Интернет универсален. С его помощью можно перевести иностранное слово, заказать пиццу, купить стиральную машину и записаться на прием к врачу. Интернет срывает оковы, которые сдерживали наши желания и свободы. Двадцать лет назад, когда я писал тексты в редакторе Word Perfect 5.0, такое даже представить было невозможно, а сейчас любые социальные взаимоотношения чудовищными темпами стремятся к нулю. Конечно, речь идет про тех, кто обладает хорошим компьютером, планшетом, смартфоном и подключением к интернету. Всем остальным, кто не успел запрыгнуть в рынок, технологии, мейнстрим, как это сейчас модно говорить, не повезло. Представители т.н. прогрессивных социальных групп населения реализуются, самоутверждаются и самоидентифицируются в сетевом мире, где так легко играть виртуальными мускулами. Особо вникать в психологию этих процессов нет желания — существует огромное количество аналитиков, которые прекрасно распишут, что происходит с людьми и какие проблемы они себе наживают. Мы поговорим о фотографии. О фотографии в интернете и за его пределами.
Фототехника скоро может оказаться невостребованной (зеркалки, беззеркалки, бридж-камеры — все это может разом кануть в небытие), поскольку имеется, например, сервис Google Street View, который подает очень интересные идеи. А вообще это к теме прошлого номера — дроны. В принципе, во всем мире достаточно одного большого дрона (Большой Брат?), который будет фотографировать (и выкладывать в сеть) все, что вы его попросите. Например, стоите вы у Букингемского дворца и хотите сделать снимок на память, достаете планшет или смартфон, заходите на сервис Global Photo Service, компонуете снимок (вы на экране), добавляете обработку (под пленку, сепия, ч/б), задаете отправку готового снимка по почте, выгрузку в социальные сети и проч. Где находится камера? Да не имеет никакого значения — может, на космической орбите, а может, на ближайшем фонарном столбе. Все зависит от того, как компания Global Photo Service договорится со своими партнерами. Пользователя это нисколько не волнует, он платит каких-нибудь 99,99 доллара в год и снимает в свое удовольствие — тариф Unlimited Shooting.
Хотите сделать фотографию Бразильского карнавала — пожалуйста, белого медведя в Заполярье или островитян Французской Полинезии — нет проблем. 99,99 доллара в год — и съемка на экране вашего планшета. Правда, с фотографированием Олимпийских игр так легко не получится, поскольку вы встретите ограничения. Но их можно обойти за 999,99 доллара на все время соревнований. В общем, не слезая с дивана, вы получите любые фотографии.
Чувствуете, на что я намекаю? Минимум 100 (!) долларов в год за любую фотосъемку в неограниченном количестве. Не надо покупать карты памяти, не надо заряжать аккумулятор, не надо разбираться в настройках программы, не надо скачивать-выкачивать-перекачивать, не надо покупать авиабилеты — не надо думать и даже слезать с дивана.
Кстати, для инвесторов — соображаете, куда надо вкладывать ваши деньги сейчас, чтобы потом зарабатывать цифры со многими нулями?
Одновременно я готов доказывать, что фотографии в интернете не существует, как нет самого интернета — они есть, пока у вас имеется источник питания и необходимое оборудование. Если необходимые компоненты отсутствуют, вы можете сколько угодно читать заклинания: «Facebook, Instagram, "ВКонтакте"», на меня это не произведет никакого впечатления — «А я вчера поймал вот та-акую рыбу, а дома у меня есть вот та-акой барабан».
Цифровая фотография — это хороший обман, как скидки в московских магазинах. Сначала они поднимают цены до космических вершин, а потом сбрасывают на 80%. И даже на оставшихся 20% получают 100% прибыли. Эмиль Кио отдыхает... Но все ли посещают подобные магазины? Может, кто-то не верит в цифры и предпочитает твердые цены?
Мы же провели опрос среди читателей и посетителей нашего сайта: «Когда последний раз вы делали отпечаток — самостоятельно, в фотолаборатории или на принтере?» (результаты представлены на странице 2 этого номера и на сайте). Увидев итоги, я очень удивился: 62 % наших респондентов печатали фотографии уже в 2014 году. Хотя, честно говоря, ждал более пессимистичных результатов. А если добавить сюда «печатников» 2013 года — 18 %, то получится ровнехонько 80 %, которые категорично говорят о четкой тенденции: эти люди любят фотографию реальную, hard-copy, то, что можно подержать в руках, поместить в альбом, повесить на стену и проч.
Мифы — прекрасная штука. Если кто-то уверовал в могущество интернета, иллюзорный мир можно выстраивать бесконечно, и человек будет блуждать по его лабиринтам вечно. Сон воспринимается явью. Чтобы прозреть, достаточно взять в руки отпечаток. Хороший отпечаток, качественный, и еще желательно в багете, с паспарту и музейным стеклом. Смотреть на него и осознавать, что фотография может существовать только в реальном мире. Что ее ценность и значимость может меняться со временем. Что она гораздо глубже по смыслу и значительно более многопланова, чем может показаться на первый взгляд. Другой вопрос, какая фотография одержит верх?