АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

В память о погибшем на Украине журналисте Андрее Стенине МИА «Россия сегодня» выпустило альбом его работ



12.08.2015

// Текст и фото предоставлены МИА «Россия сегодня» //

Альбом фоторабот Андрея Стенина «Зона конфликта», подготовленный коллегами Андрея в МИА «Россия сегодня», вышел в свет в День памяти журналиста и в годовщину его гибели на юго-востоке Украины 6 августа 2014 года. Друзья и коллеги Андрея при составлении альбома обратились к колоссальному фотоархиву Стенина и его личным записям. В альбом «Зона конфликта» вошли 168 фотографий Андрея Стенина, снятых им в период с 2010 по 2014 год во время работы фотокорреспондентом в разных странах, включая Украину, Ливан, Сирию, Египет, Турцию, Ливию и Киргизию.

Стенин начинал в журналистике как пишущий репортер. Выбрав позже профессию военного фотожурналиста, он продолжал емко и мощно писать о войне, но уже для себя. Фрагменты из автобиографии Андрея Стенина, его военных дневников и публикаций в социальных сетях вошли в «Зону конфликта» в качестве комментариев к каждой из глав альбома, посвященной отдельной стране.

«Фотографии Андрея Стенина — всегда открытие. Его жизнь оборвалась мгновенно, но его фотографии останутся навсегда», — отметил в предисловии к альбому Дмитрий Киселев, генеральный директор МИА «Россия сегодня».

Из дневников Андрея Стенина и его публикаций в социальных сетях:

* 20 июня 2014 года. «У нас периодически бомбят, и самые трусливые бегут в бомбоубежище, т.е. просто пустой и мрачный подвал, где на столе горит одинокая свеча. А там по ночам спит инженер связи. Его первая командировка. Спать в жутком подвале для него приятнее, чем в номере, который иногда потряхивает. Прозвали его Дракулой».

* 22 июня 2014 года. «Хозяйке на заметку. Когда так: фью-бух — это мина или снаряд пролетели мимо и разорвались позади. А так: бух-фью — это мина взорвалась рядом, разлетелись осколки, а вы сидите в блиндаже и курите сигаретку. И еще свежая примета: если случайно задели ногой фотоаппарат или камеру, обязательно коснитесь ее рукой, будто извиняетесь. Иначе она сломается в самый неподходящий момент».

Андрей Алексеевич Стенин (1980—2014), российский фотограф, специальный фотокорреспондент Объединенной дирекции фотоинформации МИА «Россия сегодня. Погиб 6 августа 2014 года на юго-востоке Украины при выполнении редакционного задания. За мужество и героизм, проявленные при исполнении профессионального долга, Андрей Стенин был награжден Орденом Мужества РФ посмертно.

Мастерство Стенина, специализировавшегося на съемках военных конфликтов, высоко оценено. Дважды его работы побеждали на конкурсе «Серебряная камера». Фоторабота Андрея Стенина, снятая в зоне конфликта на востоке Украины в 2014 году, стала лауреатом международного конкурса Picture of the Year International (POYi).

22 декабря 2014 года МИА «Россия сегодня» учредило международный конкурс фотожурналистики памяти Андрея Стенина. Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина, проводимый агентством под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, ставит своей целью привлечь общественное внимание к задачам фотожурналистики и поддержать молодых фотографов в их стремлении к профессиональному мастерству.

ЦИТАТЫ КОЛЛЕГ И ДРУЗЕЙ АНДРЕЯ СТЕНИНА О НЕМ КАК ДРУГЕ И ПРОФЕССИОНАЛЕ

Специальный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Илья Питалев: «Андрей был бесстрашным человеком, хотя нельзя сказать, что он был неосторожен в каких-то ситуациях. Он всегда держался немного особняком, но, в то же время, всегда было ясно, что он в любой момент может прийти на помощь, если эта помощь кому-то понадобится. Он был очень надежным человеком. Эти качества: целеустремленность, бесконечный интерес к происходящему, неравнодушие, безусловно, привели бы его к вершине в профессии, если бы не этот черный день в том августе».

