АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Светлый образ



11.04.2006

Технология изготовления отпечатков на контактных фотобумагах дневного печатания в свое время оказалась чрезвычайно привлекательной, и к ней обращались многие классики мировой фотографии, чьи работы теперь составляют золотой фонд музеев и частных коллекций

После широкого и победоносного распространения дагерротипии, что продолжалось в течение 15 лет, начиная с 1839 г. стал усиливаться интерес к негативно-позитивному фотографическому процессу по методу Фокса Тальбота.

Очевидными недостатками дагерротипии были дороговизна и то, что изображение получалось зеркальным и в одном экземпляре. Выдержка при фотографировании была очень большой. Известно, например, что в октябре 1839 г. полковник Теремин фотографировал на дагерротипную пластинку здание Исаакиевского собора в Петербурге с выдержкой 25 мин.

В 1851 г. англичанин Фридерик Скотт Арчер сообщил в журнальной статье об изобретении им мокроколлоидного процесса с использованием проявления в щелочном растворе пирогалловой кислоты или в железном проявителе. В этом фотографическом процессе достигалось значительное сокращение времени экспонирования светочувствительного слоя, а сам процесс сильно удешевлялся.

Позитивное изображение печатали с полученного негатива контактным способом на дневном свету на соленой фотобумаге (изобр. Ф. Тальбот, 1839 г.) или на альбуминной фотобумаге (изобр. Бланкар-Эврар, 1850 г.). Изображение при этом получалось прямым. Именно альбуминная фотобумага использовалась в течение всех 60-х гг. XIX в.

Сложность и неудобства работы с соленой и альбуминной фотобумагами стимулировали исследования в области совершенствования позитивного процесса. В результате в 1865 г. Д. Вартон-Симпсон разработал технологию целлуидиновых фотобумаг, производство которых началось в Германии в 1868 г.

Дальнейшие исследования привели к созданию в 1884 г. И. Оберметтером аристотипной (от греч. aristos — наилучший) фотобумаги. Из фотобумаг, применявшихся для контактного дневного печатания, известны также протальбиновая, разработанная в 1897 г. Л. Лилиенфельдом, и казеидиновая, изобретенная О. Бассом в 1901 г. и производившаяся компанией «Геверт» с 1905 г.

Все эти фотобумаги дневного печатания являются чисто хлористыми и отличаются друг от друга типом связующего материала в светочувствительном слое. В альбуминных бумагах применяется белок куриного яйца, в целлуидиновых — медицинский коллодий (раствор пироксилина в смеси равных объемов диэтилового эфира и этилового спирта), в аристотипных — фотографическая желатина, в протальбиновых — растительный белок, не содержащий серы, в казеидиновых — казеин (молочный белок) и в аррорутных — картофельный крахмал.

Однотипной является и технология их изготовления. Сначала приготовляется водный раствор (или раствор в смеси органических растворителей для целлуидиновых бумаг) связующего, в который добавляется хлористый натрий в таком количестве, чтобы концентрация его была 1,5–3 процента. После полива и сушки выполняется операция серебрения. Фотослой приводится в контакт с 10-процентным раствором азотнокислого серебра. Эту операцию необходимо было проводить так, чтобы раствор не попадал на обратную сторону листа бумаги.

В результате такого контакта слой изображения впитывал очувствляющий раствор серебряной соли, и весь хлорид натрия превращался в хлорид серебра в результате обменной реакции. Кроме того, слой изображения впитывал некоторый избыток азотнокислого серебра, что делало фотослой светочувствительным. После операции серебрения проводилась вторая сушка, и фотобумага становилась готовой к контактной печати.

Высушенная посеребренная альбуминная фотобумага могла сохраняться не более 12 часов, поэтому ее обычно готовил к печати сам фотограф и только в таком количестве, которое он мог обработать в течение одного рабочего дня.

Целлуидиновая фотобумага могла сохраняться уже три месяца после серебрения, а аристотипная — до шести, что достигалось введением в светочувствительный слой консервантов — солей лимонной и винной кислот.

