АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Увидеть невидимое (тема — «Макрофотоохота» )

Первое место — Евгений Федоров, Нью-Йорк, США
«Стрекoза Ностра»
Canon EOS 5D, Sigma 150mm macro + Sigma TC 1.4x + переделанное кольцо Kenko 36 мм, Canon 580EX + Canon 430EX, самодельные рассеиватели; f/11, f=150 мм, 0,005 с (1/200), ISO 200, 5 августа 2006 г.;
Oкрестности Мастик Бич, штат Нью-Йорк
«На мой взгляд, критериями качества макрофотографий являются свет, ракурс, композиция и сюжет — т.е. все то, что определяет качество любого снимка. Своеобразие макросъемки заключается в способах, которыми все это достигается. Так, помимо специальной оптики, макрофотографу часто требуется осветительное оборудование, которое невозможно нигде купить в готовом виде — приходится самому изобретать, возиться с инструментами и т.д. Зато и гордость от того, что сделанное тобой собственноручно работает как надо — ни с чем не сравнить, это надо прочувствовать. Вообще в макросъемке, как и в любом деле, успех зависит от степени увлеченности, терпения, готовности учиться на ошибках и, конечно, удачи».

01.12.2006

Этот мир находится рядом с нашим, привычным, но он иной. Он богаче и разнообразней нашего, он пугающий и прекрасный и порой не похож ни на что, знакомое нам. Он везде, он параллелен нашему, и мы находимся в нем — но обычно не видим его. Но его можно увидеть. В него можно даже попасть, только надо знать — как, и это очень непросто сделать. Это макромир
Поглядите на этот мир через увеличительное стекло или макрообъектив. Вы скажете: похоже на фантастику? Вот как будто кадр из «Чужих», а этот — из сериала «LEXX»… Да нет, как раз наоборот — это фантасты и киношники вдохновляются образами макромира, перенося их в наш или, наоборот, помещая туда своих героев.

Участники нашего конкурса видят этот мир и пытаются проникнуть в него, и некоторым это удается. Насколько — смотрите сами. Надо только пояснить, чем руководствовалась редакция при подведении итогов. Естественно, как в любом конкурсе — на первом месте образ, художественный эффект. Особенность данной темы — необходимость филигранного владения техникой в обоих смыслах: и умением, и аппаратурой. Но также и следование некоторым принципам.
 
Как и вообще при съемках животного мира, тут действуют два табу. Одно — жесткое: не снимать мертвых, не делать из трупов предмета эстетики (да-да, конечно, бабочки в коробках на стене… и тем не менее). Нарушение этого табу возможно только в случае публицистического репортажа.

Второе — более вопрос честности: не снимать персонажей в неестественной обстановке. И чтобы не дезинформировать зрителя, и чтобы не навредить объектам съемки. Они же живые… Отступления от этого принципа иногда неизбежны (как снять, скажем, постоянно живущих в темноте?), а иногда возможны, если оправданы художественностью и не претендуют на воспроизведение реальности. Поэтому мы отметили снимок «Дюна», формально нарушающий этот второй принцип. Будем надеяться, фотосессия не повредила герою снимка.

Что ж, сейчас зима, и модели спят, до будущей весны, до новых сессий…

Андрей ПАРШЕВ

____________________________________


Макрофотография... Один из наиболее сложных в техническом отношении видов съемки и при этом такой увлекательный! В последние годы все больше людей открывают для себя макромир, учатся смотреть себе под ноги и видеть то, что происходит рядом с ними — нужно лишь нагнуться, сесть или лечь на траву и замереть.

И вот уже все меняется. То, что с высоты роста выглядело как сплошная зеленая масса, превращается в зеленые джунгли — с низкими кустиками мха, гигантами-зонтичными, лианами-вьюнками и нескончаемой массой переплетенных стеблей травы. Только сейчас замечаешь, насколько густо населен этот мир.

Обитатели его, спрятавшиеся при вашем появлении, выбираются из убежищ — и вот уже вокруг видны десятки беспозвоночных. Побежала по своим делам небольшая жужелица-птеростих, паук-крестовик начал чинить поврежденную вами ловчую сеть, зеленый кузнечик выбрался на открытое место и начал пробовать первые ноты своей песни, стрекот кобылок постепенно сливается в один непрерывный звон…

Мир крошечных существ возвращается к своей нормальной жизни — не уставая удивлять наблюдателя необычностью увиденного. Мир странных существ, мир удивительных форм и расцветок, мир поразительных привычек и обычаев. Такой прекрасный и такой жестокий мир.

Этот мир давно привлекает человека. Начиная с описания наблюдений Фабра, по увлекательности не уступающих иному детективу. Начиная с художественных книг «В стране дремучих трав» Владимира Брагина и «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри. И, конечно, нельзя не упомянуть «Джунгли во дворе» Юрия Аракчеева, книгу, которая для многих стала дверью в мир макрофотографии.

Но сложность этого жанра ограничивала его распространение, лишь очень немногие энтузиасты пытались донести свое видение макромира до зрителя. Многое изменилось с появлением доступной и качественной цифровой техники. Цифровые фотоаппараты облегчили работу макрофотографа, получить качественный снимок стало значительно проще, чем на пленке. Техническая сторона съемки уже не является серьезным препятствием, и фотографу проще сконцентрироваться на выразительности снимка, на его художественной стороне.

