Говорят, что Россия погибнет от непрофессионализма. Хотелось бы в этом сомневаться, если бы не факты. Скандальное дело семьи Макаровых, в рамках которого был осужден отец девятилетней дочки за якобы насильственные действия сексуального характера в отношении своего ребенка, в очередной раз доказало не абсурдность государственной машины как таковой, а полную несостоятельность людей, в ней присутствующих. Владимир Макаров был признан виновным и приговорен к 13 годам строгого режима.
Не хочу пересказывать все перипетии событий, отмечу только, что в материалы дела были включены рисунки его дочери и комментарии психолога. Трактовка специалиста вызвала огромный шквал возмущенных откликов. В чем дело? Речь идет о двух рисунках — кошки и девочки, у каждой из которых есть хвост. Детский психолог усмотрела в «хвостах» фаллический символ и, соответственно, сделала вывод, что, раз ребенок в свои небольшие годы может различать гендерные особенности, значит, девочка была вовлечена...
Что может быть еще абсурднее? На основе нескольких рисунков ребенка психолог сделала заключение о преступлении. Безусловно, все эти россказни про хвосты-члены представляют собой юридически ничтожный документ. Чудовищность ситуации в том, что вердикт психолога озвучивается, муссируется, и многие, сомневающиеся, задают себе вопрос — а был ли мальчик? Как говорил А.И. Солженицын: «Отмываться всегда трудней, чем плюнуть. Надо уметь быстро и в нужный момент плюнуть первым».
«Мальчиков» я могу найти вам даже в черном квадрате Малевича, достаточно вспомнить анекдот про врача и пациента. Доктор показывает пациенту картинку с черным квадратом — что там видите? «Это комната с квадратным окном, в комнате выключен свет, и там...» Потом черный круг — круглое окно, треугольник —... И везде пациент видит половой акт. О чем свидетельствует история с кошачьим хвостом? О том, что в нашей стране человек абсолютно беззащитен перед государством. О том, что дети не защищены от безнравственности взрослых, ведь девочка слышит все, что происходит вокруг, в том числе и комментарии по поводу своих рисунков, и — переживает.
Но главное, мы получили отчетливый сигнал о наличии неразвитой визуальной культуры в обществе, полной визуальной безнравственности. Если пси-
холог даже и произнес невероятную глупость, то как можно повторять за ним? Как вообще можно обсуждать «хвост-член»? Если насиловать свое воображение, то фаллический символ можно обнаружить даже в елке, опубликованной на этой странице.
Чтобы, по крайней мере для себя, внести хоть некоторую ясность в историю с хвостом, я связался с независимым психологом. Для обсуждения выбрал кошку (рисунок легко гуглится). «Здесь нет страха и агрессии, с девочкой все в порядке. Рисунок в центре листа — автор уверен в себе, прямые лапы — устойчиво ощущает себя в мире; детализированная прорисовка морды свидетельствует о том, что автор является гармоничной личностью, воспринимает мир целостным; ну а большой хвост говорит о развитом воображении, что ребенок, несмотря на небольшой возраст, уже сейчас способен серьезно мыслить, проводить анализ своих поступков». Ни один профессиональный психолог не поставит диагноз по одной проективной методике, необходимо провести комплексное исследование, и вот если везде будет прослеживаться одна и та же линия, тогда можно сделать определенный вывод.
Безусловно, в журнале Foto&Video нередко публикуются весьма спорные материалы. Однако, признаюсь, мы лишь слегка касаемся настоящей мировой фотографии. Фотографии
как визуального пласта человеческого наследия. Прежде всего она говорит о психологии человека, о его чувствах, страстях, переживаниях, размышлениях, о самоидентификации, о взаимоотношениях с окружающим миром. Фаллический символ, если и есть, выступает лишь как элемент огромной картины, призванный для лучшего понимания основного месседжа.
Можно ли сказать, что это сложно для понимания людей, выросших в советских реалиях, где за голую задницу на видеокассете можно было поднять статью? Нет. Потому что никто не запрещал музеи, выставочные залы и художественные каталоги. А вот то, что были определенные сложности, это да.
Другое дело, что сейчас материала самого различного рода хоть отбавляй, но подавляющее большинство все равно продолжает ржать над пестиками и тычинками, рисовать на стенах туалета глупости и высматривать по сторонам фаллические символы. Мировая фотография для них представляет собой лишь очередную секцию забора или туалетную створку. А когда они обнаруживают там не кошек-цветочки-пейзажи, начинают возмущаться. Ханжа по жизни — дилетант в профессии. Это диагноз. Лечится с трудом.