Вот что писал в своих мемуарах по этому поводу старейший российский фотохудожник М.С. Наппельбаум: «За время моих странствий в фотографии произошло важное событие. Появилась целлуидиновая готовая светочувствительная бумага. Не нужно было больше самим изготовлять бумагу, ее выпускали фабрики нарезанной разными размерами, упакованной в конвертах. Как некогда готовые пластинки, так и бумага освободила фотографа от кустарной обработки сырья».

Время экспонирования фотобумаг дневного печатания под нормальным негативом составляло 25–30 мин. Поскольку в процессе их обработки не использовалось проявление, то изображение получалось только фотолитическим (т.е. образованным только под действием света) и имело некоторые особенности.

Процесс фотохимического восстановления серебра происходил только на поверхности микрокристаллов хлористого серебра. Восстанавливалось главным образом азотнокислое серебро, находящееся в избытке в растворимом состоянии в коллоидном слое. Восстановленное металлическое серебро осаждалось на поверхности микрокристаллов хлористого серебра, что приводило к образованию защитной серебряной пленки по всей поверхности микрокристалла.

Такая сложная структура в фотографической науке называется фотогалоидом. Если бумагу сразу после экспонирования отфиксировать, то изображение, состоящее из фотогалоида, получится очень вялым и будет иметь неприятный красноватый оттенок. Поэтому фотобумагу дневного печатания сразу после экспонирования сначала промывали в воде для удаления азотнокислого серебра, а затем обрабатывали в золотых виражах.

В результате этой обработки серебряное покрытие фотогалоида заменялось золотым. В зависимости от глубины обработки изображение приобретало хороший контраст и приятные оттенки — от коричневого до сине-черного. После золотого виража отпечатки фиксировали в растворе гипосульфита, долго промывали и сушили или в мокром виде подрезали по шаблону и наклеивали крахмальным клейстером на картонные паспарту.

Существовал и другой метод обработки фотобумаг дневного печатания, который использовали только для целлуидиновых и аристотипных бумаг. Экспонированный лист фотобумаги без промывки погружали в совместный раствор гипосульфита натрия и азотнокислого свинца.

В результате происходил ряд последовательных химических реакций с выделением одноатомной активной серы и образованием нерастворимого в воде сернистого свинца — вещества черного цвета. Одноатомная сера быстро взаимодействовала с фотогалоидом, превращая его полностью в монокристалл сернистого серебра, на который и осаждался сернистый свинец.

Таким образом, структура элемента, из которого состояло изображение, представляла собой кристалл: его сердцевиной являлось сернистое серебро, а оболочкой был сернистый свинец. Растворы, в которых происходит такое взаимодействие, называли вираж-фиксажами. После обработки в вираж-фиксажах отпечатки дополнительно фиксировали в растворе гипосульфита и основательно промывали.

В зависимости от длительности обработки в вираж-фиксажах можно было получать изображения различного тона. Полное вирирование давало изображения черно-серой тональности.

Тем не менее первые фотографии ранней поры в большинстве своем выцветали довольно быстро. Вот что писал по этому поводу в 1863 г. Д. Тэйлор в British Journal of Photography: «Десять лет назад изображение было превосходным, но теперь света стали желтыми, полутона — желтыми, черные места — тоже желтыми, имеется лишь незначительное различие в степени желтизны. И ничего не остается, как оплакивать былое великолепие…»

И все же до наших дней благополучно сохранились фотографии на альбуминовой фотобумаге 60-х, 50-х и даже 40-х (на соленой бумаге) гг. в безупречном состоянии. Эти фотографии хранятся в различных музеях, архивах и частных коллекциях. Идеальная их обработка и правильное хранение — тому причина.

Дальнейшее совершенствование процессов обработки фотобумаг дневного печатания происходило в двух направлениях. Первое заключалось в том, что после золотых виражей, фиксирования и промывки отпечатки дополнительно обрабатывали в платиновых виражах как для повышения их светостойкости, так и с эстетической целью. Об этом можно прочесть в мемуарах М.С. Наппельбаума следующее:

«Матовую бумагу окрашивали раствором хлорной платины с фосфорной кислотой. Этот вираж давал тон карандаша (крейтон), который напоминал рисунок. Создался даже особый стиль — «фотокрейтон». Одно это название весьма льстило нам, фотографам… Новые сорта бумаги (а их было уже много) вызывали к жизни новые приемы работы. Почти двадцать лет они находили применение во всем фотографическом мире».

