АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Мир наизнанку. Глитч-арт

<b>«Белое», из серии <b>«Ренуар»</b><br>< <b>«Голова в цветах» <b>«Константа»</b><b
<b>«Туннель»</b><br> <b>«Башня»</b><br>То <b>«Лагуна», из сери <b>Из серии «Random
<b>Из серии «Places» <b>Из серии «Извлече <b>«Портрет», из сер


«Белое», из серии «Утопия»
Безграничный белый космос, как дань уважения Казимиру Малевичу

22.03.2013

Помеха не всегда препятствие — иногда это новая возможность. Из технических ошибок рождаются популярные фотографические стили и художественные течения. Порой кажется, что ошибка — обязательное условие возникновения чего-то неординарного
Текст и фото Виктор МАКУРИН

Почти в каждой публикации, посвященной глитч-арту, можно встретить фразу вроде такой: «В наше время, когда дигитальные медиа опутали всю планету, возникла новая эстетика, ставшая символом борьбы против тотальной технократии». Однако есть два момента, способных мгновенно упростить понимание этого явления. Во-первых, глитч не эстетика, а новое художественное мышление или, если хотите, зрение. Это росток, который в перспективе, при должной заботе и уходе, может развиться в полноценное художественное течение, тогда как слово «эстетика» говорит о том, что осталась лишь внешняя форма, пустая оболочка, а суть себя изжила. Во-вторых, глитч-художники всем сердцем любят технологии, а их тяга к разрушению системы — своеобразная форма исследования цифрового мира.

Глитч (англ. Glitch) — глюк, ошибка, цифровая помеха. Термин был введен в оборот первым американским астронавтом Джоном Гленном для описания неполадок в связи во время орбитального космического полета. «Помеха, вызванная наложением сигнала или искажением». В сферу искусства термин «глитч» вошел в середине 90-х с появлением одноименного направления экспериментальной электронной музыки. Композиции в жанре Glitch строились на аппаратных шумах и акустических эффектах, обусловленных всевозможными системными сбоями. За первые годы нового тысячелетия сформировался и глитч-арт. Глитч-арт — изобразительное искусство, главными выразительными средствами которого являются разнообразные цифровые помехи и ошибки.

Его можно условно разделить на два типа: присваивающий и искусственный. Художники первого типа присваивают найденные артефакты. Тут самого акта производства не наблюдается — только осмысление. Таким образом сложно создать продуманный проект и полноценно выразиться, поэтому обычно найденные артефакты лишь провоцируют художников на поиск приемов. Использование собственных приемов, вызывающих глитч, — это и есть второй тип. Самые распространенные техники: удаление фрагментов файла, воспроизведение материала с искажениями благодаря разнице в кодировках материала и программы просмотра, физическое повреждение средств хранения информации.

Некоторые художники практикуют банальный метод «тыка», но большинство профессионально подкованы. Эти люди не просто используют найденные закономерности, но понимают их на уровне программистов и электронщиков. Различных «спецэффектов» существует множество. Каждый из них достижим только одним специальным методом. Распространенные техники узнать несложно, но настоящие глитч-художники стремятся найти собственные. При этом многие настолько увлекаются технологией, что их можно назвать и исследователями. Жажда исследования — вот она, движущая сила глитча.

Но что же такого захватывающего видят глитч-художники в «коцаньи» файлов? Да еще имеют наглость называть это искусством! Одно дело раз попробовать, это по крайней мере занятно, а совсем другое — заниматься глитчем как серьезной художественной практикой. Как ни странно, глитч-арт крепко стоит на теоретическом фундаменте. Во-первых, художники апеллируют к кубизму, основная концепция которого состоит в деконструкции и последующей рекомбинации частей исходного изображения. Во-вторых, вспоминают поп-арт с его методом присвоения изображения.

Лично я во многом опираюсь на классический русский авангард, Малевича и супрематистскую школу, Филонова и его концепцию «Мирового расцвета». Последнего я буквально цитирую в видео «Universal Flowering». Структура мира при ближайшем рассмотрении оказывается наполненной жизнью: как в физике мир распадается на молекулы и атомы, так и фотографическое поле дробится на сложнейшие кристаллы, те в свою очередь на простейшие геометрические формы, убеждающие во внутренней гармонии вселенной. Мы приближаемся, уменьшаемся и наконец доходим до предела — мир состоит из чистейших насыщенных цветов, а их сочетания удивительно прекрасны. Мир торжествует, каждая его клеточка переполнена энергией, и в глубине даже самой безжизненной вещи бурлит вечная весна! Тут мы выдыхаем, фокусируем взгляд, и рябь чистейших цветов вновь образует блеклую, столь знакомую поверхность. Малевича, особенно его постсупрематический период, можно вспомнить, глядя на серию «Утопия». Человек здесь, так же как на полотнах авангардиста, оказывается лишь случайным сочетанием геометрических фигур, чьи траектории пересеклись в бескрайнем белом космосе. Фигуры только на миг сложились столь причудливым образом и тут же разошлись, продолжая свой полет.

