Скат-хвостокол вальяжно проплывает над песками Северного пролива Большого Кайманового острова.
Размах крыльев ската-хвостокола достигает двух метров, а весить эта зверюга может до 136 кг. При таких габаритах скаты обладают потрясающим изяществом — они не плывут, а словно летят, взмахами крыльев рассекая толщу воды.
Вопреки распространившейся недоброй славе скаты не нападают на людей: дайверам, подплывающим слишком близко, действительно может порядочно влететь от одного лишь касания мощного крыла, но лишь по их собственной неосторожности, а не по злому умыслу ската. А свой острый длинный шип на хвосте скаты используют лишь для защиты — и если не провоцировать их, не пытаться напугать и не таскать за хвост, то и скаты отнесутся к вам с должным уважением.
Хвостоколы могут жить в одиночестве, парами или собираться в небольшие стаи. Увидеть их проще всего в тихих лагунах, около рифов, там, где песчаное дно. Спины взрослых скатов обычно бывают оливково-коричневого или оливково-серого цвета, а тыльная часть диска — абсолютно белая и будто бы бархатная на ощупь.
Самое любопытное зрелище — так называемые станции чистки: скаты находят в рифах укромные места с восходящими потоками воды и парят в них, позволяя губанам объедать с себя паразитов. Подставляя рыбкам-чистильщикам бока, скаты будто бы танцуют, кружась и кувыркаясь под водой. Это самое удобное место наблюдения за скатами — в открытой воде скат вряд ли станет развлекать ныряльщиков, он предпочтет скрыться, а догнать его человеку не под силу.
16.07.2008
Есть фотографы, чье творчество лежит в основе последующих многочисленных повторений и дальнейшего развития и переработки его уже другими авторами. Дэвид Дубиле — одно из таких легендарных имен, его творчество — в фундаменте мировой подводной фотографии
Текст Владимир ГУДЗЕВ
(инструктор подводной фотографии CMAS*, www.dive-in-photo.ru)
Подписи к фото «Афиша-Мир»
Если вы этим летом сможете побывать на Чистопрудном бульваре в Москве, то наверняка ваше внимание привлечет выставка подводной фотографии. Сто изображений размером примерно 1,5х2 м образовали целую картинную галерею. Что только ни увидите вы на этих фотографиях: Самые причудливые обитатели подводного мира с неземной окраской притягивают взгляд любого человека, заставляют его остановиться, вглядеться и восхититься подводным миром. Интересно постоять и послушать рассуждения людей об увиденном: иногда довольно забавно. Все эти фотографии были сделаны одним из выдающихся подводных фотографов современности Дэвидом Дубиле/David Doubilet. Кто же он, этот мастер подводной фотографии?
Дэвид Дубиле родился в 1946 г. в Нью-Йорке. С самого начала его жизнь протекала на побережье Нью-Джерси в районе Карибского моря. Подводный мир так заинтересовал мальчика, что он захотел не только нырять, но и попытаться показать красоту и необычность этого мира другим людям. Это был 1957 г. Уже появились первые акваланги, но с подводной фототехникой дело обстояло непросто. И поэтому 12-летний мальчишка пошел по самому простому пути. Поскольку его отец работал в больнице, у него была возможность раздобыть кое-что из медицинского оборудования. Дэвид взял эластичную камеру от прибора для искусственного дыхания, состыковал ее с обычной овальной маской (в то время и в нашей стране энтузиасты подводной фотографии поступали точно таким же образом), поместил туда фотоаппарат Kodak (как Дубиле сейчас вспоминает, всего за 5 долларов) и начал нырять с таким нехитрым устройством, делая простые черно-белые фотографии. Карьера подводного фотографа фактически началась в 12 лет. Потом Дэвид Дубиле стал заниматься в одном из нью-йоркских дайв-клубов, развивая свою квалификацию ныряльщика. Но дайвинг оставался для него, как и теперь, всего лишь технологией для занятия подводной съемкой.
В 60-х гг. он начал учебу в Бостонском университете и окончил его по специальности фотожурналистика. В 1961 г. на его работы обратила внимание океанолог Вирджиния Кларк. Их сотрудничество привело к тому, что вскоре фотографии Дэвида Дубиле появились в одном из самых солидных журналов США National Geographic.
Небольшое отступление. В те годы в нашей стране было практически невозможно найти штатовские журналы, и про Дэвида Дубиле у нас мало кто знал. Лично я заочно познакомился с его фотографиями в журнале National Geographic в Ленинской библиотеке, где с конца 70-х гг. специально просматривал номера, которые были в открытом доступе, и выискивал публикации по подводной фотографии. Я пытался понять мир подводной фотографии Дэвида Дубиле и чему-то научиться у него. Его работы были просты и изысканны. И сделаны в тех местах, где в то время вряд ли мог нырять кто-то из советских людей, даже если бы он был связан с научными океанологическими экспедициями. А уж про художественную съемку и говорить не приходилось…
Видно, что Дэвид Дубиле творил, как свободный художник. Он фотографировал так, как хотел, и там, где это его устраивало.
Мое личное знакомство с ним состоялось в 1994 г. во время чемпионата по подводной фотографии всемирной федерации CMAS в Южной Корее, где Дубиле выступал в роли судьи. В один из вечеров, когда возникла организационная пауза после коллективного фотографирования участников и судей, появилась возможность пообщаться с этой легендарной личностью. Сначала я просто стоял и слушал, как с ним вели творческий спор итальянские и французские фотографы, а потом, когда они наговорились, удалось подключиться к разговору и мне. Дэвид говорил просто и ясно, дополняя слова рисунками: Эта встреча дала мне очень много и позволила представить мировой уровень художественной подводной фотографии и более ясно понять, что надо делать в воде с фотоаппаратом.
