Текст и фото Владимир ГУДЗЕВ
C приходом цифры в фотографию моим основным инструментом под водой стала зеркальная камера Nikon D70 в боксе Sealux. Но из-за усиления развязанной производителями гонки мегапикселей и технических параметров я занял выжидательную позицию. Да и компактность и вес аппаратуры стали играть важную роль, и я вернулся на пленочный Nikonos V (к сожалению, в настоящее время он снят с производства).
Я не стреляю как пулемет, а продумываю каждый сюжет, и в погружении мне хватает 36 кадров на ролике пленки, было бы что снимать… Качество же работ после сканирования меня пока устраивает.
Последнее время я стараюсь погружаться с двумя фотокамерами, особенно в тех случаях, когда не уверен, что конкретно буду снимать. Они настроены под разные задачи: у вышеупомянутого пленочного Nikonos V предельно широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 12 мм, и этой камерой я фотографирую дайверов, ландшафт, затонувшие объекты, пещеры и проч. А чтобы не упустить что-то небольшое, почти на границе макро, я беру с собой цифровой компакт. Последний год в этой роли выступает амфибийный Olympus MJU 1030 SW. Без бокса он рассчитан на глубину погружения до 10 м, а в боксе — до 40 м.
Так сложилось, что в одну из недавних поездок к этой «мьюшке» добавились также Panasonic Lumix DMC-TZ5 и Nikon Coolpix P6000. Это «сухопутные» фотокамеры, и для съемки под водой их нужно поместить в боксы. Для Panasonic TZ5 выпускается фирменный DMW-MCTZ5. Для Nikon P6000 фирменного бокса нет, но прекрасно подошла модель производства компании Ikelite.
Правда, особо компактным этот бокс не назовешь. Надеясь на высокое качество достаточно серьезной камеры, я решил выжать из P6000 максимум и приспособил к ней внешнюю вспышку Sea&Sea YS-120 Duo через светооптический компьютерный синхронизатор. Для надежности Olympus 1030 SW тоже поместил в фирменный бокс PT-043, вполне компактный и удобный, чтобы всегда держать его при себе.
Зум-объективы всех камер достаточно широкоугольны (диапазон изменения фокусных расстояний начинается с экв. f=28 мм), это позволяло в случае необходимости не только делать кадры на границе макро, но и снимать более обширные сюжеты.
Исходя из личного опыта, я сразу установил на камерах чувствительность ISO 200, рассчитывая получить более короткие выдержки и большую глубину резкости. Но Olympus 1030 SW и Panasonic TZ5 не позволяют глубоко вмешиваться в работу автоматики. В частности, у них нет ручного режима и программ приоритетов выдержки и диафрагмы. Поэтому я просто установил универсальный режим «Р» и положился на электронные мозги этих камер. А вот Nikon P6000 — аппарат классом повыше, имеет массу ручных режимов и настроек, и с ним я поступал более вдумчиво: не ленился менять чувствительность ISO (до глубины 15 м ставил ISO 200, а глубже — ISO 400 и даже ISO 800). Чтобы обеспечить приемлемую глубину резкости, диафрагму устанавливал на f/7. Внешнюю вспышку переключил в TTL-режим.
Подводная съемка проходила в районе острова Корон на Филиппинах. В этих местах во время Второй мировой войны в результате боевых действий между флотами США и Японии затонуло свыше 15 японских военных транспортов. Вся основная видовая съемка на затонувших кораблях в условиях плохой видимости проводилась с помощью Nikonos V, а в поддержку ему использовались три вышеуказанные камеры. Такая тактика оказалась чрезвычайно удобной...
Дополнительно:
Владимир ГУДЗЕВ — подводный фотограф, инструктор подводной фотографии CMAS первого уровня, вице-президент Центра подводных фотографов России; автор многочисленных публикаций. В 2007 году Конфедерацией подводной деятельности России награжден премией «Подводный мир» в номинации «Публикации в
средствах массовой информации».
Фоторедактор журналов «Предельная глубина» и «Мир подводной охоты». Живет и работает в Москве.
www.dive-in-photo.ru
____________________________
Полный текст статьи читайте в 10 номере журнала «Foto&Video». По истечении 6-х месяцев с момента появления журнала в продаже, на сайте публикуется полное содержание номера, включая все статьи и фотографии.