АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Фотосъемка в условиях низких температур



22.06.2005

Конец 2004 года. Север Западно-Cибирской низменности. Новый Уренгой. Температура опускается до –50°C. Теплые рукавицы для фотографа здесь не менее важны, чем запасные элементы питания.

Северное Солнце
На севере в который раз понимаешь, что солнце в нашем мире — самое главное. В теплых краях оно есть всегда. Пусть за облаками, но присутствие светила ощущается постоянно. За закатом неизменно следует рассвет, за ночью — день.

Здесь все иначе. Вселенский холод. Световой день все короче и короче. Кажется, что однажды солнце исчезнет навсегда, Земля осиротеет, промерзнет насквозь и рассыплется на безжизненные кристаллы, превратившись в ледяную пыль. Тяжелое светило на пару часов с видимым напряжением отрывается от линии горизонта, сквозь морозную дымку проступает призрачное красное пятно, и вот уже непреодолимые силы увлекают его все ниже и ниже, стаскивают под землю, и над ледяными болотами вновь простирается темнота.

Задача, которая стояла передо мной, заключалась в том, чтобы на газопроводе Заполярный — Новый Уренгой провести съемку зимних работ, связанных с ликвидацией размывов обвалования газопровода. Почему зимой? Да потому, что летом с тяжелой строительной техникой в эти места никак не подобраться.
У меня две камеры. Основная — среднеформатная пленочная Pentax 67. В ней я уверен. Взял пару запасных батареек. Пленка Fuji Provia 400F. Дополнительная камера — цифровая компактная Canon PowerShot Pro1. Решил так. Если цифра на морозе не потянет, сниму все на пленку.

За 100 км от Нового Уренгоя
Прилетаю в Новый Уренгой. Мороз –26°C. Походил по улицам, поснимал. Цифровая камера Canon работает. За 10–15 минут ничего печального не произошло. Упаковал ее в капроновый мешок, чтобы избежать выпадения конденсата, мешок положил в машину, на заднее сиденье. Потом перекладывал все ближе и ближе к печке. Перед самой съемкой камеру хорошенько подогревал на печке автомобиля.

На следующий день выезжаю на объект. Это километров 100 к северу от Нового Уренгоя. Ночью похолодало. В городе температура опустилась до –38°C. В тундре всегда на 5–7°C ниже. Начинаю работать.

Оба фотоаппарата щелкают как надо. Претензий к технике никаких. Руки в тонких перчатках Salewa Gore Windstopper. Они идеальны для фотосъемки, когда мороз достигает –20°С, поэтому сегодня руки мерзнут практически моментально, хотя я стараюсь мириться с этим. В принципе, мне не обязательно чувствовать кнопку спуска затвора, достаточно просто видеть, куда жмет указательный палец правой руки. Зум тоже не обязательно ощущать. Пару раз руки остывали настолько, что я был не в состоянии даже закрыть крышку объектива. А перезарядить пленку в камере Pentax замерзшими руками в принципе невозможно. Потом я отогрею руки — крепче будут. Мне повезло: я ни разу не обмораживался, а кратковременных охлаждений кистей рук не боюсь.

Минус 50 градусов
В городе с утра –42°C, поэтому решил на съемку не выезжать. Как оказалось, поступил так зря. Получилось, что бригады вышли, две смены отработали, а фотограф не приехал. Пришлось оправдываться: «УАЗик не завелся». На объекте под –50°С, а это уже некий психологический барьер. Ничего, завтра поедем в любом случае. Однако морозы не спадают.

Тогда я решил выяснить время работы цифровой камеры на отказ. Вышел из машины. Температура –41°С. Снимаю слайды, общаюсь с народом. Надел толстые меховые рукавицы. После некоторой тренировки начинаю нормально работать с камерой Pentax. Рукавицы не мешают. Объектив немного подмерз, и фокусировочное кольцо поворачивается уже не столь свободно, но пока вполне нормально. В качестве основного использую 75-мм объектив. Если и ошибусь с фокусом, то глубина резкости все равно будет достаточной. (В тундре в большинстве случаев я применяю нерадикальный широкоугольник.)

Сумка с камерой Canon висит на поясе. Через двадцать минут (после выхода из машины) приступаю к цифровой съемке. Через двенадцать минут камера выключается. На ЖК-дисплее высвечивается «Ld». Прячу камеру в капроновый мешок, отношу в машину. Сначала помещаю ее на заднее сиденье, потом — ближе к печке (см. выше).
Продолжаю снимать на слайд. Движения экскаватора «Камацу» меня завораживают — не могу остановиться. Делаю кадр за кадром, ищу новые ракурсы. Освещение слабое, постоянно слежу за выдержкой, удержать бы. Жаль, что у меня нет с собой 55-мм объектива, можно было бы попытаться снимать на 1/30 или даже на 1/15, чтобы не смазывать движение. Через двадцать минут цифровая камера отогревается и вновь готова к работе.

Вывод по результатам испытаний следующий. При фотосъемке с использованием машины применять цифровую фототехнику в условиях низких температур вполне возможно. Хорошо иметь запасной аккумулятор. На руки лучше всего надевать свободные пуховые рукавицы. Принципиально важно качество пуха — крупная кость не должна присутствовать. Требуется высококачественный гусиный, или, что лучше всего, гагачий. Верх рукавиц должен быть сделан из плотного коландрированого, без пропитки нейлона (лавсана). Ткань с пропиткой на морозе дубеет. Это относится и к кофру. Вы встречали кофр из непропитаной ткани?

