Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Имя Джулии Маргарет Камерон/Julia Margaret Cameron (1815—1879) настолько хорошо известно любителям фотографии, что сказать про нее что-то новое вряд ли удастся. Все детали жизни Камерон, которые дошли до нашего времени, хорошо задокументированы. Она является незыблемым столпом в истории фотографии, знаковой личностью, которая не подвержена критике. Собственно, нет повода ставить значимость творчества этого автора под сомнение, просто со временем оно периодически подвергается переосмыслению, тем более в нашу стремительную эпоху, когда фотография заполонила все сферы жизни. Подобные обращения к прошлому помогают не потеряться в современном визуальном хаосе. В этом отношении выставка «Портреты Джулии Маргарет Камерон, одного из ранних мастеров фотографии» («Portraits by Julia Margaret Cameron, One of Photography's Early Masters»), которая проходила в нью-йоркском музее Метрополитен с 19 августа 2013 года по 5 января 2014 года, является важным и знаковым событием.
Джулия Маргарет Камерон, англофранцузских кровей, родилась в Индии, британской колонии, в семье сотрудника Ост-Индской компании, училась во Франции и умерла на Цейлоне (сейчас Шри-Ланка), тоже британской колонии. Родословная Джулии Маргарет восходит к французской аристократии, где встречаются королевские имена.
Так уж сложилось, что мне довелось дважды побывать на Шри-Ланке, и дважды я посещал высокогорный район, где расположены чайные плантации, и его центр — город Нувара-Элия, что в переводе с санскрита означает «Город света». У него есть еще второе название — Маленькая Англия. И дело не в том, что в Нувара-Элия сохранилась британская (викторианская) архитектура; главное, что здесь царит дух Старой Доброй Англии.
Колониальное сознание — не для советского человека, поскольку он воспитан в иных культурных традициях, однако это не всегда о порабощении и угнетении, скорее о вынужденной эмиграции. Джулии Маргарет Камерон постоянно приходилось сохранять свою духовность, семейные и национальные традиции. Где бы ни находилась — в Англии, на Цейлоне, во Франции или Индии — она оставалась собой. Вот эта целостность на пятом десятке жизни породила удивительный эффект.
Когда Джулия Маргарет Камерон взяла в руки фотокамеру, ей было 48 лет. Фотография тогда была дорогим хобби, среди женщин ею занимались богатые домохозяйки. Шанс был у всех, но только Камерон удалось создать такие портреты, которые вошли в историю. Судьба предоставила ей для творчества 16 лет (а по факту только 12), и Камерон их использовала максимально.
Большинство работ, которые дошли до нашего времени, были сделаны в ее доме на острове Уайт, расположенном на юге Великобритании. Потом Камерон уехала на Цейлон, затем в Индию, но там заниматься фотографией было сложно, поскольку всегда возникали проблемы с доставкой химических реактивов и чистой воды. Также там не удавалось продавать работы, что было возможно в Великобритании.
Все творческое наследие Джулии Маргарет Камерон можно разделить на две части: иллюстрации для книг и портреты знаменитостей, как то: Эллен Терри, Альфред Теннисон, Джордж Фредерик Уотс, Роберт Браунинг, Чарльз Дарвин, Генри Лонгфелло и проч. В то же время среди работ Камерон мы часто встречаем женские портреты, что выдает ее истинное намерение: «Я желаю запечатлеть все красоту, которая меня окружает». Заработок не являлся ее основной целью в фотографии, и Джулия Маргарет могла позволить себе заниматься чистым творчеством.
Отличительной особенностью ее работ является нарочитая нерезкость, размытость, что вызывало нападки со стороны критиков. В то же время отсутствие детализации с лихвой компенсировалось духовной наполненностью портрета, а крошечные подвижки во время экспозиции привносили в изображение что-то сверхъестественное.
Я смотрю сейчас на работы Джулии Маргарет Камерон и понимаю, как ей было непросто. Не было компьютеров, интернета и мобильной связи. Технология предполагала использование мокрого коллодионного процесса, стеклянных пластин, альбуминовой бумаги. Я бы даже сказал, что у Камерон не было авторского стиля — все портреты разнородные. Однако ей удалось добиться полного представления личности портретируемого, показать его сущность, высветить богатство души. Именно эта мощь объединяет все фотографии, делает их выдающимися, заметными в культурном наследии. Притом что повторить подобное не под силу многим современникам, в руках у которых находятся совершенная фототехника, программные продукты и детально изложенный опыт мастеров. А мы продолжаем поражаться работам фотографа, у которого одной из проблем было отсутствие чистой воды.
«Я стремлюсь облагородить фотографию и придать ей характер и качество высокого искусства, объединить в ней реальное и идеальное, при этом не жертвуя ни долей правды, при всей преданности поэзии и красоте», — говорила Камерон.
Любопытно, что каждую свою работу Джулия Маргарет Камерон регистрировала в бюро по охране авторских прав и снабжала подробным описанием. Во многом именно эта предусмотрительность помогла сохранить ее произведения для потомков.