Текст
Елена ФИРСОВА
Пространство и время — основные категории, которыми оперирует фотограф Дмитрий Вышемирский в проекте «post-». Пространство — российский анклав в Европе: Калининградская область, Восточная Пруссия — бывшая немецкая территория, отошедшая России после Второй мировой войны, в 1945 году, по решению Потсдамской конвенции. Территория, сочетающая в себе разные культуры и выражающая это сочетание в каждом элементе. Время — объективное, историческое: постнемецкое, постсоветское, а также субъективное для автора, его личного и творческого пути. «"post-" — это решение своей задачи, поиск своей темы», — говорит фотограф. Родной для взрастившей его территории, Вышемирский исследует ее изнутри, ей идентичный, часть ее. Блудный сын, вернувшийся к отцу-городу — Калининграду-Кенигсбергу — после многих лет странствий, он увидел его по-новому, пришел к смирению и осознанию того, что нет нужды отправляться на край света, чтобы познать главное. Годы осмысления родного пространства, становления как фотографа и личностного развития легли в основу двухлетнего проекта «post-» (2004—2005).
Понимание особости места требовало верной эстетики. В поиске творческого метода автор подошел к выбору, основанному на зрелом европейском опыте, — долгосрочной субъективной фотодокументалистике: «спокойной, вдумчивой, созерцательной, всматривающейся в окружающий мир». Еще одно свойство такого рода съемки — медитативность. «Она пришла ко мне из русской культуры в целом. Скорее — из иконописи, — отмечает Вышемирский. — Я долго отрабатывал этот метод съемок, пока он не начал проявляться в совершенно неожиданных состояниях и ситуациях. И, уже осмысливая получившуюся свою версию "субъективной долгосрочной документалистики", я понял, что нужно в этот порядок слов добавить еще "медитативная". Это мое сочетание западной и восточной философии, европейского профессионального и рационалистического с русским аскетичным и метафизически-созерцательным».
В смысловом плане во время съемки Вышемирский положился на иррациональные средства, на интуицию, в стилистическом — напротив: стремился к эстетическому совершенству стиля путем сознательной аскезы. Отказ от эффектности. Отказ от ракурса, т.к. он может отвлечь от погружения в суть предмета. Отказ от широкоугольной съемки и от узкой пленки в пользу среднего формата, подталкивающего к большему осмыслению. Отказ от пленок разной чувствительности в пользу единственной, ISO 100. Отказ от съемки с рук в пользу штатива и размещения камеры только на одном уровне — уровне глаз стоящего в полный рост человека. Отказ от всего, что облегчило бы работу: «Я загнал себя до состояния того, что может называться эстетика аскетизма: когда минимальными средствами художник добивается проникновения в суть жизни, достигает некой внутренней гармонии для того, чтобы результат его творчества был убедителен». Отказ от суеты в пользу неспешности.
Цвет — одно из ключевых смыслоформирующих средств в этом проекте. «Я понял, насколько это иной язык, насколько он сложен, — делится Вышемирский. — Черно-белая фотография проще цветной, в ней изначально заложен успех. Когда мы берем цветной видимый образ и превращаем его в цветную фотографию, возникает неожиданный эффект: фотография становится банальной, фотография из цветного в цветное неинтересна, она хуже источника вдохновения. Я нашел решение этой загадки: чтобы заниматься цветной фотографией, нужно перестать быть фотографом, а стать прежде всего художником, владеющим фотографическими средствами. "post-" — это фотография, которая живописна в не меньшей степени, чем фотографична».
Решение представить результаты работы в виде книги стало для Вышемирского столь же осознанным, сколь и поиск творческого метода: «Фотодокументалистика живет в книгах, это условие жанра. Благодаря книге фотограф может высказать целую концепцию, дать более пространный ответ на тот вопрос, который задал себе в начале работы или который висит в воздухе в обществе, цивилизации, человечестве».
Фотографию в книге «post-» автор сочетал с поэзией — собственным осмыслением тех же пространства и времени иным творческим языком. «Фотография — синергетична; она должна нести в себе поэзию, литературу, живопись, графику... — считает Вышемирский. — Чем больше в фотографии поэзии, тем лучше для фотографии. Точно так же для поэзии полезно, когда в ней много фотографии. Это уникальный диалог».
Понимание слова «post» для автора многослойно. Здесь слились значения «post» как древних «почта» и «послание». Как «охрана»; как некая ценность, которую охраняют. Как процесс духовного очищения. Как постфактум, постскриптум. Как состояние территории после оставшихся в прошлом исторических этапов, но влияние которых до сих пор сильно. «post» при этом задает вопрос: что будет после? Одновременно с началом работы Дмитрия Вышемирского над фотопроектом философ Виктор Бычков представил концепцию о посткультуре — результат осмысления новой роли искусства, где роль творца снижена. «"post-" — это мой диалог с посткультурой, ее метаморфозами, — отзывается Вышемирский. — Это мой ответ на агрессию посткультуры, на притеснение серьезного отношения к творчеству, выталкивание его на задворки, в резервации». В субъективном плане «post-» для автора — это подведение итогов пройденного пути, творческого и личного, и шаг к новому, к эмиграции в Германию. «Чем больше культурного контекста, тем больше шансов, что появится действительно стоящая фотография. Мне хотелось показать эту синергию, — говорит Вышемирский. — Я понимал, что смогу подняться над темой географической к теме общечеловеческой».
Автор не стремится ничего навязывать, ничего безапелляционно утверждать. «Мне хотелось просто наслаждаться красотой того, что я вижу, находить уникальное в обыденном, — говорит Вышемирский. — Я научился быть часовым со штативом и камерой, охранять ценное для меня, философствовать, в каком-то смысле монашествовать, быть творческим аскетом, не суетиться, не идти в мейнстриме. Я хотел быть самим собой, жить своей жизнью и радоваться ей. Мне хотелось душевного покоя, и книгой "post-" я проиллюстрировал это состояние».
Работа над проектом позволила Дмитрию Вышемирскому пропустить через себя массив знаний, обрести более глубокое понимание законов бытия: «В результате начинает появляться другая фотография, когда уже не только ты всматриваешься в мир, но и мир всматривается в тебя».