Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙЛично я сильно не люблю, когда западные фотографы снимают российскую действительность. Очень мне не нравится, когда они, сытые и благополучные, начинают рыскать по нашим коммуналкам, изумляться сидячим ваннам, общим кухням с заплесневелыми углами, продавленным диванам и бедно одетым детям, играющим во дворе обломками деревянного ящика. Мне не нравится, когда, выучив несколько слов: «матрешка, водка, Горбачев», они дарят какую-нибудь ненужную ерунду, чтобы потом улететь в прекрасную страну, где, сидя по вечерам в баре, рассказывать про Россию, ушанки-валенки, про запах из туалета на улице, про то, как у нас пьют водку и какие песни мы поем за столом. Сытый голодного не разумеет. Тем более если речь идет про события 90-х годов прошлого века. Нам вполне хватает тяжелых впечатлений и мрачных фотографий, сделанных соотечественниками, а тут еще какие-то иностранцы. Зачем? Однако в случае с голландским фотографом Бертьен ван Манен/Bertien van Manen моя предвзятость капитулировала. Вместо лубочного изумления и пошлого глумления я обнаружил доброжелательность, пропитанную тонким психологизмом.
p>Родилась в 1942 году, сейчас живет и работает в Амстердаме. Занималась фэшн-фотографией. Вдохновленная книгой Роберта Франка «Американцы» (1958), Бертьен решила реализовать аналогичный документальный подход. Некоторое время снимала на ч/б, но в начале 90-х годов прошлого века перешла на цвет. Стала регулярно ездить по странам Восточной Европы и Азии, в результате чего родилась книга «A Hundred Summers, a Hundred Winters» (1994). Затем после съемки в Китае вышла публикация «East Wind West Wind» (2001).
В период с 1991 по 2009 год Бертьен ван Манен совершала длительные поездки по странам бывшего СССР, как то: Россия (Татарстан), Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Украина и Грузия. Итогом стала книга «Let’s Sit Down Before We Go» (в названии использована известная русская примета «присесть на дорожку»), увидевшая свет в 2011 году (издательство Mack, Лондон), и выставка, которая проходит с 19 марта по 24 июня в Амстердаме в галерее FOAM. Всего представлено около 70 работ Манен, которые она отобрала совместно с британским фотографом Стефаном Гиллем/StephenGill среди более 15 тыс. кадров.
Готовясь к путешествию по бывшим советским республикам, Бертьен ван Манен изучала русский язык, читала русскую литературу, общалась с фотографами Лялей Кузнецовой в К азани, Владимиром Воробьевым в Новокузнецке и получила аккредитацию на съемку от голландского журнала, что, безусловно, очень помогло во время поездок.
Иностранный фотограф, который приезжал к нам в начале 90-х, поступал довольно рискованно — время было неспокойное, однако Бертьен ван Манен призналась в интервью F&V, что не испытывала страха перед путешествием: «Меня интересовали люди, а не политика. Да, иногда к людям, у которых я останавливалась, приходили сотрудники госбезопасности, а телефоны прослушивались, однако у меня никогда не возникало желания прекратить проект и вернуться домой. Фотографировать было легко, все делалось бесплатно, и в конце концов я осознала, что мне нравится Россия и люди, живущие здесь. Нравится их прямота, экспрессивность и честность. Ни одна другая страна не произвела на меня такое же сильное впечатление».
Для съемки фотограф выбрала обычную пленочную компактную камеру Olympus MJU — так было проще походить на западную туристку и на публике не привлекать к себе особого внимания. Пленочные оригиналы Бертьен не подвергает никакой обработке. «Меня привлекают прямолинейные, динамичные изображения, я предпочитаю работать быстро и оперативно с помощью простых камер. Хорошая фотография — когда она честная».
Многие фотографии из серии «Let’s Sit Down Before We Go» — уже история, как никак прошло 10—15—20 лет. Но именно эта отстраненность позволяет дать им наиболее корректную оценку. Одно из преимуществ данной серии заключается в том, что кадры сделаны зарубежным фотографом. С одной стороны, у него непредвзятое отношение к нашим реалиям, а с другой — героиснимков расположены к нему по умолчанию: «Иностранка, фотограф, нужно не ударить в грязь лицом, да и мир пускай увидит нас».
Практически все работы красивы. Даже в бытовых сюжетах Бертьен ван Манен умудряется найти иконические мотивы, придать им живописность, отчего они начинают походить на картины. В большей степени это относится к постановочным кадрам, однако даже в жанровой съемке, которая, как можно предположить, нередко совершенно случайная, фотограф успевает поймать тот момент, который придает работе знако-вость. общая атмосфера — доброжелательная, располагающая, видно, что автор не дистанцирует себя от объектов съемки, но находится с ними в деликатных интимных отношениях. Небольшая доля иронии служит не для опошливания сюжетов (примитивный путь, который выбирают многие фотографы...), а для выстраивания возвышенной благожелательной атмосферы кадра. В результате отечественные реалии 90-х годов, которые мы старательно избегаем как нечто неприглядное, Бертьен ван Манен представляет в новом свете, она любуется нами и предлагает разделить с ней эти благородные эмоции. Душевная приподнятость возникает от того, что в своем проекте фотограф была нацелена не на негатив, не на мрачность бытовых и социальных условий, не на человеческие слабости и недостатки, но на красоту каждой личности, на полноценность человека, который прекрасен по сути своей.
Фотографию Бертьен ван Манен рассматривает как «способ самовыражения». За плечами у нее многочисленные персональные и коллективные выставки. однако до сих пор она считает самым главным достижением каждый свой последний проект, в данном случае это «Let's Sit Down Before We Go» — книга и выставка. Авторитетной фигурой в мире фотографии, примером для подражания для нее все так же остается Роберт Франк.
В чем заключается секрет успеха фотографа? «Если вы хотите стать успешным, следует много работать и хорошо пиариться. Посмотрите на новые возможности, которые есть у современного поколения. Сейчас каждый может делать хорошие фотографии, таким образом, шансов стать профессионалом гораздо больше». В то же время мы видим, что Бертьен ван Манен реализовала сложный проект с помощью всего лишь простенькой пленочной компактной камеры. Удивительного в этом ничего нет. Техника может дать неплохой шанс, однако окончательное решение остается за человеком, поскольку именно он — автор. FSV