АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Город



15.08.2005

Фотография рождается в душе человека. Только когда он обращается к внутреннему контексту, его взгляд способен выделить в окружающем мире именно тот сюжет, который станет не просто снимком, но символом.
Картина первая.

Москва, год 2005-й

Платформа Курского вокзала. Вечер. Середина восьмого. Поезда ждет человек, внимательно наблюдая за окружающим. Он фотограф. Игорь Мухин. Один из известнейших российских фотохудожников-документалистов стоит на перроне и ждет поезда. Вокзальная милиция, изучая его документы, совершенно не подозревает, что этот высокий сорокачетырехлетний человек провел не один десяток персональных выставок во многих городах России и мира. Что фотографии Игоря находятся в коллекциях Музея современного искусства (Нью-Йорк), Европейского Дома фотографии (Париж) и многих других собраниях. Что его фоторепортажи о Москве победили в конкурсах «Серебряная камера» 2000 и 2003 годов. Что Мухин снимает для журналов известнейших ныне российских личностей — Янковского, Гришковца, Акунина, Земфиру… Что он преподает за рубежом и имеет, наконец, то, что называют общественным признанием. Собственно, не важно это сейчас и самому фотографу. Все для него определяет поезд, который вот-вот подойдет к перрону…

И хлынула многоликая толпа. Мухин наблюдает, сливаясь с происходящим. Сумки, кошелки, чемоданы; эмоции, движения, взгляды… Ловкие руки уже знакомых карманников… И — свет, композиция, характеры. В какой-то момент фотограф вскидывает камеру… но, не нажав спуска, опускает ее и продолжает впитывать глазами окружающий мир. Толпа постепенно редеет. И снова — платформа Курского вокзала, вечер.

Вскоре приходит еще один поезд. Ситуация повторяется. Только Мухин все же делает несколько снимков. И уже скоро он будет держать в руках мокрую, только что проявленную 35-миллиметровую пленку и внимательно просматривать черно-белый негатив. Случилось ли в этот раз? Улыбнувшись своим мыслям, фотограф снимет очки и отложит пленку в сторону. Что ж, завтра поезда приходят в то же время.

* * *

«Мухин, на мой взгляд, выдающийся фотограф, самоотверженно несущий крест служения творческой, репортажной фотографии. Мухин — это «воплощенный» фотограф, избранный судьбой для запечатления в фотографиях чувств нашего времени. Он не занимается документированием жизни, он — сама жизнь…» — Андрей Безукладников.

Картина вторая.
Париж, год 1999-й

Полупустое метро. Из вагонов появляются редкие пассажиры. Двери захлопываются, и современные, уверенные в себе поезда набирают скорость. Временами к платформе, словно из прошлого столетия, подходят старые, стального цвета вагоны. Их пока не сменили новые, и отживающие свой век поезда продолжают трудиться на парижских линиях. Именно за ними наблюдает фотограф.

Мухин получил стипендию французской столицы в рамках программы по обмену художниками между мэриями Москвы и Парижа. Им уже снята серия «Влюбленные в Париже» по заказу Министерства культуры Франции — для проекта, приуроченного к празднованию наступления третьего тысячелетия. Теперь фотограф творит свой Париж, Париж для себя, так, как его видит Игорь Мухин.

…Полчаса. Десять минут. Пятнадцать. Не угадаешь, когда будет следующий. С внутренним напряжением Мухин проживает этюды, которые рождает приход каждого стального поезда. Вот из вагона, отчаянно жестикулируя, появляется группа юнцов; вагон второго поезда пуст; из третьего выходит мужчина, сворачивая прочитанную Le Parisien. Четвертый, пятый, шестой…

И снова к платформе подходит словно седой поезд. Все так же распахиваются двери. И вдруг из вагона навстречу фотографу шагает пожилая французская пара. Щелчок затвора. Случилось.

* * *
«Париж» Мухина интересен тем, что Игорь не старается показать достопримечательности города. Он, как и положено «воплощенному» фотографу, сопереживает. И дарит возможность почувствовать Париж. По большому счету, это мог быть любой другой город мира» — А.Б.

Картина третья.
И заключительная. Снова Москва, 2005 год

Ленивый летний вечер. В кафешке на Пушкинской вяло шумит народ, обсуждая прожитый день. В какой-то момент внимание окружающих привлекает человек, сидящий за столиком посреди зала. Он дает интервью. Этот человек — фотограф. Игорь Мухин.

— Игорь, вы снимали во многих городах России и мира. Чем они отличаются для вас, фотохудожника? Как готовитесь к съемке в новом городе?
— Все города очень похожи. Одинаковые трамваи, троллейбусы, люди в одинаковых джинсах идут, одинаковые магазины… Попав в новый город, можно три дня ходить, не доставать камеры и ничего не снимать. Чтобы просто понять, как он живет, за что-то зацепиться. И счастье, если это удается. Тот же Париж, например. В съемке Парижа Картье-Брессона очень много детей. Вот мальчик с бутылкой вина идет, дети длинную булочку несут… А находясь в самом Париже, ты детей нигде не видишь. Оказывается, что, как только им исполняется четыре года, с семи утра до девяти вечера они находятся в школе. То есть школьника на улице ты можешь не встретить никогда. Ты удивляешься, как же тогда Брессон смог их снять? Начинаешь выяснять и узнаешь, что в среду школа работает до двух часов. И только этот один день в неделю после двух в городе есть дети. А остальное время он как будто пустой…

Или… в Париже много магазинов, и кажется, что в них никогда нет посетителей. Потом выясняется, что все покупки делаются в субботу. И только в этот день в магазинах толпы. Но опять же — только три часа утром и три часа вечером.

