АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 65

Ирина ЧМЫРЕВА
Кандидат искусствоведения, куратор фотографических выставок, автор текстов о фотографии, старший научный сотрудник НИИ теории и искусства изобразительных искусств Российской академии художеств (Фото: Таня Васильева)

22.01.2014

Чувство меры

Это письмо я пишу еще в декабре, до нового года недели, планы, выставки, события — все в будущем. Вы читаете меня в конце января или уже в феврале, когда будущее частично наступило, и как бы я ни стремилась догнать вас, «стать актуальной» вашим нуждам и чаяниям, вряд ли удастся. Поэтому я пишу о том, что важно сейчас — что окружает меня, а вы, уже из будущего, сверьтесь, что сбылось, что осталось, что отступило в прошлое и укрылось забытьем.

p>В Москве расформировали Российскую книжную палату, Гос-фильмофонд... Что это по сравнению с необходимостью справлять панихиду по «РИА Новости», не только одному из двух государственных (главных!) новостных агентств страны, но главному (внутри страны) поставщику фотографий. Без обид, я очень уважаю ИТАР-ТАСС, которому в 2014-м стукнет круглых 110 лет, но за последние 10 лет все издания в России, если они не воровали, а честно ставили фотографию и, значит, смотрели, чтобы она была качественной (иначе зачем за нее платить?), покупали снимки у РИА: там работали лучшие фотографы. Везде, и там тоже, были косяки и трудности с профессиональным персоналом: то фоторедакторы начинали чудить с обработкой, то случалась иная какая напасть или мор, например, фотографы (хорошие) уходили на вольные хлеба, а то и к конкурентам. Но все-таки. не на весь мир (за рубежом РИА знали не так хорошо, как ТАСС, «подфартила» чехарда с брендами: РИА успел побыть от начала Совинформбюро в войну, Агентством печати «Новости», «РИА Новости» и какие-то еще между тем были названия за неполных 70 лет, согласитесь, это уже для серьезного агентства много — агентство с каждой переменой имени как бы рождалось заново), но внутри России АПН, а потом РИА знали все профессионалы.

Вы, читатели, в отличие от меня уже просвещены, чем сердце за два месяца успокоилось и кто стал главным «осветителем» олимпийского огня в Сочи и рупором прочих наших побед. Для меня, в прошлом году, в этом еще интрига. Но упразднение (включая основные функции) с передачей собственности «не по адресу» книжной палаты и фильмофонда нас с вами, коллеги по фотографии, затрагивает так же непосредственно, как и упразднение (пардон, с образованием новой структуры «Россия сегодня») информагентства. Про информагентство — все ясно: у фотографов-профессионалов в области массмедиа не так много возможностей работать — бумажные периодические издания (издательские дома), новостные агентства и интернет-пресса. Когда выбывает один из игроков, крупный, на этом поле возможности резко сокращаются. Конечно, фотографы и профи, работающие в фотографии (редакторы, специалисты препресса, печатники и др.), не пойдут у нас, в отличие от греческих специалистов с телевидения, бастовать, потому что закрыли их телеканал. У нас по-другому: кто-то где-то как-то. а кто не-, тот поменяет профессию. Увы, мало кто верит в забастовки как способ решения насущных проблем или выражение мнения, к которому нужно прислушаться и. сделать так, чтобы не утратить профессионалов. У нас профессионалов не берегут, видимо, по старой русской традиции расточительности, ими бросаются, дескать, их много, страна большая, хватит. Аналитика, если его фамилия Ходорковский, можно держать на зоне шить робы, подумаешь, что у него талант в экономике, — экономистов море. Фотографы? Синяков (правда один из самых достойных профессиональных новостных фотографов, умеющий снять новость в самых нефотогеничных обстоятельствах, да еще так, чтобы картинка была запоминающейся, как матрица) — тот под следствием, какая уж тут работа. у нас фотографов. купят камеру очередному человеку в костюме с проводком к уху, и будет еще один фотограф в штате.

