Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙФотограф — профессия молчаливая. Визуальный язык не требует вербального объяснения, поэтому часто мы слышим: «Зачем слова? Смотрите молча на фотографию, она все вам скажет». А если хочется поговорить? А если я что-то не понимаю и стыжусь обсуждать, когда все восторгаются или критикуют работы? Я хочу услышать аргументы за или против. Почему одни восторгаются, а другие — ругают? Почему изображения известных (или неизвестных) авторов цепляют, а против других (не менее знаменитых) проходишь мимо?
p>Произведения немецкого фотографа Александра Страулино/Alexander Straulino сразу же провоцируют на обсуждение. Да, красиво, да, нравится, но какие душевные струны он затрагивает, на каких чувствах играет? Фотографии эффектные, привлекательные, оригинальный стиль прослеживается, в то же время если искать более детальные определения, то я могу произнести только: эротично, чувственно, скульптурно, провокативно. Да и то эти формулировки не дадут окончательной точности. Как назвать стиль, если поразмышлять? Абстрактный фэшн или бьюти-абстракции? Главное, на мой взгляд: работы красивы и эстетичны, не вызывают ощущения недосказанности и недоделанности, и в них присутствует ощущение колоссальной внутренней свободы. Ведь на деле можно сколько угодно гримировать моделей, показывать обнаженные телеса, фотографировать ноги, руки, волосы, драгоценности, но это может выглядеть как минимум неказисто, а по сути убого и пошло. Ключ к успеху заключается во внутренней свободе, когда ты разрешаешь себе все, но — чувствуешь меру и поэтому остаешься в рамках. Вот тогда и появляются такие маленькие чудеса.
Александр Страулино родился в 1973 году в Германии. В творческой среде известен просто как Страулино. С фотографией его познакомил отец его лучшего друга, и с тех пор Александр никогда не оставлял этого занятия. Он вспоминает одну из первых фэшн-съемок, в которой принимала участие его знакомая: «Как только я начал фотографировать ее, осознал, что становлюсь все ближе и ближе, и это продолжалось до тех пор, пока ее рот не занял весь кадр. С тех пор этот прием никогда не менялся. Я никогда не собирался стать именно бьюти-фотографом, просто оказалось, что мне нравится это направление».
Автор не хочет давать определения своему стилю, и ему не нравится, когда фотографию жестко разделяют на искусство и коммерцию. «Какой бы ни был сюжет, я всегда фотографирую его с одной и той же парой глаз и с тем же внутренним настроением, чтобы представить мою точку зрения». Страулино нравится сюрреализм и абстракционизм, и он не видит смысла копировать природу: «Она уже совершенна, вот почему я люблю абстракции, крупные планы. Бьюти-фотография в этом отношении открывает широкие возможности для творчества».
Говоря об авторитетных фигурах в фотографии, он обращается к классическим именам, таким как Билл Брандт/Bill Brandt, Эрвин Блюменфельд/Erwin Blumenfeld и Франтишек Дртикол/Frantisek Drtikol: «Все они были пионерами в свое время и продолжают оставаться знаковыми фигурами. Они заложили основу для современной фотографии посредством своей креативности и новаторства. Сейчас мы можем фотографировать как хотим, но именно эти люди действительно предопределили фотографию как форму искусства и творческое пространство для последующих поколений».
Нынешним молодым фотографам Страулино дает только один совет: «Фотографировать, фотографировать и фотографировать». Как тут не вспомнить знаменитое: «Учиться, учиться и еще раз учиться»? Александр поясняет: «Как однажды сказал Анри Картье-Брессон: ваши первые десять тысяч снимков будут худшими, и я действительно верю в это. Начните и никогда не останавливайтесь до тех пор, пока не разовьете собственный почерк, будьте терпеливыми. Показывайте окружающим те работы, которые вы создаете, исходя из ваших собственных представлений, которые отражают ваше собственное видение, а не думая о том, что бы зрители хотели видеть или ожидать от вас». Только так может появиться хорошая фотография, которая будет привлекать зрителей, сподвигать их на анализ изображения — понимание его и исследование. Хорошая фотография остается в памяти иногда за счет цвета, иногда — специфического звучания, иногда, наоборот, за счет необычайной умиротворенности. Именно этот критерий отделяет хорошие работы от плохих. «Для меня хорошая фотография — классическая, без каких-либо эффектов, но только простая, чистая, совершенная вечность», — добавляет фотограф.
Александр Страулино живет и работает в Берлине. Его работы публикуются в многочисленных журналах, таких как Another Magazine, Vogue (Россия и Германия) и Harpers Bazaar, Tatler, Allure. Среди заказчиков Douglas, Wella и Schweppes. Вышло два фотоиздания: «Straulino N°2» (2001) и «Playtime» (2006). Ему уже за 40, но он не готов назвать свою лучшую работу: «Не мне решать. Конечно, у меня есть несколько любимых работ, но самая лучшая должна еще состояться, иначе огорчения не избежать. За все эти годы я выяснил для себя одну вещь: ко многим изображениям, которые нравились всем и мне в том числе, с течением времени интерес пропал». Он мечтает никогда не потерять любовь к фотографии и сохранить уникальные ощущения, подобно маленькому ребенку на Рождество: «Если вы этим занимаетесь, значит, вы любите фотографию».
В работе Александр Страулино использует камеры Canon EOS 5D Mark III, Fujifilm X-Pro1, все виды аппаратов Polaroid, как новые, так и старые модели. «После завершения съемки, прежде чем начать дальнейшую работу с материалом, я выжидаю некоторое время, поскольку уяснил: если начать отбирать слишком быстро, то это не приведет к хорошему результату. Спустя несколько дней ваш взгляд настроится гораздо лучше, и сам отбор становится более точным, когда ему предшествует некоторая пауза. Сделав отбор, я передаю материалы постобработчику — я никогда не занимаюсь этим этапом сам, и мы вместе обрабатываем и ретушируем, в несколько заходов, до тех пор пока я не буду удовлетворен результатом. Затем я распечатываю изображения, и в некоторых случаях выявляется колоссальная разница между тем, что видишь в напечатанном виде, и тем, что показывает монитор компьютера. Отпечаток производит гораздо более сильное впечатление».
При всем при этом Александр Страулино высказывается о цифровой фотографии крайне негативно: «В самом начале мне действительно нравилось, что с приходом цифровых технологий в фотографии появилось много новых людей. Цифра предоставила широкие возможности для экспериментов с изображениями, причем без значительных трат на фотолабораторию. Плохо то, что некоторые т.н. хобби-фотографы решили превратить это занятие в профессию, и появившееся в результате огромное море снимков стало проблемой. Смотря последние годы на глупые и бессмысленные картинки, я захотел, чтобы вернулась аналоговая фотография и выкинула всех этих так называемых фотографов прочь, показала бы им, что фотография — это гораздо больше, чем просто нажимать на спусковую кнопку, что это ремесло, и нужно учиться и понимать предмет. Безусловно, есть новые авторы, на работы которых я люблю смотреть, и мне нравится их уровень, но все равно им не хватает глубины. Каждый хочет показать свои кадры и опубликовать их, в то же время важно осознавать, что первоочередная задача — создать прекрасные, высококачественные изображения, а не публиковать ужасные снимки, которые никому не нужны и которые никто не хочет видеть».