Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Фигура Александра Гляделова (р. 1956) в современной отечественной фотографии (б. советской) сложна и необычна. Он не играет по общепринятым правилам — ведет свою игру. Из всех социальных проблем он выискивает самые острые. Он затрагивает самые непопулярные темы, самые противные, болезненные, оскорбительные. Кто желает знать о бездомных подростках? Предприниматели, открывающие новый супермаркет? Западные компании-производители, анонсирующие новую цифровую камеру? Каталоги пестрят веселенькими цветами, пушистыми котятами и смазливыми фотомоделями обоих полов. И никому нет дела до того, что фотокамера нужна для съемки самого настоящего социального дна, про которое мы только читали в школе, но которое в настоящий момент так же близко к нам, как и витрина свежеоткрытого фотосалона на престижной московской улице.
Мне стыдно, что мы только сейчас публикуем портфолио Александра Гляделова. Творческий человек, он не занимается только одной тематикой и периодически меняет направления своей деятельности. Но его бездомных детей, по моему мнению, нужно показывать каждодневно, прямо рядом с витринами дорогих супермаркетов, чтобы у их посетителей скручивало от этого зрелища животы. Ради чего, спрашивается, все эти группы товаров, оптимальные соотношения цена/качество и технологии развлечений? В этом случае фотография выступает как фактор, враждебный для развития рынка. Но одновременно именно эта фотография показывает жизнь. По сути, это и есть настоящая фотография, та, которую пытаются определить аналитики на стафф-митингах, фокус-группах и брейн-стормингах. Но ларчик, оказывается, открывается весьма просто.
Если мы, зрители, замираем потрясенные, увидев фотографии Александра Гляделова, то что же ощущает он сам, когда фотографирует людей бедных, обездоленных, бездомных, особенно детей? «Я знаю, что обязан рассказать, и в этом рассказе становлюсь их одиноким голосом. И иногда случается, что такой рассказ, фотографии, которые удается сделать, — единственное и последнее свидетельство земного существования человека. Чего бы это стоило без чувств?» Это и есть хорошая фотография. Не красивая, не технически грамотная, не актуальная, а «та, которую невозможно забыть. Даже если хочется». Только хотят ли зрители видеть именно «хорошую» фотографию и не нужна ли им та, которую они просто «хотят видеть»?
Помимо фотографии Александр Гляделов много пишет. Это вообще отдельная история и не для фотоиздания. Замечу лишь, что о самых серьезных, глубоких и даже жутких вещах он способен говорить лаконичным безэмоциональным языком, отчего эффект воздействия увеличивается многократно, и вы можете искать многочисленные уровни понимания, хотя мораль, как обычно, всегда одна, и нет смысла придумывать смысл там, где его просто нет.
Другое дело, а почему Гляделов вообще пишет, ему не хватает визуального языка для самовыражения? «Все опубликованное написано потому, что меня об этом просили. Мне вполне хватает фотографии, если честно. Как, впрочем, и упреков, что я бездельник и не пишу, а должен».
Фотографию Александр Гляделов изучал самостоятельно, по причине «поздно проснувшегося к этому любопытства, а потом фотография взяла меня в плен». Трудовой путь в качестве фоторепортера начал в 1989 году. Много ездил по миру и бывшим советским республикам. Освещал несколько военных конфликтов. Как результат этой работы — четыре фотокниги, два документальных фильма и десятки выставок — коллективные и персональные. Как правило, в подобный момент, когда происходит профессиональный рост, так и подмывает спросить: «А вы не собираетесь оставить фотографию?» «Я не родился с фотоаппаратом, но выпускать его из рук не хочу. Так что это вопрос того, чем я желаю заниматься, а не того, чем мог бы. Но я не забываю, что “Лейка”, которой снимаю и сейчас, пятнадцать лет назад была куплена у немецкого фотографа, частично потерявшего зрение после автомобильной аварии».
Александр Гляделов позиционирует себя как документального фотографа. Снимает на черно-белую пленку, которую обрабатывает самостоятельно. Живет в Киеве, много путешествует, поскольку основными его заказчиками являются такие организации, как «Врачи без границ», Комитет Международного Красного Креста, UNICEF, UNAIDS, Глобальный Фонд. Тщательно скрывает свою профессиональную цель: «Так я вам и сказал! Хотя ясно, что, как у всякого человека, у меня есть то, что необходимо успеть». Самым значительным достижением считает случай, когда он «за сутки напечатал 15 выставочных фотографий формата 50х60 см, потратив при этом всего 17 листов бумаги».
Все современные технологические изменения, которые происходят в фотографии, по мнению Гляделова, до сих пор не задели ее сути: «Фотография, во всяком случае, та, что мне интересна, на каждом этапе развития воспроизводит зерна, из которых продолжает произрастать. Люди ведь меняются мало, а она — просто язык. Форма речи».
Он много работает: путешествует, фотографирует, пишет и при этом остается едва заметным в фотографическом мире. Несмотря на активную социальную позицию, Александра Гляделова нельзя назвать публичной фигурой. Однако все мои попытки докопаться до сути он прекратил коротко: «Я просто стараюсь оставаться самим собой». Эта задача, пожалуй, — самая сложная в мире, но именно подобная позиция и приносит успех.
Все фотографии: © Александр ГЛЯДЕЛОВ
Дополнительная информация: www.glyadyelov.com