Во всей красе предстал перед нами мир крошечных существ на этом конкурсе. Увидеть невидимое, показать зрителю то, на что не обращал внимания — считая это обыденным и неинтересным. Но хорошая техника и мастерство фотографа — и вот уже перед нами на полстраницы распахнуты удивительные, опалово-полупрозрачные фасетчатые глаза стрекозы.

Замечательный кадр Евгения Федорова, где наряду с высокой техникой исполнения очень удачно композиционное решение — центральная композиция, симметричный кадр и хорошая работа с глубиной резкости очень эффектно подчеркивают сюжет — крупноплановый портрет стрекозы. Безукоризненны технически и другие работы автора, которые хоть и не столь отточены композиционно, но являются прекрасно выполненными портретами насекомых.

Впрочем, в макрофотографии не обязательно показывать насекомое в полный кадр. Понятие «макрофотография» достаточно широкое, особенно в русскоязычной литературе, где оно объединяет два термина англоязычной литературы — «Close up» и «Macro photography». Поэтому к жанру макрофотографии относятся и сюжеты, где беспозвоночные занимают относительно небольшую площадь в кадре — лишь бы по сюжетному и композиционному построению они не терялись, являлись основой кадра. Таков снимок Вадима Гаркуши — интересный по композиции, прекрасное графическое решение темы. Небольшие композиционные и технические огрехи, но фото очень интересно.

А вот снимок Александра Челмодеева также является композицией с относительно небольшим участием паучка в кадре. Но здесь на выразительность снимка влияние оказывают тональное и композиционное построение, а контровой свет и двойной смысловой центр — паучок и его тень — очень эффектно смотрятся.

Вообще, контровой свет можно и нужно применять в макросъемке — при небольших размерах и, зачастую, полупрозрачных покровах беспозвоночных его использование может быть очень эффектным. Правда, применение этого приема требует определенного сюжета — не всегда это оправданно. В данном случае все получилось как нельзя лучше, и закономерна высокая оценка снимка.

Сюжетность макрофотографии — всегда большой плюс для нее. Это вызывает интерес зрителей, предполагает дальнейшее развитие действия. Фотографии с сюжетом в кадре смотрятся более выигрышно, отчасти это может компенсировать ошибки композиции или технические огрехи. Вполне закономерно, что среди отобранных работ много сюжетных — «Любовь долгоносика», «Жадность…». «Вечное движение» хоть и выглядит хаотично-бесформенным, но это неплохо работает на идею снимка.

Часто автор или зрители пытаются придать человеческие черты фотоперсонажам, переносят на беспозвоночных человеческие взаимоотношения. Это нередко получается забавно, подобные сюжеты привлекают и вызывают улыбку — как «Заботливая мама», например.

Но сюжеты, а тем более интересные сюжеты, в макросъемке редки и длятся чаще всего считанные мгновения. И подавляющее большинство фотографий — это снимки тех объектов, которые по той или иной причине привлекли внимание автора. Редко кто проходит мимо паука-скакуна (снимок «Ничего себе!?») с его необыкновенными глазами-фарами. Крошечный паучок, снять его непросто — но насколько интересным может быть удачный снимок! Еще сложнее снять насекомое в полете. Но Виктория Сафонова справилась с этой задачей, запечатлев подлетающую к цветку пчелу.

Интересная композиционная задумка была у Сергея Грицко («Крылья») — к сожалению, не удалось довести задуманное до логического завершения и справиться с техническими сложностями этого кадра. Виталий Бразовский снимал кузнечика певчего — но не справился с построением кадра. Впрочем, кузнечиков трудно снимать, как раз из-за их длиннющих усов, очень сложно построить композиционно грамотный снимок. Симпатичный портрет лягушки на снимке А. Шемякина, лишь немного портит впечатление от снимка нерезкий передний план — подобного желательно избегать.

Отношение к макрофотографии часто неоднозначно, некоторые напрочь отказывают ей в праве на художественность, признавая лишь техническую сторону. Впрочем, за репортажем тоже некоторые видят лишь документальность — забывая про работы Анри Картье-Брессона и других мастеров, вошедших в золотой фонд художественной фотографии.

Аналогична ситуация и с макросъемкой — можно согласиться лишь с тем, что техническая сторона здесь очень важна, это один из сложнейших жанров фотографии. В остальном же макрофотография — отражение всей фотографии в миниатюре. Правда, отражение несколько искаженное, здесь зачастую акценты расставлены совсем не так, как в большой фотографии. Но основные законы те же — точно так же приходится следить за композицией снимка, работать со светом, оценивать перспективу и тональность кадра.

Чтобы получить настоящую Фотографию, используются те же выразительные средства, что и в обычной фотографии — световой рисунок, интересный ракурс, грамотная композиция. И как существенное дополнение, как изюминка в снимке — сюжет. Не так уж часто снимок удается сделать сюжетным, и если получается не просто найти объект, а объект в интересной ситуации — снимок можно считать удавшимся.

Владимир БЛИНОВ
http://vb.fotominsk.by




КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

«Коллаж»

«Коллаж»

Альтернативная реальность
18.11.2015
«Черно-белая фотография»

«Черно-белая фотография»

Точный инструмент
24.09.2015
«Пейзаж»

«Пейзаж»

Жанр для раздумий
22.07.2015
«Дрон: автоматизированное изображение»

«Дрон: автоматизированное изображение»

Дронофото
21.05.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
25.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100