Прежде чем снимать, надо понаблюдать за городом, понять распределение людей. События в городе повторяются. Что произошло сегодня, то же будет и завтра, только, может, с дождем. И сегодня нужно найти кульминацию, какую-то минуту, когда это же событие произойдет завтра.

Москва так же устроена. Ты можешь приехать на вокзал и увидеть пустую площадь. Но есть пик — семь часов вечера, когда люди кончают работать и бегут к электричкам. Поняв это, ты будешь ездить к семи, чтобы это снять. Но при этом можешь ездить не одну неделю, а результата так и не иметь. Просто наблюдать. И неизвестно, когда этот результат будет.

— Расскажите, как создавалась ваша парижская серия.

— Париж — пустой город, там ничего не происходит. Надо было извернуться и найти какое-то событие. Вот кадр со старичком и старушкой. В тот момент мне важно было снять стальной поезд. Было видно, что это дизайн 60-х годов, и этих поездов скоро не будет — их на металлолом сдадут. Надо было просто стоять и ждать… И на фоне одного из этих поездов попались старичок и старушка…

Изюминкой серии можно считать изображение снежного Парижа. Снега в нем не было уже лет восемнадцать. И то, что я отснял Париж в этот день, — приятно. Работы всех художников, которые фотографировали этот город в редкие снежные годы, остались в истории самого Парижа или Франции.

— Как понимаете, что именно этот кадр — Тот самый?
— Просто пленку проявил, посмотрел ее, еще мокрую, и увидел, случилось или нет.
— Но ведь «случившуюся» фотографию другие могут не понять…
— Есть такой закон: большинство хотят простых, доступных сюжетов. Как пример, на моей выставке о зимней Москве было представлено тридцать работ. Из них три — хороших, сильных, а остальные двадцать семь — добавка к теме. Шесть плохих работ, за которые было стыдно, купили. А фотографии, которые могут остаться в культуре, не заметили…

Есть другая проблема. В мире все устроено одинаково, но какие-то нюансы везде разные. И, например, нашу фотографию сложно «прочесть» иностранцам… А чем проще сюжет, тем легче он «читается». Немного посложней, и уже нужно делать какое-то сопровождение. В Вене проходила моя выставка «Вена–Москва». В трех из пяти залов были выставлены фотографии Вены, в двух — Москвы. Но четкой границы между ними не было, все перетекало: пройти по Вене, затем по Москве и снова вернуться в Вену… И люди не нашли этого разрыва, не поняли, где Вена, а где Москва.

— Возможно ли запланировать идеальную фотографию?

— Думаю, что формулы нет. Есть реальность, и ты можешь схватить или не схватить ее. Это может случиться, а может не случиться никогда. Все есть: событие, Курский вокзал, народ, бомжи, солнце утреннее, солнце вечернее… а фотографии нет. Ты уже ходишь на этот вокзал, как на работу. А фотографии все нет. И уже несколько лет нет. Вот это загадка. И никто не может объяснить, почему.
— Откуда берете то, что называют вдохновением?

— Стоит постоять летом на шестой и седьмой платформах того же Курского вокзала и посмотреть на людей, которые выходят из поездов. Таких лиц, одежд просто так в Москве не встретишь. И чтобы увидеть что-то, недоступное остальному обществу, что-то, что никому не нужно, приезжаешь к 19:30 и к 19:41, к приходу поездов. Мне нравится наблюдать. Иногда это просто абсурдом может показаться: человек приходит на вокзал и наблюдает за людьми. В ожидании, что появится какой-то чемодан из фанеры, какие в 80-х годах бывали. Или какие-то полосатые сумки и тележки. И радость вызывает то, как люди мешки несут. А еще большую радость — если ты сможешь их сфотографировать и получить картинку.

— Как ответили для себя на вопрос о смысле жизни?
— …Наверное, дети, семья. И пять-шесть фотографий для истории искусств.
— Если бы появился шанс, изменили бы что-то в своей судьбе?
— Ничего изменить нельзя. Ты просто идешь своей судьбой. Что впереди — неизвестно. Есть только какой-то фантом… А реально — есть долги, которые надо выплатить, школа дочери, за которую тоже надо платить, няня для младшего… То есть — какая-то цепочка обязанностей. И ты носишься, пытаясь заработать какую-то мнимую свободу… И помнишь, что вечером в восемь часов тебе нужно сменить няню. И к семи ты заканчиваешь какие-то дела и мчишься с камерой на Курский вокзал, чтобы успеть к поезду… И постоянно помнишь, что няня до восьми работает… И как-то надо успеть…

* * *
«Индивидуальность Игоря Мухина зиждется на искренности и сопереживании. Он обладает молниеносной реакцией и философским взглядом на жизнь, что дает ему возможность создавать запоминающиеся образы нашей действительности и дает нам право назвать его великим фотографом» — А.Б.

Елена ФИРСОВА

Все снимки: © Игорь Мухин. Представлены фотоработы из серий: «Париж, 1999»; «Вена, 2002»

Сайт автора: www.moukhin.ru


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Московский палимпсест. Михаил Дашевский

Московский палимпсест. Михаил Дашевский

Представляем удивительные истории, созданные классиком жанровой городской фотографии на пергаменте старой Москвы
18.11.2015
Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев

Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев

18.11.2015
Образ и чудо. Георгий Колосов

Образ и чудо. Георгий Колосов

Возможно, портрет — главный жанр фотографии
24.09.2015
Знакомые лица. Евгений Военский

Знакомые лица. Евгений Военский

24.09.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
28.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100