АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Эротическая фотография Михаила Эзры. Концентрация форм

Михаил ЭЗРА Михаил ЭЗРА Михаил ЭЗРА Михаил ЭЗРА
Михаил ЭЗРА Михаил ЭЗРА Михаил ЭЗРА Михаил ЭЗРА


Михаил ЭЗРА/Michael EZRA родился в Тбилиси в 1972 г. С детства занимался живописью. В 2000 г. переключился на фотографию, где начал создавать черно-белые работы в стиле скульптурной фотографии тела. Сейчас Михаил живет в Нью-Йорке и работает как над скульптурной, так и над панорамной художественной пейзажной фотографией.
www.michaelezra.com

18.06.2008

Говоря о фотографии обнаженного тела, мы вспоминаем плавные формы и изгибы, провоцирующие позы, очень мягкое или, наоборот, агрессивное освещение. Михаил Эзра сделал невероятное — в его работах неявная геометрия тела складывается в строгую скульптуру
Подготовила Анна ЭЗРА

Если попытаться сформулировать самое краткое определение того, что же для меня значит фотография и какое место она занимает в моей жизни, то, скорее всего, оно прозвучит так: «Фотография есть наиболее быстрый и эффективный на данный момент способ запечатления внутреннего видения» — где ключевыми фразами являются «на данный момент» и «внутреннее».

Фотография не всегда являлась главным способом самовыражения в моей жизни. Сначала были живопись и физика. Будучи студентом Тбилисского государственного университета, я совмещал учебу на факультетах теоретической физики и искусства. В конце концов, ни одна из этих специальностей не стала моей профессией, но приобретенный навык балансирования столь разных дисциплин вылился в своеобразный научно-художественный подход к запечатлению внутреннего восприятия, где творчество базируется на тщательном исследовании существующих «орудий труда».

Переход от живописи к фотографии произошел не без участия писателя Ирвинга Стоуна, скульптора Микеланджело, фотографа Ричарда Аведона, актрисы Настасьи Кински и одного безымянного удава. В 2000 г. я находился под сильным впечатлением от книги о жизни Микеланджело «Муки и радости». В детстве и юности я проводил бесчисленное количество часов над книгами с репродукциями произведений художников и скульпторов. Работы Микеланджело в своем совершенстве, мелодичности и мощной выразительности были вдохновением и школой.

Чтение о бурной и сложной жизни скульптора, о его неутолимом и заразительном желании создать армию мраморных статуй вызвало во мне стремление ваять. В то время я уже фотографировал, но ограничивался портретами друзей и фотографиями-зарисовками для живописи. Идея использования студийной фотографии для создания скульптурных работ вспыхнула от увиденного где-то на улице плаката с известной фотографией Ричарда Аведона — Настасья Кински с  удавом. Эта работа поразила меня своей выразительностью и наличием действенной многоречивости, несмотря на простоту содержания.

Я четко помню, как сделал свои первые горизонтальные фотографии, положившие начало целой серии работ. Надо сказать, что отсутствие какого-либо фотографического образования вынудило меня вырабатывать методику и получать все навыки фотографирования путем проб и ошибок. Но при этом отсутствие образования, знаний о «правильной» технике, канонах и моде позволило свободно эксперементировать со всеми элементами фотографии, от съемки до печати.

Подгоняемый желанием найти «свое» и под влиянием идеи о ваянии статуй, в течение той памятной фотосессии я  впервые попробовал несколько скульптурных концепций. Позже, рассматривая на свет свежепроявленные негативы, я вдруг понял, что это и есть моя «эврика»! Показанное в профиль, с грациозным изгибом спины и легким танцем ног, женское тело выглядело просто, элегантно и завораживающе красиво и не было похоже ни на что, виденное раньше. Вот так, благодаря чистоте и точности черно-белой фотографии я нашел возможность создавать свои статуи.

Выбор именно черно-белого решения для скульптурных работ был неслучаен. На мой взгляд, эта строгая ограниченность цветового спектра фокусирует внимание на эмоционально-интеллектуальном содержании работы и, не отвлекая, позволяет видеть ее суть. Краски несут в себе эмоциональные ассоциации, индивидуальные для каждого зрителя, а в черно-белой фотографии все внимание отдается посланию фотографа. С технической точки зрения, в скульптурных работах я отвожу большую роль насыщенности средних тонов, поскольку их шелковистое богатство придает изображению тела необычайную трехмерность.

Обнаженность как таковая никогда не была центром моей фотографии. Наоборот, подавляющее большинство моих работ несексуальны по своему содержанию и энергетике. Чем интересна для меня скульптурная фотография, так это нахождением красноречивой выразительности в отстраненном минимализме. Обнаженность является лишь необходимым условием для истинного выявления формы.

