Текст и фото
Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Кельн — Москва
Попасть в Кельн спустя несколько месяцев после проведения выставки Photokina означает окунуться в пучину ностальгии. Здесь все напоминает о фотографическом событии — каждая городская деталь, и тем более близко и эмоционально воспринималась мною информация на четвертой конференции Business Forum Imaging Cologne 2013, которая проходила 27—28 февраля в конференц-зале выставочного комплекса Koelnmesse. Я принимаю в ней участие уже второй раз, поэтому могу сравнивать оба события.
Если в прошлом году девиз форума был «Memories are more... INTERACTIVE» — «Наши воспоминания становятся более. интерактивными», то в этот раз организаторы предложили слоган «Memories are more... SMART» — «Наши воспоминания становятся. умнее». В общем, от «интерактивности» мы перешли к «сообразительности». В прошлом году о смартфонах говорилось как об устройствах, которые придут на смену недорогим компактным камерам и составят основу массовой фотографии, а также о социальных сетях, которые станут площадкой массовой фотографии. Иными словами, перед «Фотокиной» был обозначен тренд «смартфон + социальная сеть», что, собственно, мы и получили.
В этом году, как мне показалось, четкой идеи не прозвучало, скорее анализировалось то, что мы имеем. А получили в результате тандема «смартфон + социальная сеть» огромный массив фотографий, число которых увеличивается с каждым днем, и никто не знает, что с этим явлением делать. Лично мне ситуация представляется неуправляемой, и я бы сказал, что временами меня охватывают панические атаки: что будет завтра? Говорить о том, что изображения становятся «умнее», я бы точно не стал. Скорее рыночным игрокам хочется, чтобы они таким были, а вот тенденция намечается точно обратная.
Собственно, эту проблему сразу обозначил первый докладчик Тилл Хаунсчайлд/Till Haunschild из компании One pastfive. Люди документируют почти каждый момент своей жизни, получается своеобразное жизнеописание в картинках. Хаунсчайлд даже сослался на российский опыт, где активно используют видеорегистраторы в автомобилях. Привел в качестве примера камеру Memoto, запуск которой на рынок назначен на апрель этого года. Это небольшое (36х36х9 мм) устройство можно прикрепить к одежде, оно будет делать 5-мегапиксельный снимок каждые 30 с, память рассчитана на 4 Гб, вмещает 4 тыс. снимков. Также есть прототип другого устройства — очки-камера Google Glass, которые будут управляться с помощью голоса: «Take a picture» или «Take a video»; официальный запуск назначен на 2014 год.
И здесь аналитики вспоминают термин «lifelogging» («лайфлогинг»), который возник еще в начале 80-х годов. Смысл этого понятия сводится к регистрации жизни конкретного человека, причем речь идет про фото-, видео-, аудиозапись, мониторинг состояния параметров тела и проч. Это как бы хроника жизни. Тотальную запись, понятно, сейчас сложно внедрить, но вот сделать поток фотографий и видео — вполне реально.
Можно вспомнить еще про камеры видеонаблюдения, которые тоже ведут тотальную запись происходящего, правда, они стационарны и не привязаны к конкретному человеку. В нашем случае съемка идет с ракурса конкретного лица. Кстати, как можно предположить, подобная постоянная фото/видеозапись может привести к нежелательному (но одновременно и непреднамеренному) вмешательству в частную жизнь — что делать с законодательством?
Картина будущего вырисовывается странная и не очень радостная. Толпы людей ходят и снимают каждый свой шаг, затем все это выкладывают в социальные сети и посылают ссылки друзьям. Хотя зачем отправлять ссылки потом? Можно сразу передавать в онлайновом режиме, «как я ем рыбу», «как ребенок сидит на горшке» или «как кот лижет себе лапы». И вся эта трансляция будет выводиться в те же очки-фотокамеру. Брр...
