Текст и фото
Владимир ЗОТИН
Исторически сложилось, что люди едут на Север не отдыхать, а работать. Туристу попасть в Заполярье непросто, к тому же такие поездки обходятся слишком дорого. Тем не менее шанс есть всегда. Например, можно завербоваться на сезонные работы, устроиться в научную экспедицию или отправиться волонтером в заповедник.
Документы
Значительная часть севера России — пограничная территория, для посещения которой требуется специальное разрешение. Пропуска выдаются Пограничным управлением ФСБ России и его подразделениями. Если вы собираетесь принять участие в экспедиции или туристической поездке, всю заботу о пропусках и разрешениях возьмут на себя организаторы.
Для плавания на судах по Северному морскому пути каждый обязан пройти медкомиссию и получить справку о состоянии здоровья. Без нее ни один капитан не возьмет пассажира на борт. А вот для путешествия по материку за полярным кругом медицинских справок не требуется.
Прибывая на чукотку, Таймыр, просто проходишь паспортный контроль. Но чтобы попасть, например, на архипелаг земля Франца-Иосифа или Новая земля, понадобится дополнительное согласование с инспекциями государственного природного заказника «земля Франца-Иосифа» и национального парка «Русская Арктика».
Экипировка
В инструкциях для участников полярных экспедиций есть следующие рекомендации по выбору одежды для работы в летний период: два комплекта тонкого и плотного термобелья, два комплекта носков, легкая куртка из флиса на молнии, куртка с юбкой и капюшоном, шапочка из флиса, непродуваемые брюки-самосбросы (позволяющие надевать брюки после обуви), резиновые сапоги и высокие герметичные ботинки.
Я бы добавил к этому списку пуховую безрукавку на молнии: ее очень удобно надевать на куртку-ветровку. А также советую взять с собой флисовую маску (с отверстиями для рта и носа) против сильного ветра и толстый свитер против комариных хоботков. Личные вещи удобно хранить в герметичном рюкзаке со множеством боковых карманов.
Медикаменты и репелленты
уже не раз в статьях о путешествиях говорилось о таблетках от укачивания и желудочных проблем, так что захватите их с собой — иначе обязательно пожалеете о своей забывчивости. Без репеллентов на Севере тоже не обойтись: в течение 2 ч после нанесения они сдерживают атаку навязчивых комаров и мошек. Накомарником пользоваться не рекомендую: снимать в нем неудобно, а откинув сетку, можно получить хорошую порцию кровососущих в закрытый объем.
Техника
Технику удобно носить в фоторюкзаке, а не в кофре, который то и дело соскальзывает с плеча. Захватите с собой герметичный мешок: он защитит камеру от непогоды.
Оптимальным будет набор из двух защищенных от пыли и влаги камер со скоростью серийной съемки не ниже 5 кадров/с. Скорострельность нужна для фиксации быстро движущихся объектов: птицы и животные порой выделывают такое, что одним кадром не обойтись (ведь повторить-то не заставишь!).
Карты памяти тоже нужны скоростные, чтобы не тормозить серийную съемку. Их емкость не должна превышать 8 Гб: если флешка выйдет из строя, потеряется не слишком много информации. Если камера позволяет, то стоит дублировать кадры на вторую карточку: риск потерь сведется к нулю.
Объективы подбираются по фокусному расстоянию, с учетом угла обзора и универсальности. Для съемки диких животных и птиц понадобится зум-объектив 100—400 мм, для прочих съемок — 24—100 мм (причем длиннофокусной оптике не обойтись без стабилизатора). Желательно взять с собой и широкоугольный объектив: он полезен для выделения объектов на переднем плане. Выбирайте оптику с максимальной светосилой, поскольку даже в полярный день освещенность может резко упасть.
Полезны будут угловой видоискатель или камера с поворотным дисплеем: при съемке низкорослой полярной растительности (маки, камнеломки и мхи) не придется лежать на мокрой земле.
Штатив в морском путешествии будет лишним, а вот на Кольском полуострове может пригодиться, например, для съемки панорам. Особенно когда сложный рельеф гористой местности не позволяет ориентироваться по линии горизонта. Советую взять штатив из углепластика, легкий и прочный.
Не забудьте о питании камеры. Покупая аккумуляторы, не экономьте, родные работают намного лучше источников питания сторонних производителей. На корабле или полярной станции достаточно иметь пару комплектов батарей. А если источников электричества поблизости нет, потребуется большой запас аккумуляторов. Учтите, что на холоде (ниже –12—14 °С) электрохимические процессы в батареях замедляются — менять элементы питания приходится часто, а держать их лучше во внутреннем кармане, в тепле.
Вспышка в экспедиции почти всегда лишний элемент. Света летом достаточно, а в помещении снимать приходится редко. Компьютер и накопитель можно взять, если есть источник электричества. Если нет — оба эти предмета бесполезны.
