Текст
Владимир НЕСКОРОМНЫЙПестрые лубочные работы аргентинского фотографа Маркоса Лопеса/Marcos Lopez, одного из выдающихся южноамериканских фотографов-современников, многих могут поначалу смутить и даже оттолкнуть своим кажущимся безвкусием и в чем-то пошлостью. В то же время именно такое художественное решение, идущее от мастерства высокого уровня, позволяет доносить до зрителей те месседжи, которые в других формах потерялись бы. Хочется подчеркнуть, что фотограф не боится таких решений, его не пугает неоднозначная реакция аудитории. И эта внутренняя свобода позволила ему вывести свой авторский стиль на максимальный уровень. Аллюзии и реминисценции, радикальный документализм и театральная постановка, мотивы рекламы, живописных работ, кинофильмов, современных образов цифрового искусства — произведения фотографа получают полярные оценки: культовые, знаковые и нелепые, абсурдные. Маркос Лопес ловко мастерит из визуальной мозаики, разбросанной вокруг нас, те изображения, которые каждодневно находятся у нас буквально под носом, но которые мы не в состоянии заметить. Он играет с нами, водит за нос, чтобы потом ткнуть в лицо: «Смотри! Это то, о чем вы думали, но стеснялись не только сказать, но признаться самому себе». Работы Маркоса Лопеса — острая социальная сатира, вскрывающая серьезнейшие проблемы латиноамериканского общества.
p>Родился в городе СантаФе, Аргентина, в 1958 году, сейчас живет и работает в Буэнос-Айресе. «Мне нравится творить в хаосе этого города. Когда я оказываюсь в Европе, мне надоедает там уже через пять дней». Сын инженера и школьного учителя, он вырос в семье, принадлежавшей к среднему классу.
Начал фотографировать в 17 лет. «С тех пор у меня никогда не возникало мысли бросить это занятие, однако я до конца не могу объяснить даже самому себе, почему мне нравится фотография. Думаю, что это некая существенная потребность в создании изображений, даже навязчивая идея. Возможно, это стремление запечатлеть мгновения действительности».
Маркос Лопес получил инженерное образование. Участвовал в различных семинарах по фотографии в Мехико и Гаване. Был награжден учебным грантом от Национального фонда искусств Буэнос-Айреса.
Если говорить о знаковых фигурах, которые оказали значительное влияние на творчество Лопеса, то это: Пина Бауш/Pina Bausch — немецкая танцовщица и хореограф, Вим Вендерс/Wim Wenders — немецкий кинорежиссер, Дэвида Хокни/David Hockney — британский художник и фотограф, Диего Ривера/ Diego Rivera — мексиканский живописец. «На меня повлияли кинематограф, живопись и танцы». В фотографии это Уильям Эглстон/ William Eggleston, Мартин Чамби Хименес/ Martin Chambi Himenes — фотограф индейского происхождения, Роберт Франк/Robert Frank, Умберто Ривас/Humberto Rivas и Ричард Аведон/Richard Avedon.
К настоящему времени на счету Маркоса Лопеса пять фотопубликаций, больше 40 выставок (персональных и коллективных), многочисленные награды. В 2010 году он выставлялся на фестивале Rencontres d'Arles в Арле, Франция. Работы находятся в фондах Музеев латиноамериканского искусства в Буэнос-Айресе и Мадриде, Национального центра искусств королевы Софии в Мадриде, Музея современного искусства Кастилья-Леона, Испания, фонда Daros-Latinamerica в Цюрихе, Швейцария.
Работы Маркоса Лопеса яркие и необычные. Безусловно, они привлекают своей цветовой экспрессией, однако за этим скрывается глубокий смысл, который легко прочитывается. Эпатажность служит для привлечения внимания к глубинным проблемам современного мира. Фотограф использует простые формы, чтобы вести разговор на серьезные темы. Стилистика, в которой он работает, получила название «Latino Pop» — латиноамериканский поп-арт, здесь смешалось влияние Энди Уорхола, Диего Риверы и популярных рекламных образов. Китчевые работы высмеивают массовую культуру, Аргентина предстает перед нами как «крашеный картонный торговый центр». Некоторые критики сказали, что фотографии Маркоса Лопеса — лучшая иллюстрация нерешенных проблем Аргентины при президенте Карлосе Менеме (1989—1999). Это крик отчаяния, который скрывается под счастливыми масками. В фотографиях отражены проблемы страны, преломленные в судьбах людей.
Очень долго Маркос Лопес использовал камеру Hasselblad, однако сейчас в его руках можно увидеть только очередную модель Canon EOS. «Наверное, может показаться странным, но я не знаю, как пользоваться Photoshop'ом, поэтому отправляю всю съемку цветокорректору, чтобы он, следуя моим указаниям, доработал цвет и при необходимости собрал коллаж из различных снимков».
Умение работать с цветом является отличительной чертой Маркоса Лопеса. В то же время его первая фотопубликация «Retratos», вышедшая в 1993 году, содержала исключительно черно-белые портреты. После этого Маркос начал экспериментировать с цветом, что завершилось выходом книг «Pop Latino» (2000) и «Sub-realismo Criollo» (2003). Также назовем остальные три: «El Jugador» (2006), «Pop Latino Plus» (2007) и «Marcos Lopez, Fotografias 1978-2010» (2010). Несмотря на результат, фотограф ставит перед собой серьезную задачу: «Я хочу выпустить еще 3—4 книги».
«Время от времени я ощущаю себя театральным режиссером и театральным художником. Временами — живописцем, который делает фотографии, временами — портретистом, работающим в стилистике Августа Зандера или перуанского фотографа Мартина Чамби. Я фотографирую, рисую, снимаю фильмы, создаю инсталляции и организую представления. Работаю сразу в нескольких областях. В современном мире фотографий становится слишком много, отчасти поэтому я начал уходить в живопись. Тем не менее не буду останавливать начинающих фотографов, лишь посоветую им делать то, что они чувствуют».
Маркос Лопес не боится самого себя. Экспериментирует, пробует и получает результат. Задает вопросы, которые поначалу видятся наивными, а на деле оказываются крайне актуальными. При этом он использует исключительно визуальный язык, на котором говорит в совершенстве. Оппоненты такими способностями похвастаться не могут.