АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Новые земли. Тревел-фотография: Арктика

<b>Земля Франца-Иоси <b>Моржи на Больших <b>Высадка группы уч <b>«У левого борта м
<b>Сферолиты острова <b>Ледник на острове <b>НИС «Профессор Мо <b>Выходя на сушу, с
<b>Экспедиция прошла <b>Ледник Шокальског <b>Остров Гукера, ск


Земля Франца-Иосифа. Здесь можно почувствовать себя первооткрывателем

25.10.2012

Человек — удивительное существо. Отправляясь в ледяное безмолвие, он добровольно испытывает неудобства, преодолевает трудности, подвергается опасности — и чувствует себя самым счастливым
Текст и фото Владимир ЗОТИН

Иногда мечты все-таки сбываются... Однажды мне позвонили, сообщили, что еду на Север с комплексной научной экспедицией, организованной национальным парком «Русская Арктика» и Российским представительством Всемирного фонда дикой природы (WWF).

На подготовку оставались считанные дни, а предстояло обзавестись множеством вещей, обязательных для каждого члена экспедиции, и получить справку о пригодности к плаванию на судах по Северному морскому пути. Названий некоторых видов экспедиционной одежды я раньше даже не знал, как то: мембранная куртка с ветрозащитной юбкой, брюки-самосбросы, термобелье, «флиска» и другие. Но в спортивном магазине сразу разобрался, что к чему. Товарищ одолжил мне вместительный водонепроницаемый рюкзак объемом около 80 л, куда все купленное и поместилось. Фотоаппаратуру уложил в малый фоторюкзак Manfrotto, хорошо зарекомендовавший себя в многочисленных поездках. Билеты в Архангельск и обратно приобрел через интернет.

p>17 июля 2012 года наше научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» с 60 пассажирами на борту под лоцманским флагом вышло по Печоре к морю. Этот корабль, построенный на верфях Финляндии, длиной около 70 и шириной около 13 м, с несколькими палубами, производил приятное впечатление. Единственным, на мой взгляд, недостатком была его низкая скорость — не более 12 узлов, но позже выяснилось, что это не недостаток, а преимущество.

Всю ночь и следующий день мы шли по Белому, а затем по Баренцеву морю, где корабль настигла килевая качка. Никогда не думал, что меня может так подкосить: не стоя-лось, не сиделось, мутило, не хотелось ни есть, ни пить. А по громкой связи, точно по расписанию, приглашали в ресторан! Страдали даже привычные к качке члены экипажа. Этот 8-балльный шторм длился два дня. Тем временем мы приблизились к Новой Земле. Было как-то не по себе, потому что в этих местах 50 лет назад взорвали самую мощную в мире термоядерную бомбу — «Кузькину мать». Пошли вдоль острова, под его прикрытием от северо-восточного ветра, на расстоянии 12 миль от берега. Постепенно море утихло. Я смог побывать на рулевом мостике и узнал, что легче переносить качку, если судно идет согласно подъему волн — в нашем случае со скоростью около двух с половиной узлов.

В комфортабельном музыкальном салоне корабля ежедневно проводились лекции. Нам рассказывали об особенностях природы Севера, о первооткрывателях, о растительном и животном мире морей. А еще были высадки на сушу, если не мешал густой туман или мощный прибой. Они проводились независимо от времени суток, тем более в июле в Арктике — полярный день.

Новая Земля

Я где-то читал, как человек, приехавший в Арктику, почувствовал себя первооткрывателем. Именно с такими мыслями я ступил на берег Новой Земли. Что запомнилось? Унылые, бесцветные береговые линии, черные скалы со множеством гнездящихся птиц, белые плавающие льды. Всегда низкая облачность, ровной линией отрезающая вершины гор.

В Русской гавани есть разрушенная полярная станция и заброшенная воинская часть. Люди покинули эти места в 1993 году. Такое ощущение, что они готовились к приходу захватчиков: стекла, крыши, электрощиты, антенны — все разбито, сломано, разграблено. Кругом обломки досок, куски кабеля, запчасти незнакомых подъемных механизмов. Неподалеку — руины казарм и то, что осталось от арктической станции. Чувствовался стойкий запах какой-то нефтехимии. Из-под земли сочилась вода: таяла вечная мерзлота.

Я долго крутился, выбирая точку съемки, на берегу небольшого залива с плавающими льдинами — обломками ледника Шокальского. Старался, чтобы не попал в кадр мусор, но тщетно. Снял, как было.

Мыс Желания

До следующего пункта нашей экспедиции примерно 120 миль. По пути высаживались на Большие Оранские острова. Погода выдалась прекрасная, солнечная. Температура +5—7 °С, ветер 10—12 м/с. На островных скалах — небольшой птичий базар толстоклювых кайр, рядом — лежбище моржей. В воде много льда, но больших айсбергов нигде не видно.

