АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Управляющая галерей в Лондоне Анна Стоунлейк о галерейном бизнесе. Лондон по-русски

Whitespace Gallery Whitespace Gallery Whitespace Gallery Whitespace Gallery
Whitespace Gallery


Анна Стоунлейк/Anna Stonelake
Родилась в С.-Петербурге. Окончила Мухинское училище (ныне Государственная художественно-промышленная академия им. Александра Штиглица) в С.-Петербурге, изучала теологию в Университете Брюнеля в Лондоне. В 1999 г. переехала в Великобританию и в 2001 г. основала в Лондоне галерею Whitespace, в которой уже состоялось более 30 выставок и образовательных проектов с участием ведущих российских современных художников и фотографов, таких как Дмитрий Пригов, Комар и Меламид, Олег Кулик, Сергей Братков, Ольга Чернышова, Борис Михайлов и мн. др. Кроме русских авторов галерея работает с такими известными западным, как Мартин Парр, Юрген Теллер, Антанас Суткус и др.

16.04.2008

Художественная галерея — это не супермаркет, где фотографии и картины, как товары, разложены на полках. Это музей, исследовательский и образовательный центр одновременно, посредник между автором и покупателем. На вопросы F&V отвечает Анна Стоунлейк, управляющая собственной галереей в Лондоне
Интервью Евгения ЕМЕЦ
Лондон, март 2008

Как и почему вы начали заниматься галерейным бизнесом?
— Я училась дизайну интерьеров в Мухинском училище. Поскольку это академическая школа, подразумевалось, что в течение пяти лет студенты проводят много времени, изучая живопись. Так я получила художественное образование. Кроме того, вращаясь в питерской среде дизайнеров и художников, я всегда понимала, что разные направления в искусстве очень тесно связаны, и для меня переход от занятий академическим искусством к дизайну стал вполне естественным. А в галерейный мир я пришла неожиданно, переехав в Лондон. Никогда не думала, что буду заниматься работами и карьерой других художников, но это произошло довольно органично.

Как получилось, что основной упор в работе Whitespace Gallery сделан на русское искусство? Какая была самая первая выставка в галерее?
— Первой я сделала выставку художников-митьков в 2000 г. В то время такого понятия, как современное российское искусство, здесь еще не существовало. Тогда был взлет цен на достаточно унылое академическое искусство. Впоследствии эта мода прошла, и возникла пустота, полное отсутствие информации. Поэтому для меня важно было разработать программу показов работ художников, которые были неизвестны в Лондоне, таких как Олег Кулик или Илья Кабаков. Осуществлять целенаправленную программу галереи я начала в 2001 г. С самого начала для меня была важна связь с институциями, с музеями. Поэтому уже на первую выставку я пригласила кураторов из Музея Виктории и Альберта. Они приобрели работу Дмитрия Шинкарева для коллекции музея. Это привлекло большое внимание, хотя коммерческого интереса к современному искусству еще практически не было. Здешняя публика, ни русская, ни британская, вообще не понимала, какие могут быть цены на эти работы. В то же время я познакомилась с Дмитрием Приговым, к сожалению, ныне покойным. И он обратил мое внимание на московское искусство. Благодаря друзьям-критикам, в частности Дмитрию Барабанову, я познакомилась со многими художниками. Многие проекты делались совместно с музеями. К примеру, была большая выставка в лондонском Музее Фрейда в 2002-2003 гг., где экспонировались работы Тимура Новикова, Олега Кулика, Георгия Острецова. Далее была выставка Ольги и Александра Флоренских в Архитектурной ассоциации. Параллельно я делала выставки в галерее.

Оглядываясь назад, можете ли вы сказать, насколько оправдались или не оправдались ваши ожидания относительно галереи?
— Пока еще сложно делать выводы. Думаю, что упорство, с которым я работаю, принесло плоды. Ведь была проведена большая кураторская работа. Я всегда старалась поддерживать интерес со стороны музеев, специалистов. В этом плане ожидания оправдались. Галерею знают, и к нам идут. Я посвящаю много времени и энергии тому, чтобы выставки соответствовали уровню лондонской аудитории, пресыщенной информацией. Думаю, что оправдались и ожидания в отношении фотографии. Также у нас много контактов с западными фотографами, которым интересно выставляться здесь. Сейчас для галерей, занимающихся русским искусством, сложилась непростая ситуация. Существует конкуренция с аукционами, которые провоцируют взлет цен на современное искусство. Во многом этот интерес поддерживается русскими. Поэтому важно понять, что должна делать галерея, чтобы отличаться от аукционного дома и привлекать внимание коллекционеров.

