Текст и фото
Алексей АЛЕКСЕЕВ
После величайшего изобретения Дагерра, явившего миру первый фотографический процесс в 1839 году, человечество стало совершенствовать именно эту, понравившуюся всем технологию. Дагерротип имел несколько существенных недостатков, из которых можно выделить два: очень длительные выдержки и получение изображения в единственном экземпляре.
В то время произошло несколько фотографических открытий. В 1841 году Уильям Генри Фокс Тальбот/William Henry Fox Talbot придумал наносить светочувствительные соли серебра на лист бумаги и снимать прямо на него, а далее делать контактный отпечаток на другой, почти так же обработанный бумажный лист. Он изобрел двухступенчатый негативно-позитивный процесс и назвал его калотип. Недостатком его метода была бумажная основа негатива, существенно снижающая качество. Позже Тальбот нашел способы просветления бумаги при помощи воска и масел, но высокого качества изображения так и не добился. В 1847 году Абель Ньепс, кузен великого Нисефора Ньепса, изобретателя фотографии, догадался использовать вместо бумаги стекло и наносить на него слой альбумина, яичного белка, который и удерживал галогениды серебра.
Тем временем в мире происходили другие открытия, на первый взгляд, далекие от фотографии. Так, в 1846 году швейцарский химик Кристиан Фридрих Шонбейн/Christian Fridrich Schonbein совершенно случайно разлил на кухне азотную кислоту (интересно, что же он готовил?) и вытер ее попавшей под руку хлопковой тряпкой, которую потом повесил на печку. Высохнув, тряпка взорвалась и сгорела. Так Шонбейн изобрел нитроцеллюлозу. Одно время ее даже пытались использовать в качестве бездымного пороха.
Год спустя американский студент-медик Джон Паркер Мейнард/John Parker Maynard растворил нитроцеллюлозу в смеси спирта и эфира. Он получил сиропообразную прозрачную жидкость, которая, высохнув, давала стойкую прозрачную пленку. Таким образом Мейнард изобрел коллодий. В медицине он применялся в качестве пластыря во время боевых действий: одновременно дезинфицировал и закрывал рану. Известны примеры использования коллодия во время Крымской войны.
ПРОЦЕСС
Первые шаги
Создание амбротипа не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. После первой сотни пластин начинает приходить понимание процесса, полив и лакировка получаются идеально ровно.
Для начала придется изготовить несколько совсем несложных приспособлений, а также приобрести некоторый набор химикатов. Начнем с приспособлений. Вам понадобится: зажим для полировки стекла, вертикальная ванночка для очувствления пластин, специальная сушилка.
Конечно, необходимо обзавестись камерой большого формата. Вначале это может быть 9х12 см или 4x5 дюйма, но для амбротипов и ферротипов лучше сразу переходить на бQльший формат, ведь вы получите изображение именно такого размера. Чтобы снимать на природе, необходимо смастерить переносную темную комнату. Для съемок в студии необходим хороший свет.
Освещение
Про освещение стоит поговорить отдельно. Коллодионная эмульсия имеет светочувствительность ниже, чем у фотобумаги, и преимущественно к синей части спектра. Согласно этому и надо выбирать освещение. Я знаю два удачных варианта создания осветительных приборов для этого процесса. Первый, и наиболее простой, заключается в использовании большого числа мощных (100 Вт и более) энергосберегающих ламп белого света. Для получения приемлемых выдержек на один источник необходимо 6–7 таких ламп. Второй вариант, более затратный, — профессиональные стробоскопы, способные выдавать мощные продолжительные импульсы.
Далее стоит обратить внимание на оптику, с которой вы будете работать. Это, пожалуй, главная часть оборудования. В годы широкого использования мокрого коллодионного процесса были наиболее распространены объективы схемы Петцваля. Самые интересные, пожалуй, — Dallmeyer серий A и B. Выбирая объектив, нужно думать не только о его рисунке, но, помня о низкой чувствительности коллодия, ориентироваться на светосильную оптику, с относительными отверстиями f/3–4. Если вы собираетесь снимать натюрморты или пейзажи, светосила не так принципиальна.
Реактивы
Для работы с мокрым коллодионным процессом необходимо приобрести следующий набор реактивов: серебро азотнокислое (нитрат серебра), коллодий медицинский 2%, спирт 95%, калий йодистый, кадмий бромистый, железный купорос, уксусную кислоту, тиосульфат натрия или аммония, дистиллированную воду. Для лака понадобятся эфирное лавандовое масло и смола сандарак. Не забудьте про мерные стаканчики, весы и прочие лабораторные приспособления. Приготовление эмульсии состоит в смешивании 2% коллодия с солями кадмия и калия в нужных пропорциях.
Подготовка стеклянной пластины
Подготовка пластины заключается в полной очистке и небольшой полировке ее поверхности. Сначала нужно обработать все края точильным бруском. Делается это по двум причинам: во-первых, чтобы не порезаться при дальнейшей работе с пластиной, а во-вторых, чтобы повысить натяжение коллодия при поливе. Далее следует тщательно вымыть пластину, зафиксировать в специальном зажиме и отполировать пастой, состоящей из воды, спирта и мела, и насухо вытереть пластину чистой тряпкой.