Второе направление — совершенствование вираж-фиксажей. Дело в том, что сернистый свинец, из которого в основном состояло изображение, под действием света окислялся кислородом воздуха до сернокислого свинца — малорастворимого в воде вещества белого цвета, что и приводило к выцветанию отпечатков, полученных после обработки в свинецсодержащих вираж-фиксажах. В некоторых книгах по фотохимии эта реакция приводится как образец фотоокисления.

Поэтому в растворы вираж-фиксажей стали добавлять хлорное золото, что не только улучшало тон изображения, но и немного замедляло выцветание отпечатков.

Появление после 1871 г. бромжелатиновых сухих негативных пластинок и усовершенствование технологии фотобумаг дневного печатания привело к широкому распространению фотографии в мире. С этого же времени началось развитие массового фотолюбительства. Наиболее удачные фотографии и дагерротипы стали популяризировать, переводя их в графические техники методом перерисовки, и распространяя их в виде как отдельных гравюр, так и иллюстраций в периодических изданиях. Широко известен, например, графический портрет Н.В. Гоголя, перерисованный с дагерротипа С.Л. Левицкого, выполненного им в Риме в 1845 г. — писатель был снят в группе русских художников. С фотографического портрета украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко работы Г. Деньера по заказу П.М. Третьякова в 1871 г. Иваном Крамским был написан живописный портрет поэта. В этом же году Крамской создал известный графический портрет Шевченко в технике офорта.

Фотографии ранней поры, в том числе дагерротипы, иногда раскрашивали, добиваясь при этом художественных результатов. Интересных стилизаций в этом направлении добился московский фотограф Александр Нечаев. Его фотографические портреты 50-х гг. XIX в., выполненные на альбуминных фотобумагах и раскрашенные акварелью, напоминают по стилю работы выдающихся акварелистов первой половины XIX в. — мастеров камерного акварельного портрета П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Брюллова и др.

Историкам фотоискусства хорошо известно имя оренбургского фотографа Михаила Букаря, работавшего в 70-е гг. XIX в. В 1872 г. он подготовил в подарок будущему царю Александру III коллекцию фотографий народных типов Оренбургского края. Отпечатки были изготовлены на альбуминной фотобумаге и для большей достоверности раскрашены гуашевыми красками.

Говоря об истории использования фотобумаг дневного печатания в России, нельзя не упомянуть о деньеровских тетрадях — издании, которое в 1865 г. предпринял петербургский фотограф Г. Деньер. В это издание были вклеены портреты известных лиц России на альбуминной фотобумаге формата 8&1110;5 см, а подписи были напечатаны типографским способом. Всего вышло 12 выпусков. Некоторые экземпляры дожили до наших дней — фотографии в них хорошо сохранились.

В числе первых российских фотолюбителей, использовавших фотобумаги дневного печатания, была графиня Софья Андреевна Толстая. Еще в юности она брала уроки фотографии у фотографа Кукули, и первые ее портреты были выполнены на мокроколлоидных пластинках, а отпечатки она изготавливала на альбуминной фотобумаге. К сожалению, ее ранние работы не сохранились.

После замужества Софья Андреевна работала на сухих пластинках дорожной камерой 13&1110;18 см и печатала фотографии на аристотипной дневной фотобумаге. По воспоминаниям ее внучки А.И. Толстой, в периоды занятий фотографией бабушка ходила с черными ногтями из-за работы со свинецсодержащим вираж-фиксажем.

Творческое наследие С.А. Толстой составляет более тысячи бромжелатиновых негативов на стекле и приблизительно такое же число отпечатков на аристотипной фотобумаге. Среди фотографий Толстой есть несомненные творческие удачи, имеющие к тому же историческую ценность.