А каких правил должна придерживаться галерея, чтобы быть успешной и выделяться на рынке в ситуации конкуренции?
— Мне кажется, что, прежде всего, важна индивидуальность. Сейчас появилась тенденция, как среди фотографов, так и среди галерей, следовать одному определенному веянию. И поэтому особенно ценится, когда галерея осуществляет свой индивидуальный проект. Нужно чувствовать и опережать время, должна быть интуиция в отборе работ, и, в конце концов, это приведет к успеху.

Расскажите о самом ярком событии в вашей работе.
— Я думаю, что таких случаев в моей практике было два или три. Но каждый раз подобные яркие впечатления — это, прежде всего, результат общения с художниками, ведь работа над выставкой совместно с автором дает огромную энергию. Мне вспоминается приезд Бориса Михайлова, когда я организовывала его лекцию в Национальной портретной галерее, в рамках ярмарки Photo London. Мы провели с ним весь день, я переводила его лекцию, и меня очень вдохновило и общение с ним, и его видение — как он смотрит на людей, когда идет по улице. В какой-то степени мне это помогло в формировании творческого и кураторского видения. Еще одно запоминающееся событие — акция, которую придумал Георгий Острецов. Это была международная выставка под названием «Контроль демократии», демонстрация возле Парламента, процессия от Парламента до галереи, с лозунгами и перформансом.

Были ли в вашей практике неудачи, и как вы с ними справлялись?
— Понятие неудачи всегда связано с компромиссом: Могу привести в пример одну из последних выставок казахского художника Рустама Хальфина. Это была немного провокационная выставка. А наше галерейное пространство находилось в церкви Св. Петра, поэтому пришлось заменить кое-что из работ. Выставка всегда должна быть адаптирована к пространству. Более опытные кураторы выходят из подобных ситуаций, заранее выбирая работы.

Какие люди чаще всего покупают фотографии?
— Прежде всего, это коллекционеры, которые уже много лет собирают фотографии, и у них может быть своя тема коллекции. Зачастую это люди, которые свободно путешествуют: сегодня они могут быть в Лондоне, завтра — в Париже, послезавтра — в Сан-Паулу. Они готовы сами идти в мастерскую фотографа, общаться с ним. Возраст этих людей от 45 до 50 лет, и коллекционируют они уже лет 10-20. В наше время начинают собирать уже в возрасте 20 лет. Все зависит от того, когда ты готов потратить первые 500 долларов на фотографию. Есть коллекционеры, которые видели уже очень много, и для них очень интересно то, что я привожу из России, Литвы, Грузии. С другой стороны, им тоже сложно ориентироваться в ценах на эти фотографии. Русская фотография, за исключением работ Браткова и еще нескольких авторов, вошедших в контекст современного искусства, не обладает пока весом и стабильностью на международном рынке. Но есть много начинающих коллекционеров, которые иногда покупают что-то на ярмарке или на выставке. Таких людей очень много было на выставке фотографий Тарковского. Можно сказать, что один или два из десяти покупателей будут начинающими коллекционерами. Мы поддерживаем длительные отношения с коллекционерами. Ведь если они начинают покупать определенного автора, им интересно как развитие творчества самого художника, так и его проектов в программе галереи, а также его участие в других выставках. К тому же существуют музейные коллекции. Как для галереи, так и для автора очень престижно, если работа попадает в такую коллекцию.

Как вы формируете круг покупателей и находите новые контакты? Используете ли вы рекламу, участвуете ли в ярмарках и выставках?
— Мы всегда уделяем много внимания как самим выставкам, так и представлению художников. И это дает свои результаты: последние выставки очень хорошо освещались в прессе, и многие новые контакты пришли через галерею. Помимо этого мы постоянно посещаем ярмарки, те, в которых не участвуем. Мы активно общаемся, проводим консультации для коллекционеров. Важно участвовать в ярмарке, которая престижна и для галереи, и для художника. В прошлом году мы были на Photo London, а в следующем — будем участвовать в Paris Photo (на последнем Paris Photo я делала презентацию книги Тарковского). Но надо сказать, что большая часть клиентуры сформировалась за счет мероприятий, которые мы организовывали самостоятельно. В прошлом году мы делали акцию с журналом Frieze. Это был вечер, организованный для коллекционеров, где Дубосарский и Виноградов писали картину для благотворительной акции, чтобы помочь одному московскому художнику, и одновременно мы показывали видео Дагласа Гордона.