Так почему для нас важно, что нет больше книжной палаты и фильмофонда? Это просто. Те, кто, работая в фотографии, имел счастье соприкасаться с изданием книг, они. их книги. все, что выпускают отдельные авторы, собирая по копеечке на собственный альбом, что издают, собрав бюджет от спонсоров и комитетов, каталогами к выставкам, что понемногу, но издают по искусству и (!) по фотографии профессиональные издательства, не дойдут до вас, желающих читать книги, голодных до хороших книг, тоскующих по альбомам по фотографии на русском и про русских авторов. Не будет ни централизованного хранилища (не для нас, для истории) изданий, не будет профессиональных библиографических каталогов и единой со всем миром идентификационной системы уникальных книжных номеров (по одному ISBN на каждое издание). Нет каталогов и поиска по номерам — нет доступа к информации о новых изданиях — нет книг ни в библиотеках, ни в магазинах. Получили? Если вам все еще не больно, то задумайтесь о том, что фотографы, работающие с кино, на съемках, для рекламы фильмов, гордые своей причастностью к большому делу (а съемки каждого фильма — это очень большое дело, объединяющее много людей), потеряют веру в то, что большое дело, на которое они вместе со всей съемочной группой тратят недели, месяцы и годы жизни, не сохранится. Старые фильмы — даст бог, уже каталогизированные, лежащие в коробках в хранилище, — будут, а вот новым поступать на хранение для истории уже некуда. У нас уже был один период нестроения 25 лет назад, когда какое там госхранилище — каждый сам за себя, каждый продюсер сам хранил копии своих картин, режиссеры тоже сами. Как о них узнать? как ими обмениваться? где хранить? показывать? В год 150-летия фотографии (в 1989-м) был снят первый, тогда еще в СССР, фильм о современной российской фотографии «Красная серия» Ивана Дыховичного. Совместное производство с Францией. Какая уж передача копии в госхранение, а права?.. Сейчас ничего не известно ни об одной копии этого фильма.

Это не все. Бывает, что, сидя перед компьютером дома вечером, вы хотите посмотреть на сокровища фотографии или на шедевры живописи из музеев, например, Лондона? Или Парижа? В большинстве (уже — в большинстве) музеев мира есть каталоги онлайн, и вы можете часами просматривать, что хранится в этих музеях. Перебрать Атже в Музее современного искусства, что в Центре имени Жоржа Помпиду в Париже, или посмотреть на Виногранда и Хилла в МОМА в Нью-Йорке, а потом на десерт — Ботичелли из музеев Ватикана. В самых продвинутых музеях России на сайтах по десятку «хитов» из коллекции живописи — и то далеко не у всех, фотографии — даже там, где она есть, — ни картинок на сайтах, ни в описании коллекции музеев на сайтах НЕТ. Что мы храним? Что есть в России? Где имена, которыми мы гордимся и которые хочется смотреть самим и показывать другим? Был сайт «История России в фотографии», созданный на грант от Московского дома фотографии, насыщался доброхотами музейщиками и любителями со всей страны. Где он? Закрылся. Даже в старом своем виде, устаревший по дизайну и программированию, он мог бы функционировать, как до сих пор работают первые сайты российских госархивов, где есть фотография, — он нужен. Все упирается в деньги? Или, подобно тому, как расформирование книжной палаты — не общероссийская новость, так собирание и открытие доступа к уже собранным коллекциям — не важно? И каждый раз, если даже выделяются деньги, все делается с чистого листа, без учета накопленного ранее, без тех, кто этот путь однажды уже проходил.

* * *

Я пишу незадолго до нового года. Чувство меры. Я хотела говорить с вами, читатели, кажется, о незначительном: как мало стало красивых выставок и как даже красивые выставки перестали быть Событием — как они выпадают из информационного поля. Выставок, где экспозиция была бы таким же произведением искусства сценографии и режиссуры пространства, — особенно выставок фотографических, — до обидного мало. Ман Рэй в Пушкинском. Висящий на пластиковых узеньких панелях, черный/серый/черный/серый. и вещи изысканнейшей красоты, требующие расстояния от одной рамы до другой так, чтобы успеть просмаковать каждую фотографию. Размеры выставочной площадки в лондонской Национальной портретной галерее для этой коллекции Ман Рэя были в пять раз больше, чем в Москве. Всем ехать смотреть хорошие выставки за границу? Но и там далеко не все экспозиции — Произведение. Но там они встречаются чаще. У нас. Почему мы так тесним вещи на выставках, так ужимаем и так боимся (чего? не успеть показать все? не успеть показать больше никогда?), так судорожно засовываем в разы больше произведений, чем могут вместить залы и может выдержать наш глаз (наше восприятие, мозг). Откуда это? Все от той же неуверенности, что сейчас — в первый и последний раз, а потом придут и все расформируют? Общество, отягощенное страхами, неуверенное в будущем, порождает некрасивое искусство. Несвободные люди мельтешат и роняют существующие произведения в глазах зрителя. Мы перестали наслаждаться пропорциями гармонической архитектуры и свободой пространства. Утратили чувство меры — меры вещей, Человека. Что дальше?


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

18.11.2015
Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Фото как видео, видео как фото — на стыке двух медиа сегодня ведут творческие поиски художники. В какой точке статика превращается в динамику? В какой точке динамика затухает до статики? Нов ли этот подход, в чем его суть, какова предыстория появления и каковы пути развития? Эти вопросы мы задали Владимиру Левашову
18.11.2015
Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

18.11.2015
Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

24.09.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
28.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100