происходит в доли секунды, — и тут где-то сбоку появляется женщина в желтой кофточке. Все — фотографии нет! Зритель будет смотреть на эту чертову кофточку, а не на привлекшую меня сцену! В черно-белой фотографии я этого ему сделать не позволю!».

Эти размышления возникли у меня, когда я разглядывал работы, присланные на читательский конкурс журнала Foto&Video. Большинство из них, безусловно, состоялись в той или иной степени.

Интересна работа Катерины Соболевой. Здесь все держится на законченной композиции, как бы вытесняющей человека из этой пустынной среды. Ритм согнувшихся кустов и наклонная фигура одинокого путника создают почти физическое ощущение горячего ветра, несущего острые крупинки песчаной пыли.

Обращает на себя внимание снимок «Александра» моего земляка Виорела Курносова (С.-Петербург). Прежде всего потому, что лицо человека всегда выигрышно смотрится на фоне нейтральных пейзажных сюжетов. Достоинством этой фотографии является ее безусловная фотографичность, т.е. присущая этому виду творчества особенность, а именно недосказанность, приводящая к поливариантности толкования изображения. Зрителю не ясно состояние изображенной девушки, что не только не умаляет достоинства этого снимка, но более того — делает его многозначным — каждый зритель может привнести в него свое содержание. Наличие некой психологической «интриги» и есть задача фотографа при съемке портрета.

Два похожих по сюжету и по использованному приему снимка Василия Буланова и Саши Ауэрбаха — натюрморты — выглядят как учебные работы по композиции, выполненные в технике «фотографика». Это, на мой взгляд, все-таки больше эксперимент, демонстрирующий умение владеть определенным приемом, нежели некое законченное произведение. Но надо сказать, что обе «картинки» свидетельствуют о недюжинном мастерстве и тонкости вкуса авторов.

Глядя на присланные работы, лишний раз убеждаешься в том, что черно-белая фотография жила, живет и будет жить. Ей есть о чем говорить и рассказывать, и самое главное, есть задачи, которые можно решать лишь присущим ей языком — языком света и тени.

Владимир НИКИТИН



КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

«Коллаж»

«Коллаж»

Альтернативная реальность
18.11.2015
«Черно-белая фотография»

«Черно-белая фотография»

Точный инструмент
24.09.2015
«Пейзаж»

«Пейзаж»

Жанр для раздумий
22.07.2015
«Дрон: автоматизированное изображение»

«Дрон: автоматизированное изображение»

Дронофото
21.05.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Ноябрь 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 252627282930 
  
Сегодня
01.11.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100