Конкурс «Портрет — в интернет». Реальные призы за виртуальные портреты
Конкурс «Портрет — в интернет». Реальные призы за виртуальные портреты
Победители конкурса сфотографировались после церемонии награждения в редакции журнала Foto&Video (слева направо): Анна Кузнецова, Андрей Пуштаев, Сергей Остриков, Инна Шляхова, генеральный директор ИД «Катмат» Дмитрий Абрикосов, главный редактор журнала Владимир Нескоромный (сидит) и Анна Куссмауль
16.05.2008
В рамках восьмой международной выставки «Фотофорум-2008», посвященной профессиональной и любительской фото- и видеотехнике, подведены итоги первого сетевого фотоконкурса «Портрет — в интернет», организованного журналом Foto&Video
Текст Foto&Video
Всвязи со стремительным развитием современных интернет-технологий и культуры мобильного общения незаметно, но весьма значительно возрастает роль виртуального представления личности. Раньше встречали по одежке, теперь при первом знакомстве оценивают аватар и только потом — интеллектуальные качества человека. Вот почему так важно уделять особое внимание своему портрету на персональном сайте или странице.
Ну, а журнал F&V, который стремится быть в форватере мейнстрима, не смог обойти эту тему и провел первый сетевой фотоконкурс «Портрет — в интернет». 110 фотографов из Москвы прислали более 300 работ. Мы подошли к оценке виртуальных портретов с фотографической точки зрения, нашей целью было определить, насколько они художественны. И, судя по представленным результатам, можно заключить, что уровень работ достаточно высок.
F&V
Нереальные отношения
Автор этого материала, один из призеров фотоконкурса «Портрет — в интернет», размышляет на тему роли интернета и автопортретной фотографии в нашей жизни
Текст Анна КУССМАУЛЬ
В известном кинофильме человек, надевая маску, преображается: вдруг становится всесильным, обаятельным и богатым. И дело ведь не в волшебных свойствах второго лица, а в том, что меняется позиционирование человека как личности во времени и пространстве. Бедность, слабоволие и неудачливость остаются с прежним лицом, человек в маске обретает новую жизнь и новую судьбу.
Может быть, так и мы, выходя в виртуальный мир, надев новое лицо, отреставрированное в программе Photoshop, и прикрывшись ником, чувствуем себя совсем иначе. Мы управляем этим миром кнопками, бесстрашно знакомимся, флиртуем и гордо путешествуем по сайтам. Как тут не подсесть на виртуальную игру, не занавесить все окна, кроме одного — монитора, и не позабыть весь этот внешний мир с бессмысленной суетой, уменьшающей личность до размеров муравья, лишенного могучей силы Enter.
Из маленькой обшарпанной квартиры мы входим в мировые музеи и библиотеки, кинотеатры и магазины. Одним нажатием кнопки заказываем пиццу и покупаем билеты на самолет, минуя потные очереди и заторможенных кассиров. И мы не можем понять, почему так много кричат об опасности виртуализации и об интернет-зависимости? Ведь компьютер — скорее добрый ангел, облегчающий и украшающий нашу жизнь:
Сейчас в рунете проживает 22 млн человек. Это огромный виртуальный мегаполис, в два раза больше Москвы по численности населения. И этот мегаполис представляет собой общество гораздо более демократичное, чем то, в котором нас угораздило жить. Здесь феминистка, афроамериканец, инвалид и скинхед имеют равные права и могут спокойно встречаться в online-игре, вместе обороняясь от врагов. Хотя здесь тоже бывают скандалы и истерики, но они скорее похожи на бурю за окном, которую наблюдаешь, сидя в уютном кресле у камина. Конечно, как некое зеркало реальности интернет не может обойтись без пошлости и грязи, но в виртуальном мире избегать их гораздо проще. В сети нам не наступают на ноги, а надоедливого хама можно просто забанить или заблокировать. Тут не заметят волгоградского акцента и не спросят о наличии регистрации в Москве.
Это одна из причин, почему так много людей предпочитают находить новых знакомых именно здесь. В принципе, для многих жителей больших городов интернет — почти единственный способ знакомства с новыми людьми. Жизнь в мегаполисе тороплива, время скачет галопом, и если чуть-чуть зазеваешься, будешь сброшен под копыта лошадей других всадников, которые с удовольствием втопчут тебя в пыль. В этой суете нам просто некогда заметить тех, кто рядом. А иногда мы и замечать не хотим! Даже нарочно пытаемся создать защитный экран, обезопасив хоть небольшое личное пространство. В таком формате жизни предпочтительным собеседником становится не сосед Вася в пузырящемся на коленках трико, а комплекс фраз в сети. Хотя этот комплекс, вместе с комплексом неполноценности, может принадлежать тому же соседу Васе.
Нередко реальные люди влюбляются в интернет-персонажей — ведь создаваемые нами в сети образы гораздо ближе к идеалам, чем мы сами. И при попытке перевода виртуального общения в реальный мир часто происходят катастрофы. Может обнаружиться полное несоответствие реального образа и образа созданного. А человек, влюбившийся в образ Марии, необязательно полюбит непоседливую Машку, которая в тысячу раз лучше уже хотя бы тем, что она живая. Такие парадоксы виртуальности:
Чаще всего для создания цельного образа в сети фраз недостаточно. И партию первой скрипки начинает играть размещенное в качестве аватара фото. Ведь пока общение ограничивается слепыми диалогами в аське, чате, электронной почте — все располагается вне эмоционального поля. И тут появляется старательно слепленное изображение.