Полив эмульсии
Грушей или мягкой широкой кистью необходимо удалить всю пыль с пластины перед поливом коллодия. Правильная техника полива вырабатывается с опытом. Необходимо налить такое количество коллодия, чтобы он полностью мог покрыть пластину, но и не вылился за края. После получения «лужи», почти доходящей до краев, наклонами поочередно в разные стороны следует распределить коллодий по пластине ровным слоем, а остатки слить с угла в склянку. Для этого желательно иметь отдельную бутылку. При сливе излишков пластину необходимо все время покачивать из стороны в сторону, иначе можно получить эффект «волн» на слое коллодия.
Очувствление
Для очувствления используется 9-процентный раствор нитрата серебра, который наливается в специальную вертикальную ванночку. Перед тем как в темной комнате опустить пластину в очувствляющий раствор, необходимо дождаться, когда коллодий схватится, но не высохнет. Обычно это занимает секунд 20–30. Сразу после этого пластина при помощи специального держателя-рамки (обычно делается из тонкого оргстекла) опускается в ванночку. Здесь нельзя останавливаться, т.е. необходимо опустить пластину быстро, плавно, но, опять же, без спешки и резких движений.
Очувствление длится от 4 до 5 минут. В это время образуются светочувствительные галогениды серебра. Время от времени (раз в минуту, к примеру) полезно «болтать» пластину в ванночке из стороны в сторону и вверх-вниз.
Когда пройдет нужное время, пластину следует достать и обтереть обратную сторону салфеткой. Обратите внимание, что поверхность коллодия поменяла цвет на молочный — это признак того, что реакция по образованию светочувствительных галогенов серебра прошла успешно.
Пластину следует предельно аккуратно заправить в кассету фотоаппарата, не дотрагиваясь до коллодионного слоя. После того как пластина извлечена из раствора нитрата серебра, есть примерно 10 минут, за которые необходимо провести экспонирование, проявление и фиксирование пластины.
Экспонирование
Перед экспонированием нужно окончательно проверить кадр на предмет композиции, освещения и фокусировки. Выдержка зависит от типа и мощности источников света, светосилы оптики и других параметров. У меня получается 4–6 секунд при f/3–4 с основным осветителем из семи мощных энергосберегающих ламп.
Проявка
Сразу после экспонирования возвращаемся в темную комнату для проявки пластины. Проявитель не совсем стандартный, точнее, совсем нестандартный: основное и единственное проявляющее вещество — железный купорос. Еще в проявитель добавляется уксусная кислота и сахар для снижения скорости проявления. Иногда добавляют спирт для лучшей смачиваемости поверхности.
Проявление также требует сноровки и опыта. Процесс происходит вручную: держа пластину в левой руке, правой на нее выливаем минимальное количество проявителя, необходимое, чтобы покрыть ее поверхность. Далее, покачивая пластину, наблюдаем за проявлением. Обычно оно длится 12–18 секунд. Руководствуйтесь следующими правилами: картинка должна начать появляться в первые 3–5 секунд (если изображения нет, то экспозиция была недостаточной); проявление необходимо прервать до того, как покажутся тени, — иначе получится вуаль. Прерывается проявление обычной водой. Просто хорошо промойте пластину под проточной водой.
Фиксирование
А вот теперь можно включить свет и фиксировать на свету. Известно, что для фиксирования амбротипов и ферротипов применяли цианистый калий. Да, вы не ослышались, именно его. Однако сейчас я не советую его использовать по нескольким причинам: во-первых — это сильнодействующий яд, а во-вторых… остальное уже не важно.
В качестве фиксажа прекрасно работают тиосульфат натрия или тиосульфат аммония. Концентрация 20%. Фиксирование проходит очень красиво: негативное изображение с синим отливом очищается от лишних солей и превращается в потрясающую картинку. Время определяется просто — как только пластинка очистилась, фиксируется еще ровно столько же.
Затем следует хорошая промывка в проточной воде или нескольких сменах стоячей воды. Вымывание тиосульфата происходит здесь гораздо быстрее, чем из желатиновой эмульсии, потому что коллодийная эмульсия очень тонкая.
Сушка и лакировка
Пластину следует высушить. Для этого ее помещают в специальную сушилку. После сушки изображение становится более светлым.
Очень важный заключительный этап — лакировка пластины. Коллодийный слой очень нежный, и его легко испортить. Чтобы защитить поверхность, применяются различные лаки. Самый простой и распространенный готовится путем растворения смолы сандаракового дерева в спирте с добавлением лавандового масла.
Лакировка является самым ароматным этапом этого процесса. При использовании указанного рецепта пластину и сам лак необходимо немного нагреть. Лак наносится точно так же, как и коллодий, в самом начале процесса. После слива излишков пластину надо заново прогреть, чтобы лак схватился и стал прочным.