Ну а пока этого не случилось, нам предстоит разбираться в ворохе тех изображений, которые мы ежедневно плодим. Например, в популярной сети Facebook сейчас находится 219 млрд фотографий. Тилл Хаунсчайлд, уже известный в мире как автор приложения Pic Scatter для создания коллажей, предложил в качестве решения для «фотоджунглей» бесплатное приложение Joindrop для мобильных устройств, которое позволяет осуществлять навигацию в огромном массиве изображений.
Ситуация со смартфонами и планшетами мне начинает казаться анекдотичной. Идеология этих устройств имеет отношение к фоторынку лишь частичное, даже косвенное. Поэтому и выглядят неуклюжими любые попытки привязать их к фоторынку.
Например, американский аналитик Ханс Хартман/Hans Hartman из маркетинговой исследовательской компании Suite48 Analytics представил результаты исследования, проведенного среди жителей США и Европы, в котором анализировалось, как они используют мобильные приложения для создания и заказа фотопродукции, речь идет про фотоотпечатки, фотокниги, поздравительные открытки, чашки, футболки и проч. Как оказалось, самым узким местом для нового поколения пользователей мобильных фотографических приложений является не качество фотографий, которые позволяет получать смартфон, как это часто отмечается, а совсем другой фактор. Только 13% пользователей фотоприложений заявили, что невысокое качество фотографий девайса удерживало их от создания фотопродукции в офлайне. Самая большая проблема заключается в нехватке приложений для создания изображений и оформления заказа, наряду с трудоемким процессом его, заказа, создания и отправки. Только 5% примерно от 500 топовых фотоприложений в магазинах Apple и Google предлагают элементарную функциональность по созданию и заказу подобной продукции. Поэтому неудивительно, что заказ непосредственно с мобильного устройства оформляют только 9% пользователей смартфона и 25% пользователей планшета.
Несколько отрезвляющим прозвучало выступление Хейно Хилбига/Heino Hilbig, представляющего консалтинговую компанию Mayflower Concepts; он долгое время работал в маркетинговом отделе Olympus'a. В своем докладе Хилбиг представил анализ фоторынка аж с 1933 года. Что мы увидели? Пик продаж аналоговых камер пришелся примерно на 1990 год. Пик продаж компактных цифровых — на период 2009— 2011 годов. С 2010 года продажи последних пошли вниз. Среди цифровых камер появилась крохотная зацепочка — цифровые беззеркалки. Но в любом случае спрашивается: неужели мы все еще собираемся ждать чуда? Может быть, следует лучше ориентироваться в новых реалиях?
Много говорилось про онлайновые продажи, о том, что меняется характер сбытовых каналов, про концепцию omni-коммерции, которая связана с продажами через социальные сети. В качестве примера нестандартного маркетингового решения рассказали, как один из корейских супермаркетов установил на улице объемный QR-код, в результате, когда солнце достигало на небе определенного положения, QR-код считывался и пользователь получал скидку. Действовала она примерно час.
В своем выступлении Марион Кноше/ Marion Knoche из компании GfK делала реверансы в сторону рынков России, Казахстана и Украины; она отметила, что «это динамичные рынки». Видимо, потребительская активность в развитых странах достигает довольно печального уровня, раз я слышу такие оценки все чаще и чаще. Результаты исследований рынков камер и планшетов меня не вдохновили. Доля мобильных устройств растет, но зеркальные и беззеркальные камеры все так же стабильны. Любопытная деталь прозвучала в исследовании потребительских предпочтений одной из категорий американских женщин: 44% желают иметь в камере модуль Wi-Fi, в то время как только 3% аппаратов на рынке им оснащены.
Любопытно, как долго продержатся на плаву массовые фотокамеры различных уровней (не беру в расчет профессиональные) даже с Wi-Fi-интерфейсом? В следующем году, когда пройдет выставка Photokina 2014, фотографии исполнится 175 лет. И я уже сейчас задумался, с какими показателями и трендами мы будет отмечать это событие? Говорить про смартфоны и планшеты как элементы фоторынка я бы не стал — это понятия иного плана. Тогда что?