18.03.2015
С.-Петербург
2014
«Клаудберри»
ISBN 978-5903974-04-7
Тираж 2000 экз.
712 с.
20,5x14 см
Мягкий переплет
Перевод с фр.: Марина Михайлова
Впервые на рус. языке
Оригинальное название: «La Photographie, Entre Document et Art Contemporain»
Ориентировочная цена: 750 руб.
Текст
Даша ЗАЙЦЕВА
Документальность была бременем фотографии на протяжении всей ее истории. В разговоре о фотографии не обойтись без дежурного замечания о световом отпечатке. «Карандаш природы», как называл ее Тальбот; или чудесный предмет, позволяющий заглянуть в глаза тому, кто видел Наполеона, как писал Ролан Барт. Под знаком такого удивления и разочарования в фотографии прошел весь XX век, но теперь это приелось. Написанная в 2005 году увесистая книга Андре Руйе/Andre Rouille пропитана отрицанием такого отвлеченно-философского пафоса, символом которого автор назначает культовую книгу Барта «Camera Lucida».
Руйе — соратник Жан-Клода Лемани, фигуры, определившей лицо современной французской фотографии, и доцент университета Париж-8. Что важно, поскольку в Париж-8 преподавали Лиотар, Делёз, Фуко — то поколение французских философов, на идеи которых Руйе опирается, предлагая взглянуть на фотографию под другим углом. Это поколение, ставшее классиками постмодернизма, предлагает считать моральные и эстетические нормы продуктом европейской цивилизации. А категории «правды» и «красоты» объявляет не абсолютными, а служащими для поддержания определенной социальной иерархии. Фотография благодаря устойчивой ассоциации со зрительной объективностью так и просится стать объектом такой критики. Вместо непогрешимого «карандаша природы» Руйе предлагает рассматривать ее как набор практик, при помощи которых общество устанавливает свой «режим правды» — это ключевое понятие автор заимствует у Мишеля Фуко. Восприятие изображения как документального, объективного будет зависеть исключительно от опыта зрителя. Фотографы и художники, о которых пишет Руйе, играют с такими культурными маркерами, включая зрителя в игру.
Нельзя сказать, что все это Руйе пришло в голову первому. Британец Джон Тагг еще в 1990-х, вдохновленный все теми же «режимами правды» Фуко, написал свою книгу, где в куда менее популярной манере показал, как пафос американского репортажа 1930-х был востребован политической системой. Андре Руйе развивает сходные идеи с обстоятельностью, присущей французскому академизму: сложную и авторскую систематизацию нет смысла описывать в короткой рецензии.
Хотя прочитать книгу от корки до корки тяжело из-за размера и частых повторений, образ мысли и примеры, которые приводит Руйе, увлекательны. Не стоит, впрочем, обманываться и считать выводы автора универсальными: и французская мысль, и французская фотография богаты, но не всеобъемлющи.
http://klaudberri.ru