АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

На крыльях цивилизации

101 102 103 104
105 106


Массимо Берсани / Massimo Bersani Из серии «Портрет художника»

15.06.2007

Вопрос взаимодействия Востока и Запада звучит уже давно. Единство и борьба противоположностей, два крыла современной цивилизации, он находит свое отражение в различных областях, в том числе и в фотографии

Текст: Дарина АЛЕКСАНДРОВА

Вот уже третье лето подряд фонд и школа «Петербургские фотомастерские» организуют образовательный проект «Летние международные фотомастерские», на который из России и других стран приезжают преподаватели и те, кто хочет постичь секреты их мастерства. Нынешняя фотошкола была посвящена «Мировой арт-фотографии», ее представляли пять авторов, каждый из которых работает в собственной технике: Массимо Берсани (Италия), Стефано Бернардони (Италия), Стефан Ронэр (Испания), Вави Наварроза (Филиппины) и Ася Немчёнок (Россия).

Таким образом, у многих желающих появилась уникальная возможность приобщиться к иным культурам — европейской, восточной и российской (для наших гостей из-за рубежа). В этот раз произошла поистине историческая встреча: соприкоснулись две части света — Запад и Восток, две культурные традиции, два направления искусства фотографии.

Дихотомия Востока–Запада, в основе которой лежат географические и исторические особенности развития, издавна осложняла взаимоотношения этих двух миров: разный подход к явлениям жизни, столкновение кардинально различных менталитетов, разная религия и культура…

Западная культура в основном была направлена на восприятие мира через символы, термины и понятия. Так называемый логический подход. Восточная же культурная традиция не ставила перед собой задач следования строгой логике, она всегда отличалась меньшей рассудочностью и большей ориентированностью на переживание. Она идет от сердца — в противовес западной, отталкивающейся от разума. Такой способ восприятия мира и его осмысления можно охарактеризовать как «левополушарный» (западный) и «правополушарный» (восточный).

Иначе говоря, Восток апеллирует к чувствам, внутреннему зрению, стремится ухватить связи между предметом и явлениями во всем их многообразии, создает синтетическую картину мира. Запад же, соответственно, обращается к опыту (желательно личному) и разуму, выделяет из окружающего мира наиболее важные для себя события и факты, логически связывая их между собой и разлагая на составляющие, т.е. анализирует Единое.

Можно ли говорить о тотальном непонимании и тотальном различии западной и восточной культуры? И прав ли Шпенглер в своей работе «Закат Европы»: «Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина»? Может быть, оно и так. Но всегда можно постараться приблизиться к пониманию иной культуры — и тогда она уже не будет для тебя чужой.

Безусловно, «Запад» и «Восток» означают два разных способа контакта с миром. Но мы живем в современном, быстро меняющемся мире — потому нельзя говорить о строгой принадлежности художника к какой-либо определенной культурной традиции. С момента возникновения Востока на географических картах Европы интерес к нему не затухает вот уже много веков. Восточные мотивы прослеживаются в западном искусстве и наоборот: западная культура понемногу проникает в более консервативные традиции Востока.

Так, для Массимо Берсани очень важна внутренняя гармония, а работам Стефана Бернардони свойственна особая созерцательность и медитативность; время в них будто остановилось. Путешествие Стефана Ронэра по Индии нашло отражение в серии фотографий, которую он посвятил этой удивительной стране, бедной в материальном плане, но богатой в духовном…

Для представительницы восточной фотографии очень важна западная и, прежде всего, античная традиция. В последней серии работ Вави Наварроза под названием «Saturnine» (прил., англ. — темный, мрачный, загадочный, рожденный под знаком планеты Сатурн; Сатурналии — в Древнем Риме ежегодные празднества в честь Сатурна) присутствует и образ бога лесов Пана, и богини плодородия и одновременно царства мертвых Персефоны, и западный мотив memento mori. На ее творческое кредо повлияли не только японские философские течения wabi-sabi (красота естественного несовершенства, печаль, одиночество) и kaizen (путь непрерывного совершенствования), но и многие западные писатели, художники и фотографы, среди которых Луи Дагерр, Ман Рей, Диана Арбус, Сара Мун и другие.

