Фестиваль «Золотой дельфин – 2008»; Москва. В поисках золота
Фестиваль «Золотой дельфин – 2008»; Москва. В поисках золота
Денис Палбиани/Denis Palbiani, Италия
Первое место в номинации «Широкий угол»
www.denispalbiani.com
16.04.2008
Дайвинг — недешевое хобби состоятельных людей. Однако на практике получается, что не стоимость снаряги и фототехники определяет успех подводной фотографии, а все тот же пресловутый человеческий фактор, который сложно измерить условными единицами
Текст Владимир ГУДЗЕВ
(инструктор подводной фотографии CMAS*, член жюри фестиваля «Золотой дельфин — 2008», www.dive-in-photo.ru)
Московский международный фестиваль «Золотой дельфин». Вдумайтесь, как это мощно звучит! А все начиналось в 2001 г., когда в столичном «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре прошел Первый всероссийский фестиваль подводной фотографии. На нем и были в основном фотографии — и не было бесчисленных торговых рядов и развлекательных шоу.
Основу этого фестиваля заложила деятельность Центра подводных фотографов России и его главного спонсора — 11-й Московской типографии под руководством Геннадия Груця, человека, влюбленного в подводную фотографию и готового потратить на нее приличные деньги. Конечно, были и другие спонсоры. Конечно, была информационная поддержка. Конечно, была поддержка Конфедерации подводной деятельности России.
Представьте себе помещение «Фотоцентра» и много-много подводных фотографий разных форматов, от щитов с 5-6 любительскими снимками (из семейного альбома) до великолепных, по-настоящему профессиональных изображений, представленных продвинутыми любителями и несколькими профессионалами. Как мне тогда показалось, этот фестиваль всколыхнул очень большую часть российской подводной фотообщественности. На нем не было каких-то обидных раздоров, принципиальных неучастий и проч. Все, кто смог и кто знал, принесли лучшие работы из своих достижений. И все это увидела не только ныряющая публика, но и простые зрители. Многие из тех, кто помнит этот первый, почти домашний фестиваль, до сих пор считают именно его самым лучшим, самым полезным.
Ну, вот прошло достаточно много времени, и с 14 по 17 февраля 2008 г. в «Гостином дворе» состоялся очередной, уже международный фестиваль, который несколько лет назад стал называться «Золотым дельфином». Гигантское помещение, десятки стендов дайверских компаний, развлекательные мероприятия, мастер-классы, семинары, много народу. Все очень пафосно, интересно, красиво.
Спустившись направо от входа по красивой мраморной лестнице «Гостиного двора», можно было увидеть экспозицию подводной фотографии фестиваля. На первом плане — около сотни снимков большого формата — так называемая внеконкурсная программа, т.е. любой желающий подводный фотограф с амбициями и средствами мог разместить здесь некоторое количество своих фотографий, заплатив 100 евро за одну работу. Надо сказать, что желающих было больше десяти.
Далее можно было увидеть уже конкурсную фотоэкспозицию. Появлению ее предшествовала достаточно серьезная организационно-техническая работа. Подводные фотографы почему-то люди не очень активные, и для того чтобы кто-то из них прислал свои работы, надо было многократно напомнить, подтолкнуть.
Система отбора на фестивале была следующая. Принимались и регистрировались все фотографии, удовлетворяющие заявленным техническим требованиям (т.е. формат 30х45 или 30х40 см и не выставлявшиеся ранее). Прислано было более 400 фотографий от более чем ста участников. В заранее назначенный день к работе приступило жюри.
Темы были следующие: «Обитатели подводного мира», «Широкий угол», «Макро», «Человек и подводный мир», «Пресная вода», «Черно-белая фотография». Также определялись «Гран-при» и «Фотограф года». Все фотографии предъявлялись секретариатом членам жюри так, что они не могли узнать автора снимка.
Определяя фотографию, достойную Гран-при, члены жюри исходили не только из технического уровня представленной работы, но, прежде всего, из наличия идеи в снимке, ее эмоционального воздействия, настроения в кадре. Все это достаточно сложные категории, которые не всегда могут быть однозначно объяснены. Но один снимок, как потом выяснилось, принадлежащий Ольге Каменской, довольно быстро завоевал симпатии всех и в итоге был определен как победитель.