Хорошо ли продаются работы русских авторов за рубежом?
— Да, публика очень интересуется русской фотографией, и цены стабильны. Но нам очень важно показать индивидуальность автора — есть только один Борис Михайлов, один Андрей Тарковский, одна Оля Чернышова. Эти художники не следуют какому-то течению, каждый из них уникален.

Насколько прибылен для вас галерейный бизнес, галерея окупает себя?
— Прежде всего, надо понимать, что галерейное дело устроено так же, как и любой другой бизнес. Но надо помнить, что это также бизнес, который требует вложений и не приносит отдачи сразу же. Многое зависит от направления: если продаются графические принты Дэмиена Херста, это тоже можно назвать галерейным бизнесом, но мы понимаем, что речь идет о перепродаже объекта. Галереи всегда стараются сохранять баланс вторичного (когда галерея продает работы Энди Уорхола или сотрудничает с другими галереями) и первичного рынка. Важно, чтобы выставки и проекты окупались, но иногда это не происходит мгновенно. Приходится зарабатывать деньги другим способом, но тоже связанным с искусством. В галерейном бизнесе нужно быть готовым к тому, что могут настать тяжелые времена. Самое важное — это выстоять первые годы, ведь никто не застрахован от ошибок. Интересно, что в Лондоне людям свойственна некая гибкость в отношении к своей деятельности. Они могут закрыть галерею, заняться чем-то другим, а потом, через несколько лет, открыться снова, в новом качестве, с новыми партнерами.

Какие можно проследить традиции в британском галерейном бизнесе? Какие существуют тенденции на рынке фотографии?
— Наибольшей популярностью пользуются крупноформатные, постановочные работы, которые, как правило, выливаются в большие серии и проекты. Для коммерческого успеха важно, чтобы фотографии были сравнимы с живописью, с большими инсталляциями, чтобы они были выстроены в концептуальном плане. Кроме этого, тираж работ должен быть небольшим и аккуратно соблюдаться. Что касается репортажной фотографии, то пока очень сложно оценить ее с коммерческой стороны. Все же основная тенденция — вjдение фотографии в контексте современного искусства. Поэтому крупные галереи выставляют фотографию в ее широком понимании, а не как узкое направление или как технику. Но и это тоже всего лишь одна из тенденций, ведь если у галереи есть свое направление, то и выставки будут строиться определенным образом. В конце концов, в Лондоне достаточно широкий выбор, и на разные проекты существует своя аудитория.

Как происходит выбор авторов, с которыми сотрудничает галерея? Какими принципами вы руководствуетесь в работе с фотографами?
— У меня есть один недостаток — я всегда беру много работ, когда решаю делать выставку какого-либо художника. Для меня важно, чтобы выставка фотографии читалась в местном контексте, чтобы она была понятна и востребована искушенной лондонской аудиторией. Поэтому я каждый раз работаю над тем, чтобы понять автора, его уникальный взгляд. Для этого иногда надо из двухсот фото отобрать несколько, которые выстраиваются в историю, соединяющую интересы автора, проблематику работ, эстетические потребности зрителя. Хороший пример — выставка Андрея Тарковского. Это был бесспорный успех, отмеченный в мартовском номере журнала Frieze. Поляроиды Тарковского, которые здесь не многие знали, имеют сейчас очень важное историческое и эстетическое значение. Они отвечают моменту поиска, возврата к эстетике и философии 70-х. На выставку пришли люди, которые знают и любят его фильмы, которые следили за его творчеством в 80-е гг. Но пришло также и очень много молодых людей. Я очень часто обращаюсь к исторической фотографии, но при этом пытаюсь вписать ее в контекст современного искусства.