Безусловно, нельзя говорить о строгих различиях между европейской и восточной фотографией — искусство давно перешагнуло через все мыслимые и немыслимые, физические и метафизические границы. Только при диалектическом взаимодействии западных и восточных традиций может родиться шедевр, который будет считаться таковым по обе стороны Уральских гор.

Восток и Запад — как правая и левая рука, как два крыла мировой цивилизации. Все имеет восточную и западную стороны. Нет Востока без Запада, и нет Запада без Востока — одно помогает другому осознать себя.
F&V

Дополнительная информация: www.fotomasterskie.ru


___________________________

Массимо Берсани

Его можно сравнить с музыкантом, обладающим совершенным музыкальным слухом. Так вот, у Массимо Берсани / Massimo Bersani — совершенный «фотографический» слух. Прислушиваясь к собственному воображению, вглядываясь в своих героев (не важно, идет ли речь о портрете, пейзаже или натюрморте), он создает проникновенные, очень легкие, но в то же время наполненные смыслом, удивительные по своей красоте и глубине образы. Темой мастерской «В фокусе, не в фокусе» стал портрет.

Для западной традиции всегда было важно изображение гармонии внешней, ведущей к гармонии внутренней. Возможно, отсюда и интерес художника к портрету. Портрету, который глубже раскрывает личность портретируемого, передает его эмоции, его настроение, рассказывает о нем историю.

«Когда я снимаю портрет, то стараюсь не просто зафиксировать на камеру чье-то лицо. Я иду дальше, стремлюсь поймать нечто более глубокое. То, что незаметно постороннему взгляду. Я хочу увидеть и раскрыть в портрете сущность моего героя», — рассказал Массимо Берсани.

Самым важным в портретной съемке мастер считает умение добиться того, чтобы один снимок мог поведать нам историю. История — это не только сам герой, но и то, что его окружает, привычная ему среда. Обстановка комнаты или рабочего места, различные предметы, одежда — все здесь несет в себе зашифрованную информацию о герое. И для того, чтобы рассказать эту историю, необходимо чувствовать, как человек словно невидимыми нитями связан с окружающей его реальностью, уметь дешифровать этот код. Для Массимо Берсани очень важна «естественная среда обитания» героя и умение фотографа быстро ориентироваться в ней.
Дополнительная информация: www.massimobersani.it
____________________________

Вави Наварроза

Свои работы Вави Наварроза / Wawi Navarroza сравнивает с визуальной поэзией. Так же как и текст, они предназначены для прочтения зрителем. Всматриваясь в их повествование, через сопереживание зритель приходит к пониманию собственного характера. «Когда мы смотрим на фотографии, развешанные по стенам галереи, мы так или иначе видим свое отражение в стекле, пристально вглядывающееся в нас самих».

Одной из черт, определяющих восточную культуру, является меланхолия — в противовес западному оптимизму. И это вовсе не отрицательное качество. Для Наварроза грусть — одна из наиболее важных и глубоких эмоций. Только пройдя сквозь трудности, печали, болезни, смерть и одиночество можно достичь просветления.

Трагичность ее работ не может оставить зрителя равнодушным, и, сопереживая, он, возможно, заглянет и в свою душу. «Я всегда была уверена в том, что грусть и печаль обладают огромной силой. Это мощный инструмент. Быть грустным — значит, быть приобщенным к поиску своего внутреннего “я”. Просто хорошие фотографии еще не являются предметом искусства. Их можно повесить в гостиной, но от того, что мы называем “искусством”, надо ждать большего. Фотография должна наносить удар прямо в сердце или в голову, отражать образ мыслей ее создателя — именно это и есть “художественная фотография”».

Вави Наварроза не снимает — она делает фотографии. И язык, на котором она говорит со зрителем, — это язык метафор, символов. Посетителям ее выставок это дает возможность интерпретировать авторские символы, опираясь на собственный опыт переживаний.

Она ставит перед собой задачу научить не просто тому, как получить хороший снимок, но участвовать в создании фотографии, которая, возможно, превратится в настоящую авторскую работу. А чтобы это стало возможным, надо, в первую очередь, уметь соединять искусство и ремесло, художественное видение, воображение и технические навыки, теорию и практику.

