// Текст и изображение предоставлены издательством //
Издательство «Клаудберри» представляет на русском языке автобиографию главного фотографа-модерниста: Ман Рэй «Автопортрет».
Ман Рэй — сущ., м. р., синоним игры, радости, удовольствия.
Марсель Дюшан
Мое направление — это Кертеш, Мункачи, Умбо. Все они. Это Ман Рэй. Огромное число людей.
Анри Картье-Брессон
[В Америке] бюрократы и чиновники всех мастей вообще всегда ломали головы, как именно им меня записывать: Ман, Рэй? Рэй, Ман? То ли дело французы, они воспринимали мое имя как одно слово, и в списках оно всегда фигурировало на букву М.
Ман Рэй
Об авторе
Ман Рэй (Эммануэль Радницкий, 1890–1976) — главный фотограф-модернист ХХ века, художник, дадаист, сюрреалист, кинематографист и изобретатель. Он очень серьезно относился к своему эксцентричному искусству и еще более эксцентричным товарищам, но никогда не забывал шутить. Он называл себя воплощением оседлости, но при этом много раз круто менял обстановку и перепридумывал себя чуть ли не заново. Он почти не хвастался, но знал себе цену. И самое главное — он очень любил жизнь и получал от нее удовольствие, где бы ни находился — на окраине Нью-Йорка, в оккупированном Париже или на вилле в Голливуде.
В первую очередь Ман Рэй известен как фотограф-портретист — автор прекрасных портретов огромного количества своих знаменитых современников. Пикассо, Дали, Дюшан, Пикабиа, Джойс, Хемингуэй, Гертруда Стайн, Ли Миллер, Катрин Денев и, конечно, Кики с Монпарнаса — вот только некоторые из его героев. Однако его самого больше интересовали более творческие вещи. В том, что касается фотографии, Ман Рэй экспериментировал с разными техниками, в том числе с типом съемки, не требующим фотоаппарата, — фотограммой, которую он называл рэйографией. Также он заигрывал с кинематографом, пытаясь скрестить его с сюрреализмом. Но первой и главной его страстью была живопись, и он всегда возвращался именно к этому виду творчества, хотя созданием дадаистских объектов и даже в каком-то смысле перформансов тоже не гнушался.
О книге
«Автопортрет» Ман Рэя — это летопись богемного ХХ века, когда все друг друга знали и жили в Париже (и немного в Нью-Йорке), но в то же время это исповедь художника, изобретателя, творца в широком смысле слова.
Несмотря на рекордное количество мимоходом упомянутых мировых знаменитостей, Ман Рэй не опускается до светских сплетен, и на первом плане у него всегда остается творчество. А все остальное — лишь красивые декорации, в которых ему довелось жить и работать.
Он подробно описывает свой творческий путь, не очень стесняясь в выражениях («Оглядываясь назад, не могу не восхититься разнообразием своих интересов и своей изобретательностью. Я был воистину новым Леонардо да Винчи» — говорит он о себе восьмилетнем), но в то же время сохраняя здравый смысл и чувство юмора.
Ман Рэй был очень талантливым и разносторонним человеком, он не видел необходимости выбирать себе один единственный ярлык и не понимал тех, кто был этим недоволен: «…сколько людей уверены, что я не имею права называться одновременно и фотографом, и художником и обязательно должен быть чем-то одним в ущерб другому: прекрасным фотографом, но дрянным художником или, наоборот, прекрасным художником, но дрянным фотографом, — как будто сами критики достаточно компетентны для того, чтобы с ходу это определить». Воспоминания Ман Рэя — это очень объемный и правдоподобный срез эпохи, но в то же время очень личная история художника. Он умело балансирует на грани, не впадая ни в ту, ни в другую крайность — откровенность и тонкий анализ современного ему мира искусства смешаны в беспроигрышной пропорции.
Дополнительная информация представлена на
сайте издательства.
Следите за новостями на страницах Foto&Video в Facebook и «ВКонтакте».