«Бичи-Хэд/На берегу», 1969. Из коллекции автора © Jim Lee / Courtesy of Multimedia Art Museum, Moscow
Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Считается, что первое впечатление самое точное. Парадокс в том, что лично я при первом взгляде на работы английского фотографа Джима Ли/Jim Lee никак не мог сформулировать для себя, в чем же заключается это самое «впечатление». Меня зацепило, и сильно. Да, конечно, некоторые кадры понятны без объяснений — фэшн 1960—1970 годов. Однако другие вызвали во мне шквал аллюзий и реминисценций. Затем я прочитал комментарий Барри Швабски, сопровождавший выставку «Остановка сердца» в рамках московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013», и кое-что прояснилось.
«...Фотографии, в которых можно было увидеть сложные двусмысленные метафоры любви, войны, идентичности, конфликта. При этом все было сделано с таким совершенным чувством стиля, что мир моды принимал их», — писал Швабски.
Итак, Джим Ли всех обманул. Он снимал моду, но его работы не о моде, но о людях. Он запечатлел эпоху со всеми ее перипетиями и сейчас предоставляет нам уникальную возможность прикоснуться к 1960—1970-м годам прошлого века, причем в виде не красивой рекламной обертки, но потрясающих по глубине чувств и эмоций. Родился Джим Ли в 1945 году в Лондоне. Все в его жизни складывалось необычно уже сразу, начиная с родителей: отец более 30 лет проработал в руководстве британской разведки МИ-5, мать была прямым потомком Джейн Сеймур, третьей жены Генриха VIII. Сегодня Джим Ли решил подвести некоторые итоги. В мае 2012 года у него вышел ретроспективный альбом «Jim Lee/Arrested», а также состоялась одноименная выставка. В этом году она добралась до России и стала первой ретроспективой этого автора в нашей стране. Кстати, «Arrested» здесь переводится именно как «Остановка сердца» потому, что сам Ли трижды пережил клиническую смерть после остановки сердца. Это еще раз подчеркивает его уникальность, стремление идти вперед, желание жить и творить.