И вот прошло много лет. Дэвид Дубиле приглашен в Москву на открытие своей персональной гигантской выставки на Чистых прудах. Но сначала была презентация в гостинице Golden Apple. Скромный фуршет, телевидение, фотографы (в том числе всего несколько подводных). Кажется, почти случайная публика. Первым делом Дэвид, с улыбкой оглянувшись по сторонам, снял галстук и стал своим: Как ни странно, но спустя столько времени он узнал меня, и нам удалось немного пообщаться. Во время разговора фотограф немного рассказал о себе, своей методике.
Дубиле работает достаточно много по контракту с журналом National Geographic и рекламными агентствами: Это дает ему мощную финансовую поддержку в организации интересных путешествий для подводных съемок в самые экзотические уголки мира. Эти репортажи сделали Дэвида очень знаменитым и одним из самых успешных профессиональных фотографов. При его участии издано семь книг о море, каждая из которых производит сильное впечатление. Его фотографии завораживают и заставляют возвращаться к ним вновь и вновь.
Основная идея, которую Дубиле демонстрирует в своих снимках, связана не только с редкостью объекта или обитателя — он ищет гармонию между формой и водой, стремясь передать ее фактуру: В воде он работает достаточно серьезно и много. Часто его поддерживает целая команда. В те времена, когда камеры были пленочными, на плотике обеспечения Дэвида имелось 15 фотосистем, полностью готовых к работе. И, как правило, съемка в течение дня включала использование их всех.
Фотограф успевает и умеет выбрать наиболее эффектный кадр не только во время съемки, но и после. Обитатели моря на его снимках смотрятся как живые. Они имеют свой характер и производят сильное эмоциональное воздействие на зрителя.
Дэвид Дубиле и профессионал, и универсал. Его интересует и жизнь моря, и жизнь в озере, и жизнь в речке: Везде он способен сделать кадр, являющийся часть культурного наследия человечества.
Последние годы Дэвид Дубиле постепенно перешел от пленочной фотографии к цифровой. Он говорит, что это было непросто. Но преимущества цифры привели к тому, что фотограф снимает практически только на цифровые камеры. Мастер пользуется следующей техникой: камеры Nikon D200, Nikon D2x, Nikon D300, Nikon D3 и объективы Fisheye-Nikkor 10.5/2.8G ED DX, Zoom-Nikkor 12-24/4G ED-IF AF-S DX, Zoom-Nikkor 17-55/2.8G ED-IF AF-S DX, Micro-Nikkor 60/2.8G ED AF-S. Боксы двух фирм: Nexus Japan и Seacam Austria. Вспышки Sea&Sea YS-250, YS-350, YS-110. Также использует специальную оптическую бифокальную насадку, позволяющую получать технически совершенные фотографии в режиме «полводы».
В нашем коротком разговоре Дэвид рассказал, что он только что вернулся из Африки, где занимался подводной съемкой на реке Акаванга. Там он фотографировал и слонов, и крокодилов, продемонстрировав свое высокое мастерство в пресной воде. Съемка крокодилов была чрезвычайно опасной, и несколько раз возникали очень сложные ситуации, поскольку «модели» вели себя активно и агрессивно.
Дэвид сказал, что он никогда не был штатным фотографом в какой-то системе, а всегда работал на серьезной контрактной основе, но при этом был свободен в своем творчестве. Дэвид Дубиле фотографирует в воде, потому что ему это нравится. Он видит в этом смысл своей жизни. В этом ему активно помогает его жена Дженифер, которая тоже неплохо фотографирует. Как он подчеркивает, они занимаются подводной съемкой исключительно для себя. И если при этом их творчество привлекает внимание разных изданий и дизайнеров, то это удобно. Он достаточно много снимает и для рекламы: Но самой первой любовью у него остается черно-белая фотография. Дубиле до сих пор готов фотографировать на черно-белую пленку. Для него подводная фотография — это прежде всего искусство, и с его помощью он пытается показать людям чудеса подводного мира, рассчитывая на то, что эти фотографии увидят будущие поколения. Он чрезвычайно встревожен процессами, происходящими в мире и в море, которые приводят к уменьшению видового разнообразия, гибели кораллов, рыб, других обителей. Он часто упоминает о грозящей всем нам беде, связанной с мировым потеплением.
Дэвид рассказал, что в последние годы во время своих подводных съемок он ощущал проблемы обитателей моря. Также он поделился со мной, что до сих пор ни разу не погружался в России, но у него есть мечта запечатлеть затонувшие корабли Черного моря, побывать в глубинах Байкала, на Баренцевом море, Камчатке: Но нужны серьезные приглашения:
Дэвид Дубиле провел в воде десятки тысяч часов — весьма значительную часть своей жизни. Сейчас он живет у моря и может там фотографировать, когда захочет. В воде для него главное — освещение. Фотограф выбирает время и характер светового рисунка, ищет форму объекта, пытаясь передать не просто воду, а ее фактуру. Есть у него любимые места для ныряния, типа Папуа — Новой Гвинеи, но он готов погружаться и в тех местах, которые достаточно часто посещаются дайверами.
Таков он — самый успешный подводный фотограф.
F&V
Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25 Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8 Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200 Тест. Смартфон LG G4 Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97 Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж» Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл. Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.