Чувствуете ли вы, что есть разница, когда работаете с русскими и зарубежными авторами? В чем это выражается?
— Мой опыт работы с западными фотографами показывает, что они очень организованы, кроме того, часто у них есть сопутствующий коммерческий проект. К примеру, Юрген Теллер легко переходит от коммерческого фэшн к арту, преуспевая в обоих направлениях. Стивен Гилл очень много работает и обладает невероятной энергией. Хотя он снимает для таких журналов, как Guardian, больше внимания уделяет своему художественному проекту. Основная разница в том, что западные авторы, как правило, более уверены в себе. Наверно, это связано с тем, что здесь больше возможностей для фотографов, чем в России.

Расскажите вкратце о ваших ближайших планах. Чего ожидать зрителю?
— Прежде всего, для меня важно продолжать работать с теми авторами, с которыми уже сложились отношения, в том числе и из России. Кроме этого, мне интересно выставлять молодых художников, которые здесь учатся и живут. Ведь ценность Лондона заключается как раз в том, что сюда стекается множество талантливых людей, а мне интересен результат их работы. Я планирую больше внимания уделять фотографии, потому что, как бы странно это ни прозвучало, в Лондоне не так много фотографических галерей. Ограничиваться работой с одной только фотографией, наверное, не следует. Но хочется создать архив, чтобы люди приходили посмотреть не только текущую выставку, но и работы тех авторов, чьи выставки проводились раньше. Отдельное направление — это работа с архивами. Нужна своего рода кураторская смелость, чтобы рядом с произведением известного художника выставить что-то совсем неизвестное, но имеющее важную эстетическую и историческую ценность.

Поясните, пожалуйста, что такое кураторский проект и чем он отличается от обычных проектов?
— Хороший пример — это выставка «Being Beauties», комплексный тематический проект. Мы специально подбирали авторов, и здесь представлены как молодые, так и известные имена: Мартин Парр, Дэвид Голдблат, Юрген Теллер. Но основой этого проекта служит архив фотографий, созданных во время подготовки к конкурсам красоты в Петербурге, который был найден в Париже, а потом перекочевал в коллекцию в Лондоне.

Какую выставку мы увидим в ближайшее время в Whitespace Gallery?
— Мы сейчас переезжаем в новое помещение в самом центре Лондона, в район Сохо. Это место обладает большим потенциалом: рядом колледж Saint Martins, вокруг множество хороших книжных магазинов и кафе, под нами — фотографический магазин. Первая выставка, которой мы открываем галерею в конце мая, — это персональный проект винтажных работ Антанаса Суткуса.
F&V

Дополнительная информация: www.whitespacegallery.co.uk




КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Арт [ вся лента... ]

Техника [ вся лента... ]

Практика [ вся лента... ]

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

Самат Гильметдинов: «Я хочу призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы»

29.04.2016
Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Изменение видимого. Фотографическая монотипия

Скрадывая детали и выявляя движения, монотипия подчеркивает суть сюжетов и помогает создать неповторимый отпечаток
18.11.2015
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

18.11.2015
От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария

Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее
18.11.2015

_вне_рубрикатора_ [ вся лента... ]

Специальное приложение к журналу Foto&Video № 12 2009 Sony Alpha

Специальное приложение к журналу Foto&Video № 12 2009 Sony Alpha


Постные мысли

Постные мысли

Уже больше года веду колонку «Постных мыслей», и сейчас в этом номере, который попадет в руки посетителей «Фотофорума- 2009», хочу высказать крамольную, обидную и даже оскорбительную для подавляющего большинства мысль — отечественные фото- графы не умеют снимать, не умеют работать, у них нет вкуса.
17.03.2009

Постные мысли

15.08.2008
Постные мысли

Постные мысли

12 июня 2008 г., в День независимости России, я спустился в подземный переход около входа на станцию метро, расположенного в одном из спальных районов на юге Москвы, и купил в обычном киоске портрет нового президента Российской Федерации Дмитрия Медведева за 30 (тридцать) рублей
14.07.2008

Читательский конкурс [ вся лента... ]

«Коллаж»

«Коллаж»

Альтернативная реальность
18.11.2015
«Черно-белая фотография»

«Черно-белая фотография»

Точный инструмент
24.09.2015
«Пейзаж»

«Пейзаж»

Жанр для раздумий
22.07.2015
«Дрон: автоматизированное изображение»

«Дрон: автоматизированное изображение»

Дронофото
21.05.2015

Foto&Video представляет [ вся лента... ]


Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
28.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100