Фото
Маркус РОЙГЕЛЬСТекст
Андрей АКИМОВОн как раз из таких людей. Маркус Ройгельс, обычный парень из небольшого баварского города, паркетчик по профессии, в 2008 году купил цифровую зеркалку, чтобы делать качественные снимки новорожденного сына. А уже через год увлекся макро- и скоростной фотографией. Прошло совсем немного времени, и «жидкие скульптуры» Маркуса облетели весь интернет. Последовавшие за этим публикации в журналах сделали его звездой мировой величины. Сейчас он работает над коммерческими проектами для Campari, Davidoff, Vidal Sasson, Swarovski Gemstones, а также многих других брендов.
p>«Поначалу я ничего не знал о фотографии, — рассказывает Маркус, — мне пришлось многое прочитать, чтобы понять, что такое светочувствительность, выдержка, диафрагма, и узнать, какие существуют методы и техники съемки. Однажды я увидел на одном из интернет-форумов фотографии капель воды, и они вдохновили меня. Сперва я хотел только сделать несколько тестовых снимков, но со временем этот жанр стал занимать меня все больше и больше».
Маркус начал фотографировать капли воды с простейшим оборудованием, без всяких синхронизаторов и контроллеров: воду набирал в обычную пипетку, затвор спускал тросиком вручную. Затем для съемки жидких скульптур он сконструировал и построил в своей домашней студии целый программно-аппаратный комплекс. В его основе жесткий каркас для трубок, в которые наливается подкрашенная и cпециальным образом подготовленная вода, и поддон-кювета с чистой водой. Оснащенные электромагнитными клапанами трубки можно наклонять таким образом, чтобы все капли попадали в нужное место.
Сначала Маркус использовал лазерный синхронизатор, позже стал работать с датчиком, закрепленным в центре кюветы с водой. При падении капли сигнал с датчика поступает в контроллер, сконструированный и собранный фотографом самостоятельно на базе компонентов аппаратно-вычислительной платформы Arduino Uno. Свою систему управления скоростной съемкой Маркус назвал GlimpseCatcher. Это любительский некоммерческий продукт, который можно использовать для съемки процессов длительностью от микросекунд до получаса или там, где требуется контроль времени и количества экспозиций. Например, для интервальной и цейтраферной съемки. К системе подключаются любые виды триггеров, с ее помощью можно контролировать от одного до шести электромагнитных клапанов и столько же камер/ вспышек. Графический интерфейс пользователя GlimpseCаthcer GUI работает в среде Windows. Для съемки особо сложных сюжетов Маркус работает с контроллером StopShot Studio компании Cognisys. Эта система позволяет ему управлять семью клапанами — семью каплями в одном кадре.
Несмотря на имеющееся на рынке сложное оборудование, Маркус считает, что начинать снимать жидкие скульптуры лучше самой простейшей техникой и вручную: так можно яснее представить «поведение» капель, динамику процесса, особенности получения изображения.
Фотограф работает камерой Sony Alpha SLT-A77 с объективом Minolta AF 100/2.8 Macro. Также много снимает старыми советскими объективами «Таир-11 а» 135/2.8 и «Юпитер-11 а» 135/4 — и очень доволен получаемым результатом. Маркус использует вспышки Vivitar 285, самостоятельно модифицированные для съемки на 1/16 мощности (для портативных вспышек действительно правило «чем меньше мощность, тем короче импульс»). Производительные скоростные карты памяти требуются не только для съемки длинных серий, но и для того, чтобы быстрее перенести фотографии в компьютер. Свои снимки Маркус доверяет флеш-картам производства компании PNY.
Маркус считает, что качество фотографии зависит в первую очередь от освещения. «Некрасивая структура в хорошем свете выглядит лучше, чем великолепные брызги — в плохом». Фотограф не занимается монтажом — вся обработка сводится к регулировке уровней, контраста и резкости.
Форма капель и брызг каждый раз уникальна, возможности управления ими крайне малы. Чтобы получать эффектные снимки, вода для капель готовится специально: в нее добавляется спирт как растворитель и эмульгатор (гуаровая камедь) для повышения вязкости. Этот раствор подкрашивается пищевыми красителями или водорастворимыми чернилами для струйных принтеров и обязательно фильтруется. А вот в кювету, куда падают капли, всегда налита только самая чистая вода.
Маркус советует начинать эксперименты с простейших сюжетов. Например, с освоения техники «капля за каплей». Первая капля падает в воду и формирует сначала кратер, затем корону и в итоге — колонну. Вторая капля отрывается с задержкой, чтобы, столкнувшись с колонной, сформировать новый объект: «гриб», «шляпу» или «летающее блюдце». Столкновение капель на средней скорости (около 10 капель/с) порождает «грибные» формы. Если увеличивать задержку между каплями и уменьшить скорость их падения до 6 капель/с, то получаемые объекты становятся похожими на «блюдце». Если же, напротив, уменьшать задержку и увеличивать скорость (например, до 15 капель/с), то форма будет напоминать «шляпу».
«Я испытываю настоящую страсть к съемке капель воды, — говорит фотограф, — и просто очарован сложностью форм, создаваемых ими! Фотография позволяет запечатлеть процессы, которые невозможно увидеть человеческим глазом. А скоростная съемка помогает навсегда "заморозить" эти волшебные жидкие скульптуры».
Маркус — «классический» фотолюбитель. Фотография для него все еще хобби. Он не имеет специального фотографического или дизайнерского образования. Все, что он знает о фотографии вообще и скоростной фотографии в частности, является результатом чтения книг и журналов, общения в тематических форумах и собственных экспериментов. Прошло 5 лет с тех пор, как Маркус Ройгельс впервые представил миру свои жидкие скульптуры. Ему удалось сказать новое слово в скоростной фотографии и встать в один ряд с основоположниками жанра. На вопрос о планах на будущее он отвечает коротко: «Хочу, чтобы мое хобби стало моей профессией».