Два «Зодиака» ушли на разведку, на мыс Желания. Этот мыс, разделяющий Баренцево и Карское море, открыл в XVI веке голландский путешественник Баренц и назвал сначала Желанным. На берегу — треугольный памятный знак из зеленого стекла, установленный голландцами в честь соотечественника-первооткрывателя, погибшего во время зимовки и похороненного на восточном берегу Новой Земли.

Уже второе лето сюда приезжают люди. Они трудятся не покладая рук: расчищают завалы мусора и восстанавливают брошенную в 90-х годах полярную станцию. Я обратил внимание на хорошо сохранившиеся береговые укрепления из бревен — бывшие огневые позиции: 70 лет назад здесь шли бои.

Острова Хейс и Чампа

Подошли к Земле Франца-Иосифа и следующему месту высадки — острову Хейса, где находится действующая полярная станция и самое северное отделение связи. Хотя из-за густого тумана массовой высадки не случилось, несколько счастливчиков все-таки сошли на берег и получили на память оттиски местной почты.

Затем был остров Чампа, известный своим живописным мысом Триест и могучим ледником, а также многочисленными сферолитами — каменными шарами правильной формы размером от нескольких миллиметров до нескольких метров. Об их происхождении существует несколько гипотез. С высоты гор, окружающих бухту, открывается фантастический вид на море и острова с потухшими вулканами.

У берегов острова мы встретили ледокол «Капитан Драницын», катающий летом иностранных туристов. На этот раз он вез большую группу австрийцев, обвешанных фото- и видеотехникой. И правильно, там было что поснимать.

Погода не позволила совершить некоторые запланированные высадки. Например, на остров Белл и мыс Флора, которые прошли без остановок: туман и прибой. Но мы все равно получили массу впечатлений, наблюдая с палубы величественные скальные утесы Земли Георга, летящие в море огромные глыбы льда, сползающие с прибрежных скал облака, вереницы вулканов, несметное количество птиц.

Остров Гукера

Через несколько часов подошли к острову, названному в честь известного английского ботаника Джозефа Гукера, и скале Рубини, получившей имя в честь итальянского музыканта. Базальтовые породы, выходящие на поверхность, напомнили плотно уложенные огромные черные карандаши. Сама скала высотой больше 100 м была облеплена птицами: толстоклювыми кайрами, чайками-моевками, люриками, чистиками обыкновенными, а также их недругами бургомистрами, разорителями гнезд, пожирателями яиц и птенцов. По подсчетам ученых, там высиживают потомство около 55 тыс. особей. Зрелище невероятное! Но света недостаточно, и, чтобы снимать без смаза, я установил ISO 400.

В северо-западной части острова находится бухта Тихая. Имя ей дал Георгий Седов — известный полярный исследователь. Когда его судно «Святой Мученик Фока» там зимовало, море было спокойно и безветренно. В бухте нас ждала встреча с экипажами двух яхт — российской «Петр I» и немецкой «Луна». Им тоже довелось отведать штормовой качки. Представляю, как болтало эти небольшие суда! Наш капитан отдал распоряжение поделиться с товарищами свежим хлебом и пригласил их попариться в корабельную сауну. Я стоял у борта, когда одна немка из экипажа «Луны» все приговаривала: «Банья, банья!» Натерпелись, бедолаги...

Земля Александры

Мы прошли мимо гнездовья белых чаек, открытого в прошлом году, и, остановившись у большого ледника, вволю поснимали. С рулевой рубки то и дело сообщались новые вводные: справа, сорок пять (градусов) — моржи, прямо по курсу — кит, нарвалы. Камеру я держал под рукой, чтобы при случае мгновенно выскочить на палубу. Наконец услышал долгожданное: «У левого борта медведи, близко!» Через 10 с был на месте. Корабль замедлил ход, и я увидел, как к нам приближается годовалый медвежонок, а мать идет следом, метрах в 50. Потом медвежонок бродил вдоль борта, клянча сладости, а за ним носились пять десятков человек, стрекоча затворами фото-и видеокамер. Медвежонок то вставал на задние лапы, то ложился на лед у носа корабля... Я сделал около 350 снимков медведей.

На Земле Александры, в бухте Северная, стоит самая северная пограничная заставаРоссии — Нагурская. Мы планировали там высадить восьмерых ученых для дальнейших исследований. Но медведи спутали планы — пришлось пройти вдоль берега еще 5 миль.

Выполнив поставленные задачи, 30 июля экспедиция благополучно вернулась в Архангельск.


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

29.04.2016
Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Скрадывая детали и выявляя движения, монотипия подчеркивает суть сюжетов и помогает создать неповторимый отпечаток
18.11.2015
От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее
18.11.2015
Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов

Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов

Разрабатывать такие сложные и точные инструменты, как фотографические объективы, могут не только известные корпорации, но и грамотные любители художественной оптики
18.11.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
20.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100