До конца XIX и в XX в. технологам и фотографам так и не удалось добиться безупречной светостойкости отпечатков, изготовленных на контактных фотобумагах дневного печатания, и поэтому в 1880 г. началось производство современных высокочувствительных бромсеребряных фотобумаг с проявлением, допускавших процесс увеличения.

Однако внедрение современных фотобумаг с проявлением шло медленно. Фотографы, работавшие в фотоателье, не хотели расставаться с привычными приемами работы и старыми технологиями. Поэтому аристотипные фотобумаги в России продержались до 20-х гг. XX в.

Реализация новой концепции в фотографии — маленькие негативы и большие отпечатки, появление на фоторынке малоформатной «Лейки» (1924 г.) и среднеформатного двухобъективного «Роллейфлекса» (1928 г.) окончательно вытеснило бумаги дневного печатания из употребления.

Низкая светостойкость отпечатков на бумагах дневного печатания предполагает особые требования к условиям их экспонирования на выставках. В выставочных помещениях необходимо завешивать окна черным сукном и выключать общее освещение. Фотографии должны освещаться низковольтными галогенными лампами, перед которыми необходимо установить ультрафиолетовые светофильтры и светорассеиватели. Освещенность фотографий такими источниками света не должна превышать 500–700 люкс.

Полностью или частично выцветшие отпечатки на бумагах дневного печатания можно восстанавливать и реставрировать. Восстановлением называется целенаправленное репродуцирование выцветшего или пораженного плесенью изображения в различных областях спектра на фотоматериалах разной оптической сенсибилизации и контраста.

Восстановление происходит на стадии негативного процесса. С полученного негатива изготовляется отпечаток на подходящей для длительного хранения фотобумаге, который в дальнейшем консервируется различными известными способами. Используя такой метод, можно дать старинным фотографиям новую долгую жизнь.

Возможна и химическая реставрация оригинального авторского отпечатка, но рассмотрение этих процессов требует особого разговора.

Несомненно, что фотобумаги дневного печатания сыграли свою положительную роль в фотоискусстве ранней поры. Ведь именно на них выполнено большинство произведений классиков мировой фотографии: Д.О. Хилла, Р. Адамсона, Д.М. Камерон, Л. Кэррола, С.Л. Левицкого, В. Каррика, А.О. Карелина, Г. Деньера, М. Панова, М.А. Шерлинга (ранние работы), М.С. Наппельбаума (ранние работы) и др.

Оригинальные отпечатки этих фотомастеров хорошо известны среди знатоков и коллекционеров и давно осели в государственных музеях и в частных коллекциях. Тем не менее интересы всемирно известных художественных аукционов, таких как «Сотбис», «Кристис» и «Филлипс де Пари», распространяются на дагерротипы, отпечатки на соленой бумаге и на отпечатки на бумагах дневного печатания, где они иногда продаются по пяти/семизначным ценам.

Александр ГАЛКИН


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Что есть что. Фотографическое образование в вопросах и ответах

Что есть что. Фотографическое образование в вопросах и ответах

Ситуация с отечественным фотографическим образованием напоминает лотерею. Да, среди образовательных учреждений есть отличные и компетентные, однако несведущий человек всегда может попасть в руки проходимцев
22.07.2015
Как капуста. Одежда для фотографа

Как капуста. Одежда для фотографа

На дворе лето. А значит, самое время подумать о подготовке к осенне-зимнему съемочному сезону. Отложим в сторону камеры, объективы, штативы и поговорим об одежде и снаряжении
18.06.2014
Чье предложение принять? Свадебная фотография

Чье предложение принять? Свадебная фотография

Свадебный фотограф — это не просто человек с камерой. Всего на один день он становится почти членом вашей семьи, вы доверяете ему запечатлеть одно из самых ценных событий в жизни. Как сделать правильный выбор?
19.03.2014
Мысли о будущем. Устройство фотоаппарата

Мысли о будущем. Устройство фотоаппарата

В цифровую эпоху многие узлы классического фотоаппарата претерпевают изменения, а некоторые оказываются невостребованными. Инженеры уже отказались от зеркала и механического затвора. Так ли уж нужен экран-видоискатель?
21.11.2013

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
19.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100