Обработка оборотной стороны
Если вы снимали амбротип на прозрачное стекло, его оборотную сторону необходимо покрыть чем-то черным. Есть несколько вариантов: подложить черный бархат, залить черным асфальтовым лаком, закрасить черной акриловой краской. Раньше чаще всего применяли первые два способа.
Оформление
Покрытый лаком снимок будет храниться вечно. Оформить его можно в паспарту или раму. А можно, например, положить в футляр для фотографий. Кстати, их и по сей день продают.
И наконец, Фредерик Скотт Арчер/Frederick Scott Archer в 1851 году объединил все эти изобретения в одно — использование коллодия на стекле для получения фотоизображения. Это позволило значительно сократить время экспозиции, появилась возможность печатать несколько работ высочайшего качества, сильно снизились стоимость и время изготовления пластин по сравнению с дагерротипом.
Единственным и непреодолимым недостатком мокрого коллодионного процесса является то, что коллодий высыхает всего за 10–15 минут, и после этого невозможно ничего сделать. Все необходимые манипуляции требуется выполнить, пока слой коллодия мокрый. Отсюда и пошло название процесса.
Несмотря на упомянутый недостаток, процесс очень понравился фотографам. Находились даже отчаянные смельчаки, использовавшие его в путешествии. Им приходилось носить с собой палатку или специальный ящик в качестве темной комнаты, а также набор химикатов.
Арчер также описал и способ получения позитивных изображений на коллодионной эмульсии. Он заметил, что сильно недодержанный негатив на черной подложке видится как позитивное изображение. Это происходит оттого, что проявленное серебро имеет серый цвет и хорошо отражает падающий свет. Прозрачные области негатива на черной подложке будут черными, а темные градации, состоящие из серебра, — светлыми, за счет отражения света.
В 1854 году фотограф Джеймс Ансон Каттинг/James Anson Cutting запатентовал интересный способ монтирования и сохранения позитивных изображений на стекле (патент №11267 от 11 июля 1854 года), в котором он предлагал поливать высохший коллодионный слой канадским бальзамом и накрывать еще одним стеклом. Тем самым изображение становилось полностью запечатанным между двух стекол и лишалось доступа воздуха, а следовательно, не могло окисляться и разрушаться. Годом позже Каттинг внес в патент изменение, дав, кроме прочего, и название этому способу монтирования — амбротип (ambrotype), которое было образовано от греческого ambrotos — «бессмертный», ведь процесс делал изображение, можно сказать, бессмертным.
В последствии, слово «амбротип» настолько прижилось, что им стали именовать все позитивные изображения на стекле, а сам Джеймс Каттинг сменил еще и имя и стал называть себя Джеймс Амброуз Каттинг/James Ambrose Cutting, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к процессу.
А в 1856 году запатентовали еще один фотографический процесс — ферротип, или тинтайп, который отличался от амбротипа только подложкой. В этом случае стали использовать покрытую краской металлическую или жестяную пластину, что гораздо удобней. Ведь пластины можно сделать очень тонкими и легкими, к тому же они не бьются.
Чем же так хорош этот процесс? Во-первых, он позволяет получать негативы и позитивы с потрясающими тональными переходами и огромной детализацией в тенях и светах. Амбротипы и ферротипы дают очень насыщенные тени. Работы, сделанные мокрым коллодионным способом, всегда легко узнать. Кроме того, сам процесс очень захватывающий и ароматный. Только представьте, что ваша пластинка будет пахнуть лавандой еще не один месяц после съемки.
В наши дни мокрым коллодионным способом получения изображений увлекаются около сотни человек во всем мире. Больше всего в США, в районах, где много света во все времена года. В России процесс был практически полностью позабыт. Мне знакомы лишь три фотографа, которые сегодня регулярно снимают амбротипы и ферротипы. Дмитрий Рубинштейн и Евгений Радлов живут в Москве, а Олег Журавлев — в С.-Петербурге.
Наверное, я первым в современной России стал работать с мокрым коллодием. А началось все с работ Роба Кендрика/Robb Kendrick. Его ковбои меня просто поразили. И тогда я решил, что буду делать такие же фотографии. Самое интересное, что я тогда и на пленку не фотографировал, а использовал обычную цифровую мыльницу. Изучив теорию, я приступил к закупке необходимых компонентов и изготовлению приспособлений, о которых здесь и рассказываю. Снимать сначала стал на имевшийся «Фотокор» с объективом «Индустар».
Постепенно я сделал осветительные установки и перешел на формат 18х24 см. В настоящий момент работаю с камерой ФКД 18х24 (немного усовершенствованной, за что отдельное спасибо фотографу Дмитрию Андрееву) и старыми, буквально вековыми объективами: Wollensak Vitax 400/3.8, Hugo Meyer & Co. Goerlitz Portait Trioplan 300/3.5, Dallmeyer 2B 210/3. Эти объективы отличаются достаточно высокой светосилой и рисуют потрясающую «картинку». Кроме того, некоторые из них имеют возможность управлять смягчением изображения путем поворота линз. Как и во многих старых фотопроцессах, выбор соответствующего объектива очень важен для получения качественного и красивого результата.