АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

…значит, ты не мужик

12.08.2008 13:30:17

28 июня 2008 г. руководство телекомпании НТВ, просмотрев по дальневосточной «Орбите» фильм Андрея Лошака «Теперь здесь офис», сняло его с эфира НТВ по Центральной России. Решение вызвало бурную реакцию среди населения, фильм тут же попал в интернет, и его увидели многие. На меня особого впечатления он не произвел. Все, что там показано и о чем рассказано, мы прекрасно знаем, поскольку видим каждый день и без А. Лошака обсуждаем на кухне. Недвижимость — одна из наиболее прибыльных областей экономики. Квартиры и коттеджи разлетаются как горячие пирожки. Если ты не можешь купить квартиру/коттедж, значит, ты не мужик. Где самые выгодные участки для вложения? Правильно, в центре Москвы и С.-Петербурга. Поэтому оригинальный облик этих городов (читай — центр) планомерно разрушается, и на месте старых домов (даже не имеет значения, являются они памятниками или нет) появляются новоделы, арендодатели, офисы и богатые жильцы.

Безусловно, прогресс движется вперед, и идти к светлому будущему, обременяя себя старым хламом, негоже. Поэтому я полностью согласен с позицией главы московского стройкомплекса Владимиром Ресиным, чей комментарий относительно ситуации в той же Венеции пересказал один из его коллег. Дескать, там все «гнилое, больная кладка, штукатурка отваливается, вот сейчас бы Главмосстрой, Промстрой», и они бы живо все снесли и сделали конфетку. Я готов оправдать даже пожар московского «Манежа». Какой смысл беречь обломки? Мы покупаем современные автомобили и пользуемся цифровыми фотокамерами, поднимаемся на скоростных лифтах и строим т.н. умные дома, напичканные электроникой. Вы ведь не храните старую обувь с тяжелым душком, а, выбросив ее на помойку, прикупаете новую. Так и с архитектурой. Мне всегда было непонятно, зачем поклоняться камням, если есть живые люди? В фильме Андрея Лошака задело другое, всего одна деталь — обгоревший кусок старой фотографии.

«Семья Елены Карасевой испытала, что такое девелоперский бум в центре столицы. Их дом дореволюционной постройки признали аварийным и предназначили к сносу. Карасевы отказались переезжать в далекое Бутово и в знак протеста поселились в гараже-ракушке. В прошлом октябре гараж подожгли». В общем, осенью 2007 года сгорели семейные фотографии. Одна из них, которую я увидел в кадре, сделана около 1890 года.

Вид полусгоревшей фотографии конца XIX века не поверг меня в шок, скорее заставил серьезно задуматься. Чем дальше мы углубляемся в будущее, в глубь цифровой фотографии, тем более ценным для нас становится наследие прошлого. Журналы публикуют объемные статьи, посвященные хранению отпечатков. Те счастливчики, которые посетили зарубежные архивы, с дрожью в голосе рассказывают, как там все хранится в папочках, под стеклом и при определенной температуре, а служители не прикасаются к фотографиям без белых перчаток. Галереи проводят выставки, посвященные различным эпохам, и все, кто видит фотографию «тех лет», вздыхают и охают.

И мне хочется спросить, к чему все это? Какой смысл во всех этих технологиях, хранилищах и грантах, если в начале ХХI века, в столице Российской Федерации мы не в состоянии уберечь семейные реликвии рядовых сограждан, которые, собственно, и составляют то культурное наследие, о котором с упоением говорят маститые кураторы и утонченные фотокритики. Ведь именно эти пожелтевшие карточки обычно и ложатся в основу экспозиций многочисленных выставок с пафосными названиями, вроде «Наше прошлое».

Вы думаете, что приведенный случай — частность? Не соглашусь. Это тенденция. Про поджоги домов и насильственное выселение  по всей России можно рассказывать бесконечно. Семейные реликвии уходят на свалку истории, а люди отбывают на полигон социальных отходов. Кажется, что мы даем простор для наиболее энергичной и предприимчивой части населения. Однако забываем про уже набившую оскомину «любовь к отеческим гробам». Каждая семейная фотография — это маленькая крупица в общероссийской культуре. Да — картон, да — пожелтевший, да — несовременно, непривлекательно, не втыкает. Но это наше прошлое, предки, время, жизнь, это есть мы сами.

Уничтожая старые фотографии, мы отрекаемся от прошлого, лишаем себя будущего и как бы повисаем в пространстве без начала и конца. Нас не спасет охрана на входе в коттеджный поселок и высокие цены в элитном супермаркете. Те же большевики так и не смогли построить коммунизм, хотя самозабвенно сносили храмы и истребляли интеллигенцию. Я ни разу не был в современном Храме Христа Спасителя, но, признаюсь, оказавшись на московской станции метро «Новокузнецкая», обожаю посидеть на каменных скамейках, потому что они стояли как раз именно в том, прежнем храме. В них, как и в старых семейных фотографиях, есть дух прошлого, энергетика ушедших поколений, нематериальные субстанции, нечто, что никак не могут описать ученые. Я чувствую связь с прошлым, ощущаю преемственность поколений. Осознаю, что живу в России, а не в совке, что я — часть страны с великим прошлым, а не марионетка в большевистских или демократических руках. И подобной силой обладает каждый замшелый булыжник в Москве, Рязани, Лондоне, Париже, Риме и Венеции, каждая фотография в семье, бедной или богатой, живущей в центре или на окраине, с высшим образованием или со средним техническим. Это те самые крупицы, из которых слагаются «отеческие гробы».

[I]Владимир НЕСКОРОМНЫЙ[/I]

КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме


Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
29.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100