Что и как снимать с корабля и на суше
Мне интересно фотографировать ледники и айсберги, постоянно меняющие цвет. Ступая на ледник, имейте в виду, что под снегом могут таиться опасные глубокие трещины. С солнечной «подсветкой» снимки получаются особенно красивыми, но не торопитесь щелкать затвором, подождите: лучше один хороший кадр, чем десять посредственных.
Гнездовья птиц на отвесных базальтовых скалах (острова, побережье) смотрятся очень эффектно. Фотографируя их, следите, чтобы все поле кадра было в резкости. Красивыми получаются снимки арктических птиц в полете, хотя поймать в видоискателе быстро движущийся объект совсем не просто. Снимать лучше сериями, причем предпочтителен режим приоритета выдержки: освещенность может меняться, а выдержка всегда должна быть как можно короче.
Летом на Севере повсюду великолепные полярные цветы, а ближе к осени — живописные, покрытые инеем мхи и лишайники — можно удачно дополнить передний план любого снимка. Фотографируя, будьте внимательны: полярная флора — тонкий и хрупкий организм, который легко повредить. Ходите осторожно, старайтесь лишний раз не наступать на растения.
Лежбища моржей можно снимать не спеша и c близкого расстояния. А чтобы не тревожить животных, пользуйтесь длиннофокусным объективом. Хорошие кадры получаются, если фотографировать этих млекопитающих с уровня береговой линии. В воде же снимать сложнее: мешают волны и брызги, попадающие в кадр.
В отличие от моржей с белыми медведями надо действовать оперативно: в любой момент зверь может «сделать ноги» — только вы его и видели. Снимать лучше с проводкой, сериями, меняя фокусное расстояние. Фотографируя медведя, имейте в виду: ему ничего не стоит прыгнуть с места до 6 м в длину, а сила его удара лапой — до тонны. Одним когтем этот зверь цепляет и выдергивает из лунки взрослого тюленя. Всегда помните об этом!
Что и как снимать с вертолета
За полярным кругом мне приходилось перемещаться на разных вертолетах. С камерой лучше всего летать на «рабочих лошадках» «МИ-8» (с простыми лавками и дополнительными баками для горючего в салоне). у них нет звукоизоляции, но зато открываются иллюминаторы — очень удобно для съемок. Фотографируя с вертолета, старайтесь не прикасаться к корпусу, иллюминатору и другим предметам: вибрации могут пагубно сказаться на качестве снимков, в лучшем случае — вынудят укоротить выдержку и открыть диафрагму в ущерб глубине резкости.
Солнце летом в Арктике не садится — ждать красивых восходов/закатов не приходится. зато причудливые облака создают замысловатые картины на границе неба с водяной гладью. Если облака вдруг закрыли небо — не отчаивайтесь: в любой момент может открыться просвет, прорвется яркий мощный луч солнца и картина преобразится. Никогда не теряйте бдительности, каждую минуту будьте готовы поднять люк, вскинуть камеру, нажать на спуск. Всегда тщательно следите за параметрами съемки, особенно если освещенность объектов стремительно меняется.
Пролетая над арктическими льдами, я всегда высматриваю животных, в том числе белых медведей. Вероятность увидеть их с вертолета намного выше, чем на суше или с корабля.
В лесотундре же нет белых медведей, зато есть бурые, поэтому группу путешественников должен сопровождать вооруженный опытный егерь. Охотники рассказывали, что, заслышав гул мотора, медведь может встать на задние лапы и, обхватив дерево, притаиться, спрятаться. Но чаще зверь срывается с места, и ожидать его появления в месте посадки раньше, чем через 3—4 ч, не приходится.
Люблю наблюдать за несущимися стадами оленей на фоне разноцветных лесов или туманных изгибов водоемов. Тундру и лесотундру фотографировать можно бесконечно: эти огромные пространства с чистейшими реками, красивыми водопадами, живописными скалистыми берегами великолепны. Погода в тундре меняется не так быстро, как на арктическом побережье, и времени для съемки достаточно.
Особенности съемки
Цветовая гамма Севера серо-сине-голубая, встречается много черного. Снимать можно с автоматическим балансом белого. Тона в основном спокойные, хотя бывают и яркие. Например, ярко-голубые льдины в районе Земли Франца-Иосифа или небо в просвете облаков. Если в кадре много белого (снега, льда), следует вводить экспокор-рекцию (обычно +1—1,5 ступени EV).
Бывает, что в условиях недостаточной освещенности при съемке длиннофокусным объективом возможностей стабилизатора не хватает — приходится переходить на более светосильную оптику в ущерб фокусному расстоянию. В основном это касается фотосъемки в движении. Например, с борта судна, проплывающего мимо темного скалистого берега.
Чтобы получить рельефные изображения облаков при низкой густой облачности, необходим поляризационный светофильтр. Однако если освещенность падает и прикрытая диафрагма важнее, «полярик» лучше снять.
Воздух в Арктике чистый, поэтому бояться пыли при смене объективов не стоит. Бойтесь воды! Дождя, сырости, соленых волн. Защитные или ультрафиолетовые светофильтры понадобятся обязательно: при высадке в шторм морская «пыль» садится на линзы, и отчистить их потом проблематично.