Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Все гениальное просто. Американский фотограф Анжела Штрассхайм/Angela Strassheim доказала, что сюжеты для успешных работ лежат вокруг нас. Не нужно ехать на край земли или ждать в напряжении уникальное событие, которое, может быть, произойдет, а может быть, и нет. Главным предметом творчества Анжелы стал американский средний класс, семья — родители и дети, будничные события, казалось бы, не представляющие никакого интереса. Она поднимает их значимость до библейского уровня, убедительно доказывает зрителям, что именно в этой будничной суете, в этих маленьких бытовых событиях и заключается смысл нашей жизни. Теперь американские критики называют Штрассхайм «мощным документатором нашей национальной культуры».
Работам Анжелы присуща нарративность, они представляют собой некий момент повествования, вырванный из контекста. Я называю такой стиль кинематографическим, однако здесь увидел больше, чем киноленту. Штрассхайм воспевает те обыденные события из семейной жизни, которые для людей много значат, которые так и остаются у них в глубине души. Эти мгновения не забываются со временем, они так и сохраняются в сердцах людей, внутри семьи, именно из них складывается жизнь человека, его характер, эмоции, те ценности, которые скрепляют семьи.
Анжела Штрассхайм родилась в 1969 году в небольшом городе Блумфилд, штат Айова, сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В 1995 году получила степень бакалавра в области изящных искусств в Minneapolis College of Ants and Design, в 2003 году — степень магистра в области изящных искусств в Йельском университете. «Почему фотография? Мне нравится фотография, и я выбрала ее потому, что не умею рисовать. И фотография выбрала меня. Довольно рано я обнаружила, что для меня она стала способом, позволившим общаться с окружающим миром по всем вопросам, которые возникают в голове; в основном они связаны с общественными и семейными конфликтами».
Параллельно Анжела стала сертифицированным специалистом в области биомедицинской и судебно-медицинской фотографии (1997). В результате свой путь она начала как фотограф судебно-медицинской службы. Так продолжалось несколько лет, пока она не нашла свою тему — семья. Переломным моментом стало включение работ Анжелы в программу биеннале Whitney Biennial: Day Fon Night 2006 года, которая проходила в Нью-Йорке. Собственно, к настоящему времени у Анжелы Штрассхайм всемирная слава, она постоянно участвует в выставках, а на ее сайте скромно приведены лишь избранные 20 частных и публичных коллекций, где находятся ее работы.
Фотографии Анжелы Штрассхайм автобиографичны. Для творческого человека прием совсем не оригинальный, однако делает она это не только на качественно ином уровне, она выходит за рамки своей же биографии — жизни. Воспоминания выступают основой для сюжета, но не конечной целью. Автор как бы проигрывает прошлое, но уже с современными героями, проецируя на них свою жизнь. Выступает своего рода сторонним наблюдателем, с дистанции времени пытается найти ответы на вопросы, поставленные в прошлом, разрешить противоречия. В результате мы видим культурные и религиозные паттерны, которые соответствуют типичному среднему американском классу.
Наверное, стоит назвать те имена, которые оказали на творчество Штрассхайм влияние. «В разные периоды жизни моими фаворитами были: Диана Арбус, Джефф Уолл, Филип-Лорка Ди Корсиа, Эжен Атже и Салли Манн. Также мне нравятся художники. Бальтюс, Рембрандт, Ян Вермеер, Эдвард Хоппер, Эрик Фишль...», — говорит она.
В своей работе Анжела Штрассхайм использует форматную камеру 4х5 дюйма, набор объективов, покрывающих фокусное расстояние 90—600 мм, однако большая часть изображений снята с применением двух объективов — 120 и 150 мм. После обработки пленки ассистент сканирует фотоматериалы, чтобы получить контакты, которые можно посмотреть на компьютере. «Затем я делаю несколько небольших отпечатков, чтобы определить наиболее удачные кадры. Иногда это становится очевидно сразу, иногда приходится проводить съемку заново. Как только негатив окончательно выбран, я сканирую его с высоким разрешением и затем делаю отпечаток с этого файла. И вот с последним я работаю очень тесно, чтобы представить окончательный "взгляд" и передать в изображении "чувство". И наконец, наступает самый волнительный момент, когда мы делаем отпечаток большого формата».
Опыт работы в области судебно-медицинской фотографии наложил определенный отпечаток на творчество Анжелы Штрассхайм. Выверенная композиция, продуманный свет — все это присутствует в каждом изображении. Своеобразной рефлексией на этот период жизни стала довольно необычная серия «Доказательство» («Evidence»). Анжела Штрассхайм посетила около 140 домов в 12 городах, где были совершены преступления. Она использовала специальное вещество BlueStar, благодаря которому можно было увидеть остатки крови (ДНК), несмотря на ликвидацию последствий тех событий — очистку интерьера дома и проч. Для создания черно-белых кадров использовались выдержки от 10 мин до 1 ч. Эти изображения стали символами памяти о людях, которые боролись за жизнь.
Название другой серии «Оставленные» («Left Behind») перекликается с одноименной серией книг американского политического и религиозного деятеля Тима Лахая/Tim LaHaye. В своем фотопроекте Анжела Штрассхайм возвращается в прошлое и пытается с позиции взрослого человека взглянуть на свое воспитание в доме, где присутствовали христианские традиции. Проект «Пауза» («Pause») посвящен жизни девушки-подростка, как то: роль дочери, взаимоотношения с отцом и проч.
Творчество Анжелы Штрассхайм изобилует реминисценциями. Например, работа «Алисия в бассейне» из серии «Пауза» отсылает нас к творению Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», а «День рождения Саванны» из серии «Пауза» четко указывает на общность с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Хорошей фотографией в понимании Анжелы Штрассхайм является та, которая «оставляет зрителя с чем-то, что заставит его вернуться из-за особенного чувства, красоты или конфликта — как правило, всего понемногу; это изображение, которое затрагивает вас внутри, которое остается с вами».
Она советует начинающему фотографу, желающему добиться успеха, «оставаться верным тому, что он знает, и сомневаться в окружающем мире; быть честным; делать значимую работу и делать ее хорошо; показывать то, что мы не видели прежде; быть креативным».
Она с сожалением относится к ситуации, которая сложилась в области фототехнологий. «Присутствие пленки сокращается, и не за горами то будущее, когда останется только цифра. Меня это страшит, но такова реальность. Я буду бороться за пленку до последнего. Мне сложно фотографировать на цифровую камеру. Я надеюсь, что однажды приду к таким работам, где цифра будет нести эстетический смысл, а не выступать лишь средством».
Говоря о своих профессиональных целях, даже скорее о миссии как фотографа, Анжела Штрассхайм отмечает, что хотела бы оставить после себя «чувствительность в своих работах; мощное, но деликатное затрагивание таких понятий, как быть человеком и принадлежать к семье, но находить такие моменты, к которым мы все можем иметь отношение тем или иным способом; при этом разрывая связующую нить с той образностью, которая проходит сквозь поколения».