Глядя на объем и разнообразие созданных работ, их содержание и  исполнение, я вижу в них отражение своих поисков, внутренней неуемности и перенесенных переживаний. В 2000 г. я все еще восстанавливался после бесчеловечного процесса развода и тяжелой борьбы за сына. Психологически и творчески для меня это было очень странное, отчужденно-аскетичное время. Отработав с девяти до пяти программистом, я приходил домой и печатал, снимал, проявлял и снова печатал. Выходные я проводил в темной комнате без перерыва до полутора суток, пока не падал от изнеможения, засыпал, потом вставал и шел на работу, чтобы вернуться и начать все сначала. Во внутреннем стремлении вновь обрести гармонию я начал создавать свою армию холодных статуй, со скрытыми или обращенными от зрителя лицами. Намеренная обезличенность позволила мне абстрагироватся от индивидуальности моделей и сосредоточиться исключительно на созвучии линий, форм, и эмоций.

«Body Hands» является одной из серий, появившихся в этом контексте. В фотографии меня всегда увлекал поиск своеобразного дуализма, гармоничного сочетания контрастирующих элементов. Этот лейтмотив проходит через все мои работы. Фотографии серии «Body Hands», рожденные в период эмоционального-творческого максимализма, выражают эту тему наиболее ярко, через контраст податливости женского тела и владычества мужских рук. На первый взгляд, визуальной темой фотографий в этой серии является доминирование мужской природы над женской. Однако смысловой акцент в этих работах лежит на полном отсутствии насилия и проистекающей из этого гармонии двух начал.

Наверное, в судьбе каждого человека бывает период, когда происходит ряд событий, окончательно и бесповоротно меняющих его жизненный путь. Для меня таким периодом стал «осенний» год, от осени 2001 до осени 2002 г. Он начался кошмаром 11 сентября 2001 г. Тогда во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке погиб мой близкий друг Александр Лыгин (в то время  известный в кругах www.photosight.ru как «Боцман»).

Серия фотографий «9/11», родившаяся в те разбитые дни, наверное, лишь в малой степени отразила смесь боли и потерянности, которую испытывали Сашина семья и мы, его друзья, обходя больницы и сборочные центры Манхэттена в надежде его найти. Должен сказать, что Саша был тем человеком, который подтолкнул меня основательно заняться фотографией. Он первым приобрел «серьезный» Canon, и я, увлеченный его энтузиазмом, вскоре тоже купил свой первый фотоаппарат — Nikon F5. Неожиданный, горький уход Саши выдернул меня из психологической рутины, заставив увидеть жизнь во всей ее хрупкости и быстротечности.

По воле обстоятельств, в конце того же рокового сентября произошло прямо противоположное, счастливое событие — я встретил свою будущую жену Анну, которая стала другом, помощником и незаменимым собеседником. Духовная близость с ней позволила мне не только продолжить свою работу, но и перейти на новый этап творчества. Фотография перестала быть побегом от реальности и приняла форму систематического выражения моих творческих поисков.

Третьим, завершающим аккордом внутренней перестройки стала моя первая, после вынужденного годичного перерыва, фотосессия в октябре 2002 г. Тогда мне впервые довелось поработать с гимнасткой-акробаткой. Невероятная гибкость и послушность профессионально тренированного тела спортсменки коренным образом изменила мои представления об экспрессивных возможностях фотографии и повысила как собственную требовательность к «законченности» поз и работы в целом, так и критерии отбора моделей. Из той фотосессии вышел целый ряд работ, включая *NU_000079, NU_000081 и NU_000083*. Эти позы обманчиво просты, но для такого высвобожденного, линейно-точного исполнения требуется незаурядное владение телом.

Если вы знакомы с моими работами и, в частности, коллекцией на моем сайте, то, воможно, замечали, что у меня отсутствуют четкие разграничения по сериям, за исключением таких явно объектно-тематических категорий, как «Body Hands», «Maternity» и «Metamorphosis». Все остальные скульптурные фотографии фигурируют в общей категории «Nu». Сложность распределения работ по конкретным сериям (которые все-таки существуют, на данный момент это: «Women Beautiful», «Triangles», «Horizontal Nudes» и «Levitation») состоит в том, что некоторые из работ можно отнести сразу к нескольким, а некоторые по своей сути настолько абстрактны, что толком не вписываются ни в одну из перечисленных категорий.