Российский «Фотограф года» выбирался из тех авторов, максимальное число работ которых прошло предварительный отбор и стало частью итоговой экспозиции фестиваля (которая состояла из двухсот изображений). Таким образом, как бы оценивался общий уровень мастерства фотографа, а не качество одного снимка. В результате победил Сергей Ильин.
После всех бурных обсуждений в жюри было интересно с друзьями — подводными фотографами пройти по уже действующей экспозиции фестиваля. Все смотрелось очень достойно. Хотя и были предметы для спора. И это замечательно! В ходе активных дискуссий я пытался понять психологию наших подводных фотографов и тенденции развития подводной фотографии в нашей стране.
Как мне представляется, уровень отечественной подводной фотографии к этому «Золотому дельфину» по сравнению с фестивалем прошлого года вырос несильно. Не было знаковых фотографий, таких, которые однозначно заставляли сказать: «Ах!» или «Черт возьми, как же он это сделал?!». Видимо, непросто за год создать достойную фотографию настоящему мастеру, да и судит он себя строго. (Интересно, что по статистике число людей, увлекающихся подводной фотографией, не так уж и мало: издательский дом «Фиш-пресс» провел на фестивале анкетирование посетителей, и оказалось, что из более чем шестисот опрошенных — среди которых были и дайверы, и подводные охотники, и фридайверы — под водой фотографируют 17 процентов.).
Уровень зарубежных подводных фотографий в экспозиции этого года, по-моему, превосходил уровень российских, несмотря на то, что мощных кадров из-за рубежа было в этот раз прислано меньше, чем в прошлые годы. И это видно по количеству призов, которые с досадой приходилось отправлять за границу.
Фотографии Палбиани завораживают и притягивают, в них все как надо: они и обработаны классно, и выпадают из общего уровня представленных работ (говорят, что Денис Палбиани до сих пор фотографирует на пленку). Один снимок со скатами чего стоит: и камера чуть наклонена, и момент взмахов в противофазе выхвачен мастерски. А чтобы так снять черепаху, надо быть технически готовым.
При желании достаточно легко «прицепиться» к технической недоведенности многих наших фотографий, в том числе призовых. Есть пересвеченные участки, есть неоправданно глубокие тени (и на снимке Гран-при тоже). Эти недостатки, по-моему, могут быть легко исправлены в Photoshop`e, но — не сделано.
Другие же фотографы, дорвавшись до компьютерных технологий, почти забывают о том, что есть живая фотография и естественность восприятия. Почему-то многим кажется, что если они «как следует крутанут» контрастность, яркость, насыщенность, применят фильтр резкости, то их фотография станет лучше. Увы, это не так.
Смотришь на такие работы и понимаешь, что здесь нет искусства фотографии и нет даже искусства Photoshop'а, а есть просто фотоиздевательство над естественностью снимка. Берется какой-то участок воды, и на нем все частицы уничтожаются. И вот такой прилизанный снимок посылают на фестиваль.
Я понимаю, что не все фотографы в совершенстве владеют тонкостями фоторедактирования. Но уж лучше тогда ничего не делать. Меня втягивают в дискуссию, что доводка снимка требует уйму времени и денег, что мастеру программы Photoshop в лаборатории надо платить около тысячи рублей в час. А кропотливая работа над снимком требует нескольких часов. Жаба душит даже тех, у кого есть средства. Они не могут представить, что за подготовку одной фотографии надо отдать от 5 до 8 тыс. руб. И на эту тему разговор возникал многократно.
Главное, что у большинства фотографов совершенно нет представления о том, что сделанный снимок во многих случаях желательно кадрировать, убирая лишнее и усиливая акцент на сюжетно важной части. Очень во многих случаях кадр, как в техническом отчете, печатается так, как он был сделан. А уж о том, чтобы сделать технически добротный снимок, в котором бы чувствовался объем, нет и речи.
Редко увидишь кадр, где представлен передний, средний и дальний план с разделением по цвету и свету. С водой многие фотографы обращаются достаточно вольно. Фактуру ее передать трудно. Для этого надо снимать не сверху вниз, а хотя бы горизонтально или чуть снизу вверх.