Специальный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Валерий Мельников: «Поездки в зону конфликтов всегда отнимают много сил и душевной энергии. Отчуждение и внутренняя пустота — это все, что остается у человека после работы в таких местах. Конечно, если цинизм еще не совсем прожег твою душу. Андрей таким не стал. Такими не были и его фотографии, где бы он ни работал — в Египте или Сирии, Киргизии или Ливии. В военной фотографии очень важен близкий, практически личный контакт с происходящим, с участниками конфликта. Без этого она невозможна. Потом была Украина. В начале августа неожиданно связь с Андреем оборвалась. Конечно, была надежда на то, что он жив, что все обойдется. Сегодня надежды больше нет. Андрей подошел к войне так близко, насколько это было возможно. Посмотрите его последние фотографии и, быть может, кроме войны, вы увидите то, что запомните навсегда».

Специальный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Евгений Биятов: «Впервые я увидел фотографии Андрея в 2010 году. Я только начинал что-то осмысленно снимать, искал для себя какие-то ориентиры. Одними из первых работ современных фотографов, которые произвели на меня впечатление, были фотографии Андрея Стенина, сделанные в Киргизии — толпа людей в спортивных костюмах держит на руках раненого, а в луже крови рядом отражаются силуэты. Не знаю почему, но именно эта фотография запомнилась мне, даже не своей натуралистичностью, скорее впечатлением того, что ты находишься внутри этого события, чувствовалась какая-то безысходность и понимание того, что время невозможно отмотать назад, что-то поменять. Когда я начал сотрудничать с агентством, часто смотрел съемки Андрея, во-первых, все это было ново и незнакомо для меня: суды, беспорядки, войны, во-вторых, здесь была своя стилистика съемки и обработки изображений. У Андрея была интересная особенность, которая, наверное, и позволяла ему делать фотографии “изнутри” события. Он был незаметен, не выделялся среди события. Однажды мы должны были вдвоем снимать митинг, а я должен был передать что-то из редакции Андрею перед съемкой. Мы созвонились и встретились в начале колонны. Мы обменялись буквально парой фраз, затем я на мгновение отвернулся, а когда возвратил свой взгляд на место, где стоял Андрей, его уже не было. Для меня до сих пор остается загадкой, каким образом он так быстро сливался с толпой».

Доцент кафедры фотографии ИГУМО Мария Ващук (в 2007—2013 годах — руководитель отдела фотокорреспондентов редакции фотоинформации РИА Новости): «Смерть — это то, с чем невозможно смириться. Но, к сожалению, как бы дорог нам ни был человек — постепенно, со временем, образ стирается. Ужасно, что с каждым годом мы будем вспоминать все меньше — и это не наша вина. Андрей был для меня человеком моего круга — мы работали вместе очень долго, и я много раз переживала за него — когда он терялся, когда лез в самое пекло, когда отстаивал свою точку зрения, заступалась за него — когда его судили за выполнение своей работы и когда награждали — за нее же. И мне так стыдно, что все, что я могу про него вспомнить сейчас, — я сказала уже год назад… Но откуда взяться новым воспоминаниям, когда нет новых событий? В этом самая большая несправедливость смерти — она лишает нас живого образа человека. Остаются только воспоминания, перетасованные снова и снова, и смысла в них все меньше и меньше… Именно поэтому мне кажется, что конкурс имени Андрея — это очень правильная возможность сохранить его имя. Хотя сам он конкурсы не любил, в них не участвовал и, наверное, презрительно покрутил бы у виска, узнав про это. Но этот конкурс важен для нас — чтобы было, что помнить. Но как мне хотелось бы, чтобы конкурса такого никогда не было… Это самое главное, что я буду вспоминать каждый раз и каждый год».

Специальный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц: «Об Андрее вообще сложно судить только по человеческим или только по профессиональным качествам. Есть такой штамп: талантливый человек талантлив во всем. Так вот это про Андрюху. Он и снимал гениально, когда, вглядываясь в его фотографии, ты понимал, что это война всматривается в тебя. Пробирая до печенок, до дрожи в коленях, до железного зубовного скрежета. И не важно, кто в кадре — военный, ребенок или животное. У него не было снимков без эмоциональной нагрузки. “Фотография должна что-то говорить человеку”, — сказал он мне как-то на развалинах разрушенного христианского храма в египетской Минье. Его фотография всегда была “говорящей”. И, казалось, давалось ему это легко. С такой же кажущейся непринужденностью из-под пера Стенина выходили совершенно потрясающие дневниковые записи о войне. Наполненные сарказмом, самоиронией, неповторимой стилистикой и отличным русским языком. Почитайте его тексты из Славянска — в такой легкой юморной форме он рассказал все о войне, о работе журналиста, о фронтовом менталитете человека... Без лишнего пафоса и понтов, честно и смешно.