Кроме лекций, посвященных правилам постановки мизансцены и грамотному использованию студийного света, фотограф раскрыла свои секреты работы с негативом, которые помогают ей добиваться таких пронзительных, «многослойных» фотографий. Для воплощения своих идей она прибегает к различным манипуляциям. Негатив царапается, обесцвечивается, подвергается химической и температурной обработке. Главное — не терять головы, контролировать процесс «разрушения» и уметь сказать «стоп» в нужный момент.
Дополнительная информация: www.flickr.com/photos/wawinavarroza
____________________________

Стефан Ронэр

Человек поликультуры. Родившийся в Германии, он является гражданином Италии, но живет на испанском острове Ибица. Признанный мастер уличной и портретной съемки. Казалось бы, жанр, в котором работает Стефан Ронэр / Stefan Rohner, далек от арт-фотографии. Но это не совсем так. Ронэр не просто фиксирует моменты и события как фоторепортер. Он ищет искусство в канве самой жизни, создает полноценные арт-снимки, но «на основе реальных событий».

Улица как фон нашей повседневной жизни, на котором мелькают тысячи чужих лиц и судеб: люди, моменты, истории, эмоции — предмет уличной фотографии открывает нам много различных аспектов. Фотографу необходимо особое чутье, чтобы уловить настроение, эмоцию, жест или малейшее мимическое движение. Все это в сочетании с графическими элементами, с силуэтом улицы и домов, изгибами линий позволяет в одном кадре рассказать целую историю, которая может перерасти в полноценный рассказ.

Стефан Ронэр знает, как найти контакт с посторонними людьми, даже не владея их родным языком. В уличной фотографии самое важное — общение, поэтому, если хочешь получить хороший снимок, держаться на расстоянии от героев не имеет смысла. Иногда обычная поездка в автобусе для человека с фотоаппаратом может стать экстремальным экспериментом, но может и подарить стоящий кадр. Улица открывается тем, кто заинтересован, смел, открыт и готов к общению.

Вместе с фотографом студенты провели исследование С.-Петербурга, города, который сам Ронэр и многие его ученики посетили впервые. Объектами съемки стали все интересные места, где собираются люди: уличные фестивали, рынки, вокзалы, пристани, площади. Главной целью мастер-класса стала попытка уловить характер уличной жизни С.-Петербурга, передать настроение и ритм улицы, суметь отвлечься от того, к чему мы привыкли, «увидеть» сюжет, предугадать «решающее мгновение» и — суметь зарегистрировать все это на пленку.
Дополнительная информация: www.stefan-rohner.net
____________________________

Стефано Бернардони

Для него фотография — это, в первую очередь, путь к себе. «Что касается меня, за многие годы фотография стала моим стилем жизни, она является частью меня, так же как я — ее частью. Она — способ выражения того, что чувствуешь и что видишь своими глазами, она позволяет тебе передавать то, что обычно не удается сказать словами. Лично мне фотография очень помогла в познании мира и прежде всего самого себя. Не думаю, что без нее я знал бы себя так хорошо, как знаю сегодня».

Попробовав себя в разных жанрах, Стефано Бернардони / Stefano Bernardoni остановился на «фотографии внутреннего поиска» (как называет ее сам автор). Снимая исключительно на черно-белую пленку, он заявляет о том, как важно контролировать все этапы создания изображения, каждый шаг этого «исследования», начиная с щелчка спускового механизма и до финального момента — печати снимков.

Конечно, знание техники очень важно для получения качественного изображения. Но технические манипуляции должны не только подтверждать хорошие навыки фотографа. Тщательно обдуманные, они прежде всего должны помогать в воплощении идеи. С точки зрения мастера, одним из самых эффективных способов достичь результата является эксперимент.

Студенты Бернардони учились экспериментировать свободно и смело, рискуя и совершая случайные и специальные ошибки. Ведь порой именно «неправильные» фотографии, «ошибочные» работы дают новые идеи, подсказывают нужное направление поиска. Только методом проб и ошибок можно найти собственный, неповторимый стиль изображения.

Курс, который вел Стефано Бернардони, назывался «По ту сторону изображения — фотография как внутренний пейзаж». Пейзаж — один из самых сложных видов фотографии, подкупающий своей кажущейся, на первый взгляд, простотой. Но для того, чтобы из заурядного снимка получилась художественная работа, очень важно понимать красоту природы, не просто регистрировать, а передавать состояние, уметь видеть сюжет и драматургию.