Особенной для меня является серия «Извлечение пикселя». Она не ищет поддержки в мировой художественной культуре, но сама становится авангардом, идейно продолжая линию модернизма. Удаление одного-единственного символа, как тщательно продуманный укол в нервный центр, приводит в движение внутренние силы реальности. Точечный прокол — и эти силы сами разрывают внешнюю оболочку повседневности. Мир, до того дремавший в тонком равновесии, внезапно выворачивается наизнанку. Реальность обнажена, как обнажен человек со снятой кожей. Мы отчетливо видим движения невероятных по экспрессии и напряжению энергий. Мы понимаем, что весь мир — это и есть сама Энергия. Ею пронизано все, и тело наше — сосуд для пульсирующих потоков.

Каждый художник несет в массы свою точку видения. Одни разрабатывают старые идеи, дополняя их и делая более «человечными», доступными. Другие увлеченно сражаются на передовой искусства, открывая новые горизонты. Многие художники глитч-арта оказываются такими «рыцарями». Задача этой статьи состоит в том, чтобы приблизить общественность к барьеру, тем самым провоцируя авангард на дальнейшее углубление. Ведь он всегда стремится оказаться вне понимания масс. F&V

КАК ПОЛУЧИТЬ ГЛИТЧ

Два года назад, немного разобравшись в природе цифровой информации, но еще не зная о таком течении, как глитч-арт, я открыл фотографию в «Блокноте» — предо мной предстал код. Удалив его фрагмент и открыв файл в обычной программе для просмотра, я обнаружил, что изображение изменилось. Это было невероятно!

Собственно, это и есть примитивнейший метод получения глитча: открыть изображение в «Блокноте» и удалить часть информации. Дальше все зависит от формата изображения. Если это JPEG, то можно удалять большие «куски». Результат будет зависеть от размера удаленных частей и их месторасположения (см. серию «Places»). Если же работаем с форматом BMP, то достаточно удалить лишь один символ, чтобы изменилось все изображение (см. серию «Извлечение пикселя»). Как ни странно, результат может быть точно таким же, если удалить несколько больших фрагментов.

Существует множество графических форматов, и для каждого есть свои особенные подходы. Единственное, что обычно нельзя трогать, это самое начало кода и его конец, иначе изображение не откроется. Зато можно пересохранять поврежденное изображение в другой формат и продолжать работать с ним, накладывая слой за слоем различные глитчи в бесконечных комбинациях.

В одном из экспериментов я накладывал на изображение один и тот же глитч более ста раз. Затем собрал все кадры в единое видео «Universal Flowering» (доступно по ссылке http://youtu.be/DhoZYXqqR5s).

Как вы догадываетесь, алгоритмы обработки и просмотра изображений несовершенны, и можно умудриться «обмануть» компьютер самыми разными способами. Чем изощреннее подход, тем неожиданнее, непредсказуемее результат.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Текстовый редактор: Notepad++

Программы просмотра: ACDSee 10, FastStone Image Viewer 4.0

Графический редактор: Adobe Photoshop CS5

Конвертер: Format Factory 2.5

Программа для создания скриншотов: Snaglt 9

ГЛИТЧ-ХУДОЖНИКИ

  • Роза Менкман/Rosa Menkman http://rosa-menkman. blogspot.com
  • Ник Бриц/Nick Briz http://www. nickbriz.com
  • Эван Мини/Evan Meaney http://www.evanmeaney.com
  • Джон Сатром/Jon Satrom http://jonsatrom.com
  • Ант Скотт/Ant Scott http://www.beflix.com
  • Такеши Мурата/Takeshi Murata http://www.takeshimurata.com
  • Йоши Содеока/Yoshi Sodeoka http://www.sodeoka.com

Виктор МАКУРИН

Родился в 1992 году в г. Барановичи (Белоруссия). Окончил художественную школу и Колледж искусств им. Ахремчика. С 2012 года учится в Европейском гуманитарном университете по программе «Медиа и визуальный дизайн» в Вильнюсе (Литва). Занимается живописью, графикой, фотографией, видео, музыкой и поэзией. В своих исследованиях законов и алгоритмов мироустройства опирается на наследие русских футуристов и авангардистов.

http://bhisomf.kroogi.comhttp://uk.com/mu_diletant


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

29.04.2016
Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Скрадывая детали и выявляя движения, монотипия подчеркивает суть сюжетов и помогает создать неповторимый отпечаток
18.11.2015
От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее
18.11.2015
Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов

Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов

Разрабатывать такие сложные и точные инструменты, как фотографические объективы, могут не только известные корпорации, но и грамотные любители художественной оптики
18.11.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Октябрь 2024 >>
  123456 
 78910111213 
 14151617181920 
 21222324252627 
 28293031 
  
Сегодня
13.10.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100