За рассветом следует закат
Завтра утром еду на дальнее месторождение. Раньше восьми выезжать смысла нет. Съемочный день в декабре короткий. С одиннадцати утра до часу дня. Утром в Уренгое –39°С. Сводка температуры всегда показывается по местному телеканалу — в левом верхнем углу телевизора. Машина благополучно заводится, и мы выезжаем.

Ямбургская трасса. Светлеет, небо окрашивается. Вот-вот покажется солнце. Мне хочется фотографировать тяжелое полярное светило. В средней полосе низкое солнце не столь драматично, как в полярных областях, где за рассветом практически сразу следует закат. А тут волнует еще и чисто технический аспект. Как поведет себя оптика, матрица? Какие получатся картинки?

Вот и песчаный карьер-миллионник (ресурс рассчитан на миллион кубометров песка). На дне громадного котлована копошатся машины, вагончики сбились в стаю. Эту стаю заволокла дымка от сжигаемого топлива. На сильном морозе дым не поднимается вверх, а стелется по поверхности, обволакивая человеческое жилье. Людей не видно, но присутствие человека ощущается.

Прямо над карьерным поселком стоит солнце. От этого зрелища я долго не мог оторваться: снимал, снимал, снимал… Достал из машины среднеформатную камеру Pentax, менял объективы, пленки. Низкое солнце почти не освещает снежные поля. Поэтому и съемка против солнца в этих условиях — самое логичное решение. В этом случае кадр будет красивым, содержательным и интересным. Когда окончательно замерз, решил ехать дальше.

На сером дорожном покрытии — поземка. Дорога поворачивает, солнце оказывается справа, и тут же исчезают краски, пропадает фактура. Освещение настолько слабое, что рельеф живет только в контровом свете. Принято считать, что боковой свет подчеркивает и его, и фактуру. При горизонтальном освещении рельеф читается только против солнца.

Впереди дымит КамАЗ. Капельки солярки оседают на нашем лобовом стекле. Какой на таком морозе расход топлива? Маленький УАЗик сжигает 28–30 литров на 100 км.
Возвращаемся на базу в Новый Уренгой. Темнеет. Просматриваю цифровую съемку. Подавляющее большинство кадров удаляю. Вернусь в Москву, проявлю слайды и сравню пленочные результаты с цифровыми.

Голова на морозе
Чтобы хорошо соображать при съемке в условиях сильного холода, необходимо пройти акклиматизацию. Для этого потребуется 10–15 дней. Раньше творческий максимум не выдать. Мне было проще. Почти все точки съемки, почти все ракурсы мне были известны еще с прошлой осени. Тем не менее думать все равно было очень тяжело.

Особенно это проявлялось при съемке с использованием штатива. Нет времени для неторопливых пейзажей. Это не осень, когда можно установить камеру на тяжелую треногу и ждать, когда случатся чудесные совпадения. Зимой я работаю со штатива только в безвыходных ситуациях. На морозе время — против фотографа. Когда окоченеют руки, ноги и лицо, будет не до композиции, не до прекрасных мгновений.

Одежда
Для фотосъемки зимой на стройке валенки не подойдут. Нередко приходится лазать по заснеженным откосам и металлоконструкциям. На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант представляют высокогорные альпинистские ботинки «Вибрам» на профилированной резиновой подошве. На тело лучше всего надеть хорошую пуховку. Не городскую, а экстремальную, без холодных швов. Пуховка не так стесняет движения, как шубы-тулупы. Например, весьма хороши отечественные пуховики Bask. Оптимальная цена при достойном качестве. Зарубежные аналоги Marmot существенно дороже. На случай сильного ветра или пурги хорошо иметь горнолыжные очки. Конечно, фотографировать в них не слишком удобно, но все-таки можно.

Новый Уренгой — Москва30 ноября — 11 декабря 2004 года


Леонид МАЧ


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Что есть что. Фотографическое образование в вопросах и ответах

Что есть что. Фотографическое образование в вопросах и ответах

Ситуация с отечественным фотографическим образованием напоминает лотерею. Да, среди образовательных учреждений есть отличные и компетентные, однако несведущий человек всегда может попасть в руки проходимцев
22.07.2015
Как капуста. Одежда для фотографа

Как капуста. Одежда для фотографа

На дворе лето. А значит, самое время подумать о подготовке к осенне-зимнему съемочному сезону. Отложим в сторону камеры, объективы, штативы и поговорим об одежде и снаряжении
18.06.2014
Чье предложение принять? Свадебная фотография

Чье предложение принять? Свадебная фотография

Свадебный фотограф — это не просто человек с камерой. Всего на один день он становится почти членом вашей семьи, вы доверяете ему запечатлеть одно из самых ценных событий в жизни. Как сделать правильный выбор?
19.03.2014
Мысли о будущем. Устройство фотоаппарата

Мысли о будущем. Устройство фотоаппарата

В цифровую эпоху многие узлы классического фотоаппарата претерпевают изменения, а некоторые оказываются невостребованными. Инженеры уже отказались от зеркала и механического затвора. Так ли уж нужен экран-видоискатель?
21.11.2013

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
19.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100