На что я еще обратил внимание? Большинство фотографов свято верит, что чем дороже у них фототехника, тем кадры лучше. У продвинутых любителей, конечно, заметна связь дорогого технического оснащения и качества снимка приближением его к области искусства. Но, внимательно изучив большинство фотографий экспозиции, я бы осмелился сказать следующее: «Уважаемые фотолюбители! Подавляющее большинство всех снимков в этих ситуациях и с этими объектами и такого качества я мог бы сделать, пользуясь весьма простой фотоаппаратурой, к примеру, Sea&Sea DX-1G с широкоугольной насадкой и внешней вспышкой. Хотя это было бы непросто». Но этой фразой я хочу намекнуть на то, что все-таки главную роль играет умение видеть кадр и объект. Остальное приложится.
Самая больная тема во время дискуссий была следующая: «почему у меня остались две самые слабые фотографии, а у другого — три самых сильных?». А тот говорит наоборот. Почему, почему: Как можно ответить на это? Решение принималось коллегиально — это во-первых, а во-вторых, зачем было посылать слабые фотографии, а не три самые сильные?!
Вообще выбор фотографий — дело непростое. Например, в своем снимке одни видят некую тонкую философскую сущность, которую даже после объяснения трудно понять. Естественно, такая фотография может быть не понята членами жюри. Другие думают, что именно они сняли что-то уникальное, чего никто не видел в мире. И мы видим множество «уникальных» голожаберников, которых, на самом деле, снимали уже тысячи фотографов. Все должны сильно удивиться и признать это шедевром. Третьих просто завораживает пестрый калейдоскоп красок макромира. Это действительно иногда смотрится и производит впечатление. Но в жюри-то специалисты, и они обращают внимание на такие «тонкие» материи, как композиционное совершенство, динамика, настроение, объемность, графика.
И вообще, по-моему, мастерство подводного фотографа наиболее проявляется в широкоугольной съемке. Она — самая сложная. И тут при оценке фотографии возникают наибольшие сложности. В этой теме довольно часто встречается такой технический прием, как съемка «в полводы». Не всякий фотограф сумеет это сделать красиво. Ну, а уж те, кто выставил на фестиваль такие фотографии, продемонстрировали высокое мастерство. Лично мне очень понравился снимок Светланы Носовой, где она сняла ход горбуши. Здесь все классно — и сверху, и снизу. И приз Светланой получен по праву.
Многое познается в сравнении. Конечно, если сравнивать «Золотой дельфин» с Фестивалем подводных изображений во французском Антибе, то уровень последнего выше и серьезней. Ведь на него присылают свои работы почти две сотни сильнейших фотографов мира. И проводится он не один десяток лет. Поэтому организаторы могут позволить себе роскошь просить любого фотографа прислать всего одну фотографию (одну черно-белую, одну цветную). И представляете, как трудно выбрать всего одну суперфотографию?
Думаю, что «Золотой дельфин» находится в начале своего пути. Может быть, со временем тоже будет существенно ограничено число присылаемых фотографий, и это поднимет и уровень экспозиции, и авторитет фестиваля. Еще бы хотелось, чтобы в рамках 30х40 (30х45) см можно было размещать фотографию любого формата по усмотрению автора. А иначе ограничиваются возможности настоящих фотохудожников, которые до сих пор снимают 6х6 см или пользуются круговым объективом Fisheye. И мое пожелание авторам — участникам фестиваля: тщательнее выбирать кадры для экспозиции!
F&V
Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее 18.11.2015
Уже больше года веду колонку «Постных
мыслей», и сейчас в этом номере, который
попадет в руки посетителей «Фотофорума-
2009», хочу высказать крамольную, обидную
и даже оскорбительную для подавляющего
большинства мысль — отечественные фото-
графы не умеют снимать, не умеют работать,
у них нет вкуса. 17.03.2009
12 июня 2008 г., в День независимости России, я спустился в подземный переход около входа на станцию метро, расположенного в одном из спальных районов на юге Москвы, и купил в обычном киоске портрет нового президента Российской Федерации Дмитрия Медведева за 30 (тридцать) рублей 14.07.2008
Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25 Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8 Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200 Тест. Смартфон LG G4 Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97 Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж» Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл. Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.