К нему — отдельные требования. Ведь это «визитная карточка», представляющая нас незримому собеседнику. Демонстрируя портрет, подчеркивающий определенные черты, мы как бы заранее программируем восприятие нас «целевой аудиторией», а, следовательно, и стиль общения. Мы показываем потенциальным собеседникам такой образ, который обязан привлечь совершенно определенную публику. Т.е. я должна на снимке быть такой, чтобы идиоты и зануды даже не волновались…
Почему так часто в сети можно встретить автопортретные «визитные карточки»? Да потому, что создавать желаемый образ удобнее самому. Ни один фотограф, каким бы профи он ни был, не может снять человека так, как тот мог бы сделать это самостоятельно. Когда за объективом камеры стоит посторонний человек, мы, иногда бессознательно, а иногда нарочито, пытаемся строить лицо, спрятать естественный облик от чужих глаз. Благодарный материал для фотографа — дети. Они еще не научились менять отображение своего внутреннего мира в мире внешнем. Мы же, взрослые, входим в непонятную роль и исполняем ее до самого щелчка. И удачный фотоснимок чаще всего — мастерски наведенный мост между двумя людьми, или пойманное врасплох выражение, или просто удача. Только так рождаются великие портреты. А когда мы снимаем себя сами, то нужно обмануть себя, а это не каждому дано. Поэтому и кадр может получиться. Мы застаем себя врасплох, потому что видим там, за камерой, человека, которому тяжелее всего врать:
Кроме того, фотограф на снимке предлагает тот образ модели, который видит он сам. Поставьте одну модель и дайте одинаковые фотоаппараты пяти фотографам — получите пять разных образов. А то и больше!
Вот почему у меня на страничке -снимки разных авторов (и автопортреты в том числе), чтобы создаваемый образ был более объемным и многогранным. И более приближенным к реальности. Хотя и это не помогает. Посетители, незнакомые со мной в реальной жизни, обычно бывают шокированы, узнав, что трогательная кисейная (я бы сказала, сепийная) барышня — научный сотрудник отдела барофизиологии и водолазной медицины, кандидат биологических наук:
Вообще, интернет занимает, или скорее отнимает, значительную часть моей жизни. Для меня это и кладезь информации для работы, и средство общения с друзьями, которых угораздило разбрестись от Калининграда до Владивостока и США. И еще это способ удовлетворения гиперкоммуникабельности. Ну, как в реальной жизни я смогу поговорить «с глазу на глаз» с 30 собеседниками за один день?
Кроме того, только в интернете можно болтать и даже флиртовать с интересными тебе собеседниками, а не только с теми, кто доступен по социально-пространственным критериям. Где в реальном мире мне удалось бы пообщаться с 56-летним журналистом, статьями которого я восхищаюсь с юности? Или выяснить, что с 22-летней девушкой из Самары мы настолько одинаковые, что иногда мне кажется, будто я говорю сама с собой.
При этом я крайне неодобрительно отношусь к реальному развитию виртуальных отношений. Зачем разочаровывать и разочаровываться? Сама не раз велась на очарование виртуальности. И лишь однажды это переросло в настоящие эмоции: влюбленность и дружбу. Но это скорее исключение из правила. Да и то, возможное лишь потому, что интернет-персонаж почти полностью соответствовал своему реальному прототипу.
Неправильно называть этот созданный нами самими мир «виртуальной реальностью». Это — нереальность. В которой нет людей с лицами и именами, а только сомнамбулы с аватарами и никами. Как в песне малоизвестной группы «Реверс»: «Мы забудем лица и не вспомним имена людей, и станет тесно им, но не нам, пока мы спим, кликая линки…».
Интернет — как сказочный сон. Здесь каждый может получить все, о чем когда-либо мечтал. Страшила — мозги, лев — храбрость, железный дровосек — доброе сердце, прыщавый программист — пышногрудую секретаршу шефа, секретарша — принца на белом «Майбахе». И все так близко к реальности, что, кажется, стоит только захотеть, и все меняется так, как мы того желаем.
Но волшебник Изумрудного города оказался ненастоящим. И единственная возможность что-то изменить — это наконец проснуться. Оторваться от монитора, выйти, нет, выбежать на улицу. Вдохнуть реальный воздух весны, обильно насыщенный выхлопными газами и от этого становящийся еще более реальным. Улыбнуться девушке…
И пусть у нее не такие длинные ноги и романтический взгляд, как у образа в cети, с которым ты провел эту ночь, но общение с ней будет освещено мерцанием звезд, а не экрана монитора. Ну да, заговорить с ней сложнее, чем постучаться в аську. А ты ее сфотографируй — отличный повод для последующего знакомства.
F&V
Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее 18.11.2015
Уже больше года веду колонку «Постных
мыслей», и сейчас в этом номере, который
попадет в руки посетителей «Фотофорума-
2009», хочу высказать крамольную, обидную
и даже оскорбительную для подавляющего
большинства мысль — отечественные фото-
графы не умеют снимать, не умеют работать,
у них нет вкуса. 17.03.2009
12 июня 2008 г., в День независимости России, я спустился в подземный переход около входа на станцию метро, расположенного в одном из спальных районов на юге Москвы, и купил в обычном киоске портрет нового президента Российской Федерации Дмитрия Медведева за 30 (тридцать) рублей 14.07.2008
Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25 Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8 Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200 Тест. Смартфон LG G4 Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97 Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж» Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл. Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.