Причиной этого разнообразия является мой подход к работе с моделями. Каждую фотосессию я рассматриваю как уникальную возможность попытаться сотворить что-то новое и по-своему совершенное. И каждый раз мне кажется, что я — работающий с чистого листа новичок, не решивший, что же делать с моделью, которая вот-вот переступит порог студии. В результате, съемки проходят интуитивно, выстраиваясь вокруг пределов физических возможностей моделей и концентрируясь на элементах, которые им особенно удаются, без искусственного ограничения начатыми тематиками.

Стремление к лаконичности и хирургической точности исполнения, а также исследование дуализма на всех уровнях восприятия фотографии объединяют мои работы. Необычайно интересно взять что-то очень простое и через чистоту исполнения показать всю внутреннюю красоту. Намеренный контраст между глобальной простотой и компактностью выражения, с одной стороны, и сложностью деталей — с другой, является одной из моих главных мерок законченности работ.

Этот же контрастный дуализм прослеживается даже в процессе создания фотографий. При всем свободном течении тематик во время съемок, я провожу фотосессии в режиме абсолютного контроля над созданием поз — наверное, настолько приближенного к ваянию из камня, насколько это вообще возможно при работе с моделью на расстоянии. В завершенных работах жесткая строгость и организованность форм уравновешиваются общей тональной мягкостью, придающей фотографиям ауру гармоничного спокойствия.

Еще одной общей чертой, связывающей весь поток скульптурных работ, является намеренная геометричность, наличие упорядоченного узора линий. Этот аспект наиболее ярко прописан в серии «Triangles». Треугольник как форма крайне редко ассоциируется с восприятием красоты человеческого тела, особенно женского, где внимание обычно уделяется плавным изгибам. Тем не менее в основе структурной функциональности тела лежит именно угольность. Серия «Triangles» акцентирует внимание на треугольных фигурах, построенных человеческим телом, и исследует ту сбалансированную красоту, которая возникает из гармоничного сочетания чуждо-контрастных форм с более привычными линиями.

Надо сказать, что далеко не все мои модели имеют опыт обнаженного позирования и далеко не все из них являются профессиональными моделями. Прекрасно осознавая, насколько нелегким может быть шаг к обнаженному позированию, я всегда отношусь к своим моделям с крайним уважением и тактом. Наградой становится их доверие. В интенсивном круговороте фотосессий мне посчастливилось наблюдать такие моменты непостижимой красоты, от которых захватывает дух, и хочется верить, что их копии-снимки смогут передать хоть какую-то долю энергии происходящего.

Ощущение нереальности происходящего особенно часто возникало во время работы над серией «Levitation», которая, по своей сути, исследует формы и линии, бросающие вызов гравитации. Надо отметить, что все работы этой серии выполнялись только благодаря талантам моделей, без использования подставок и компьютерной чистки. Исполнение визуально несложных поз из этой серии требовало от моделей значительных физических усилий, а ощущение гармонии возникало благодаря контрасту с расслабленным выражением лиц и спокойствием рук.

Кстати, ограниченное использование компьютерной монтажной обработки является просто личным предпочтением. Я активно использую цифровые технологии — в моей студии камера Mamiya ZD давно пришла на смену Mamiya RZ Prо II. Переход от пленочной к цифровой фотографии оказался очень легким и безболезненным, помогла профессиональная грамотность — степень в медицинской физике в области medical imaging и профессия архитектора программного обеспечения. Я с интересом слежу за развитием технологий и стремлюсь оптимизировать техническую сторону своей работы. С творческой точки зрения, возможности компьютерного монтажа меня вдохновляют. Не исключено, что в какой-то момент чистая фотография перестанет быть тем «наиболее эффективным способом запечатления внутреннего видения», о котором упоминалось в начале, и компьютерная живопись займет центральное место.

Но сейчас у меня еще очень много незавершенной работы в скульптурной фотографии. В моем воображении есть целый ряд работ, которые пока не удалось осуществить. Они требуют от моделей исключительной,  акробатически-гимнастической гибкости. Зарисовки потенциальных поз аккумулируются в черной карманной книжечке, известной среди друзей как «книга пыток». Это временное созидательное бессилие только подчеркивает ту важную роль, которую играют в моем творчестве модели. Их способности и личные качества дают мне возможность реализовывать свои идеи, и я бесконечно благодарен им за это.
F&V

Все фотографии: © Михаил ЭЗРА/Michael EZRA



КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

29.04.2016
Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Скрадывая детали и выявляя движения, монотипия подчеркивает суть сюжетов и помогает создать неповторимый отпечаток
18.11.2015
От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее
18.11.2015
Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов

Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов

Разрабатывать такие сложные и точные инструменты, как фотографические объективы, могут не только известные корпорации, но и грамотные любители художественной оптики
18.11.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
28.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100