Ведущая программы «Назад в будущее» Татьяна Фельгенгауэр пригласила меня, чтобы поговорить о фотографии — о ее прошлом, настоящем и будущем. Готовясь к эфиру, я мысленно обозрел последние двадцать лет и немного ужаснулся. Т.е. особо страшного ничего не случилось, но тот колоссальный технологический скачок, который был сделан, заставил меня призадуматься: вот уж, действительно, вроде бы ничего особенно не происходит, а за двадцать лет как маханули вперед… Какое же главное достижение произошло? Цвет. Цвет в фотографии. Один из радиослушателей пытался меня поправить, что, дескать, цвет был всегда. Конечно, был, но был он либо у профессионалов, либо ну у о-очень продвинутых любителей. Все снимали на ч/б. Ничего не имею против черно-белой фотографии и, может быть, даже являюсь ее тайным поклонником, но позвольте заметить, что т.н. новое время в фотографии принесло всем нам цвет, которого у нас раньше не было.
Если говорить о хронологии, то следует отметить, что первый минилаб, позволяющий получать цветные отпечатки, был установлен в Москве в Центре международной торговли; для оплаты заказа принимались не рубли, а СКВ. Первые публичные минилабы появились в той же Москве и в Сочи в 1986–1987 годах. Лично я впервые увидел пресловутые цветные карточки 10х15 см в 1988–1989 году, они были уже разложены в альбоме, стоили каких-то неимоверных денег и вызывали у зрителя легкую зависть к их обладателю. Да, после сотен и тысяч черно-белых фотографий цветные отпечатки в любительском альбоме мне показались чем-то сверхъестественным, причем сделаны они были гораздо качественнее, чем те цветные фотографии с блеклыми и нередко некорректными цветами, которые мы получали от профессиональных фотографов на пляжах, экскурсиях и в детских садах.
Вся эпоха 90-х годов прошла под знаком «10х15» — самого популярного формата. На эту технологическую тенденцию в фотографии наложилось открытие границ и первых поездок за рубеж. В качестве неоспоримого доказательства, что они «там были», люди предъявляли пухлую стопку отпечатков 10х15.
Люди попроще покупали компактные камеры; те, кто побогаче или более продвинутые, — зеркальные (все — пленочные). Перелом произошел на рубеже 2000-х годов, когда на рынке появились доступные (около $1000) цифровые компактные камеры, которые позволяли получать отпечатки 10х15 см с приличным качеством, а именно мегапиксельные и более модели. Собственно, первая мегапиксельная модель была представлена на выставке Photokina в 1998 году.
С приходом цифры цвету, как чему-то необычному, перестали удивляться, а производители, наоборот, стали снабжать свои камеры такими функциями, как сепия и ч/б, чтобы дать возможность вернуться в прошлое.
По мере развития цифровых технологий в фотографии стало все больше женщин. Например, по данным наших анкет, в 90-х годах и в начале 2000-х соотношение мужчины/женщины среди наших читателей стабильно удерживалось на уровне 90/10 процентов. В этом году показатель составил уже 73/27 — рост более чем в 2,5 раза. Причина, думаю, заключается только в одном — технологическая простота. Если раньше фотография была мужской областью, за редким исключением, то сейчас женщин становится все больше, и фотографируют они отнюдь не хуже. В общем, мужики, не расслабляйтесь!
А что же произошло с отпечатками 10х15 см? Они умерли. Безусловно, я категоричен и вполне допускаю, что где-то до сих пор сидят и рассматривают карточки из минилаба, но наиболее прогрессивные слои населения уже давно ничего не печатают. После отпуска одним махом выкладывают съемку на интернет-ресурс и отправляют ссылку знакомым: «На позыр!».
Сильно заезженная тема: виртуальный мир забирает к себе живых людей. Мало встречаемся, все происходит за монитором, куцый язык ICQ/sms/e-mail-общения превращает нас в потомков Эллочки-людоедки. Обсуждение фотографий среди полу- и профессионалов переместилось из фотоклубов на фотосайты, где вместо здравого совета легко получить «+1» или «ржунимагу».
Фотографий так много, что люди просто не успевают выбирать из них лучшее. Так и лежат эти гигабайты на винчестере. А культура хорошего отпечатка еще не проникла в массы. Кстати, и печать фотокниг, которой мы посвятили в этом номере объемную статью, у нас находится в зачаточном состоянии: никто ничего не знает, а как готовую книгу покажешь — раздаются охи и ахи. Так что же вам мешает — идите и печатайте!
Камерофоны не заменяют полноценных фотокамер. Зеркальным технологиям представляет весьма серьезную угрозу новый формат «Микро 4/3». Всё это тенденции, но главным остается одно: фотография, как и фототехника для ее создания, существует ради человека, и пока он в ней нуждается (по разными причинам), она была, есть и будет. Ну, а какой она станет? Поживем — увидим. Что сейчас-то загадывать. Хотя, уверен, японские фотогиганты в настоящее время разрабатывают те модели, которые мы увидим 5–10 лет спустя. Соответственно, сейчас они запускают на рынок модели… 1999– 2004 годов. А вы говорите, прогнозы…