А какие он делал шашлыки! В осажденном Славянске у нас не было альтернативы кухне на углях — ни света, ни воды. Каждый вечер мы встречались у мангала, и каждая съемочная группа в порядке строгой очереди готовила ужин. Кто-то лучше, кто-то хуже, кому-то и вовсе стоило бы пропустить свою очередь. Кулинарный шедевр Стенина равнодушным не оставил никого. И вроде бы никаких хитростей. Ну... как с фотографией — вроде бы снимали с одной точки, а у тебя не то.

Конечно, Андрюха был верным товарищем, другом. Но компанейским человеком он никогда не был. Если ты входишь в толпу исламистов у площади Рабия аль-Адавия в Каире рядом со Стениным, ты уже знаешь, что через пять минут он растворится в этой живой массе. И встретитесь вы за ужином в отеле. Или в полицейском участке. В экстремальных условиях Андрюха работал внешне совершенно хладнокровно, но сорвиголовой не был. По крайней мере, до какого-то момента. Я часто привожу этот эпизод как пример. В Славянске Андрей долгое время жил один на съемной квартире. Пока в соседний подъезд не влетела ракета “Града”. Андрей прискакал туда ночью, помогал мужику вытаскивать из-под завалов погибшую жену. Долго сидел, курил вместе с ним. А потом собрал вещи и пришел к нам, в гостиницу: “Сашок, я поживу у тебя”. У меня как раз пустовал диван в большой комнате, на котором Стенин и поселился на какое-то время. После гибели ребят с “России” — Антона Волошина и Игоря Корнелюка — мы сидели на этом диване перед экраном ноутбука. Андрюха снова и снова просил меня проиграть кадры минометного обстрела. В комнате висел удушливый смог от антикомариных спиралей — “соколы Коломойского”, как называли мы назойливых насекомых, в этих местах особо свирепы. За окном тарахтел бензиновый генератор — единственный источник электричества в городе. От него по балконам расползались провода удлинителей (главное — не включать два чайника одновременно). На экране мелькали дерганые кадры: взрыв, черный дым, гусеница броневика, снова взрыв...

— Андрюх, шестой раз уже смотрим. Что ты там хочешь увидеть? — снова запустил я страшный ролик.

— Хочу понять, что они сделали не так, — выдохнул две струйки дыма через нос Андрюха. — Чтобы самому так не попасть...

Он всегда пытался просчитывать риски, минимизировать их. Но это сложно сделать, когда чувство опасности притупляется, перестает напоминать о себе слабостью в ногах, внезапной тахикардией или болью в висках. Страх — полезное чувство, помогающее избежать многих неприятностей. Я не видел Андрея в последний месяц его работы на Донбассе, мы переписывались в “Фейсбуке”. Было понятно, что он устал. Но уговаривать его вернуться было бесполезно. Он мог месяцами сидеть в командировке, будь то Египет или Сирия, пока не поймет, что сделал то, ради чего приехал. Тот кадр, который “отобьет” поездку — не деньгами, а моральным, профессиональным удовлетворением. Он очень любил свою работу. И любил делать ее хорошо».

Военный корреспондент «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин: «Стенин всегда считал, что любым информационным потоком с войны люди рано или поздно перегружаются и говорил, что настал этап, когда будут смотреть только горящие здания, а развалины уже не интересны. В этом была профессиональная мудрость. У меня не было никаких ощущений, когда мы с ним прощались возле гостиницы в Славянске. Не было предчувствий, уже потом я перечитал свои рассказы и понял, что все предчувствия были высказаны в них».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В МИА «Россия сегодня» вручили призы конкурса имени Андрея Стенина

В память об Андрее Стенине, специальном фотокорреспонденте МИА «Россия сегодня»

Джейсон Эшкенази: «Сейчас фотография — это весь мир, и каждый в нем — фотограф» / Конкурс фотожурналистики им. Андрея Стенина

Григорий Дукор: «Фотография шагнула в Россию» / Конкурс фотожурналистики им. Андрея Стенина

Наталья Ударцева: «Яркая фотография — это прежде всего яркая личность» / Конкурс фотожурналистики им. Андрея Стенина

Следите за новостями на страницах Foto&Video в Facebook и «ВКонтакте».


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме


Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
16.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100