Так и с внутренним пейзажем. Иногда пустая комната и забытый посреди стул могут сказать нам куда больше, чем психологический портрет. Внутренний пейзаж человека сложен, неуловим, тонок — надо уметь перешагнуть через «зримые пределы», чтобы через фиксируемый внешний мир найти путь к внутреннему.
Дополнительная информация: www.myworks.it
____________________________

Ася Немчёнок

Если Вави Наварроза переводит свои идеи на язык фотографии, прибегая к физическому изменению негатива, то Ася Немчёнок, представитель отдельного художественного направления — петербургская арт-фотография, выбрала иной путь — «метафизический».

В черно-белую фотографию она вносит цвет, который, по ее словам, «обладает внутренним звучанием, способным рождать непредсказуемый эффект взаимодействия красок и эмульсии с фактурой реальной жизни, всегда присутствующей в кадре». Ася смешивает искусство живописи и фотографии, смело добавляя цвет в черно-белый негатив. Свой метод она называет «фотоживопись».

По мнению специалистов, такой метод работы сходен с печатной графикой эстампа — офортом, литографией, монотипией, но основой в данном случае становится и фотоизображение, и графический рисунок. Цветовое решение меняется по воле автора. Соответственно, от одной эмоциональной гаммы к другой колеблется и зрительское восприятие.

«В художественной фотографии мне важен эксперимент, а также свободная творческая импровизация на основе реальности; возможности, заложенные в сочетании живописного цветового и точного композиционного решений снимка, — говорит Немчёнок. — Компьютерной обработке фотографий я предпочитаю ручную работу с негативом или позитивом».

Для Аси Немчёнок очень большое значение имеет то, что в России западная и восточная культура магическим образом переплелись. Переплетаются они в ее работах: серия «Театр» — отражает западную сценическую традицию с характерными для нее мизансценами и сюжетными схемами; «Арабески» — это вольная интерпретация на восточную тему; «Итальянские письма» отсылают нас к европейской эпистолярной традиции. Творческий метод Немчёнок сочетает основные черты, определяющие специфику Запада и Востока: западную смелость и восточную вдумчивость, разум и интуицию, мужское и женское начало, материю и дух, плоть и душу.

Цель курса Аси Немчёнок — развитие креативности, освоение новых ручных технологий по работе с негативами и позитивами. Использование красок, фломастеров, перьев позволило студентам создать свою авторскую стилистику, свой волшебный мир, «свою реальность», преломленную через неповторимую индивидуальность каждого, его фантазии, эмоции, фобии, мечты.
Дополнительная информация: www.asyanemchenok.com







КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Арт [ вся лента... ]

Техника [ вся лента... ]

Практика [ вся лента... ]

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

29.04.2016
Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Скрадывая детали и выявляя движения, монотипия подчеркивает суть сюжетов и помогает создать неповторимый отпечаток
18.11.2015
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

18.11.2015
От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее
18.11.2015

_вне_рубрикатора_ [ вся лента... ]

Специальное приложение к журналу Foto&Video № 12 2009 Sony Alpha

Специальное приложение к журналу Foto&Video № 12 2009 Sony Alpha


Постные мысли

Постные мысли

Уже больше года веду колонку «Постных мыслей», и сейчас в этом номере, который попадет в руки посетителей «Фотофорума- 2009», хочу высказать крамольную, обидную и даже оскорбительную для подавляющего большинства мысль — отечественные фото- графы не умеют снимать, не умеют работать, у них нет вкуса.
17.03.2009

Постные мысли

15.08.2008
Постные мысли

Постные мысли

12 июня 2008 г., в День независимости России, я спустился в подземный переход около входа на станцию метро, расположенного в одном из спальных районов на юге Москвы, и купил в обычном киоске портрет нового президента Российской Федерации Дмитрия Медведева за 30 (тридцать) рублей
14.07.2008

Читательский конкурс [ вся лента... ]

«Коллаж»

«Коллаж»

Альтернативная реальность
18.11.2015
«Черно-белая фотография»

«Черно-белая фотография»

Точный инструмент
24.09.2015
«Пейзаж»

«Пейзаж»

Жанр для раздумий
22.07.2015
«Дрон: автоматизированное изображение»

«Дрон: автоматизированное изображение»

Дронофото
21.05.2015

Foto&Video представляет [ вся лента... ]


Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
24.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100