Политический вопрос. Конкурс World Press Photo 2010
Политический вопрос. Конкурс World Press Photo 2010
Джоди Бибер/Jodi Bieber, ЮАР
Победитель конкурса World Press Photo 2010 1-е место в категории «Портрет» (одиночный снимок)
Биби Аиша, 18-летняя девушка из афганской провинции Урузган, убежала из дома мужа к своим родителям, спасаясь от жестокого обращения. Однажды ночью явились талибы и потребовали, чтобы она отчиталась за свой поступок. После того как командующий талибов огласил приговор, близкий родственник Биби опустил ее на землю, и муж отрезал ей уши и нос. Девушку спасли сотрудники гуманитарных миссий и американские военные. Проведя некоторое время в кабульском женском лагере для беженцев, она была доставлена в Америку, где ей сделали пластическую операцию. В настоящее время Биби Аиша живет в США.
www.jodibieber.com
18.03.2011
Ведущий мировой конкурс фотожурналистики никого не оставляет равнодушным. Независимо от уровня работ его результаты всегда вызывают дискуссию — пожалуй, это и есть самое главное
Текст Владимир НЕСКОРОМНЫЙ
Не секрет, что многие фотографы скептически относятся к результатам конкурса World Press Photo. Престижно? Да. Высокий профессиональный уровень? Да. Актуально? Тоже да. Но почему в таком случае каждый раз, увидев победившие работы, все почему-то издают практически одинаковый утробный звук — «Гм…». В голове проносится рой мыслей: «Вряд ли я стал бы победителем. Во-первых, потому что у меня мало шансов оказаться в этой точке Земли; во-вторых, мой интеллект, видимо, еще не достиг того уровня, который позволил бы не только понимать эти работы, но и создавать их». Наиболее продвинутые включают теорию политического заговора. Дескать, победители выполняют определенный заказ.
Безусловно, было бы странно видеть ведущий конкурс фотожурналистики, находящийся вне политического контекста. Именно по этой причине призовые места оказываются не просто у хороших работ, но у тех, которые отображают крупнейшие события конкурсного года. И в этой связи происшествия N-ского уезда вряд ли будут интересны мировой общественности, только если там не произойдет убийство, например, директора ЦРУ. Что же в результате судят члены жюри — фотографическое мастерство или умение оказаться в правильном месте в структуре СМИ? В любом случае фотографов, которых посылают освещать знаковые события, нельзя назвать дилетантами, иначе бы они не достигли профессиональных высот и той же высокой ступеньки в СМИ. Но что тогда получается за конкурс — ярмарка тщеславия? Бонификация избранных за вклад в дело мировой фотожурналистики? Этакий междусобойчик — всем сестрам по серьгам?
Вот и работа, занявшая первое место в 54-м конкурсе World Press Photo (автор — Джоди Бибер из ЮАР), лично у меня вызывает массу вопросов. Фотография была опубликована на обложке журнала Time 1 августа 2010 года, сразу же произвела маленькую сенсацию, и ее моментально растащили по интернету. Боюсь, мало кто знакомился с комментарием, а почему, собственно, у девушки отрезан нос; скорее, все просто ошалевали от такой дерзости — показать всему миру покалеченную афганку.
В то же время все прекрасно знают (а уж ведущие мировые фотожурналисты, фоторедакторы и члены жюри World Press Photo тем более), что домашнее насилие в Афганистане — тема давняя, о ней создаются фотоистории, однако почему-то именно 1 августа 2010 года журнал Time решил поместить этот портрет на обложку, а жюри World Press Photo присвоило ему титул фотографии года. Попробуйте докажите, что здесь обошлось без политики.
Так почему же мы каждый год ждем результатов World Press Photo? Чтобы увидеть достижения лучших мировых фотожурналистов? Чтобы понять, в какую сторону дует политический ветер, производимый сверхдержавой (-ами)? Чтобы увидеть новые имена? Чтобы обнаружить на вторых и третьих местах действительно выдающиеся работы? Скорее всего, мы хотим всего этого: и политический вектор в прессе, и лучшие работы, и открытия года.
Какая работа займет первое место в следующем году? Тунис, Египет, Курильские острова? Или произойдет более значимое событие? Вдумчивый фотограф не отрицает подобные результаты, он принимает их и анализирует. Ему не нужно побеждать в подобных фотоконкурсах, чтобы ощутить собственную крутизну — он и так крут, потому что это состояние определяется не следованием политической конъюнктуре, а верностью профессиональным принципам. Он находится вне конкурса и, как следствие, вне конкуренции.
Фотографы любят путешествовать на автомобиле. «Все, что дальше 500 ярдов от машины, — нефотогенично», — сказал однажды знаменитый американский мастер Бретт Вестон. Камеры, объективы, штативы, личные вещи можно носить на себе, но на четырех колесах удобнее 18.11.2015
Уже больше года веду колонку «Постных
мыслей», и сейчас в этом номере, который
попадет в руки посетителей «Фотофорума-
2009», хочу высказать крамольную, обидную
и даже оскорбительную для подавляющего
большинства мысль — отечественные фото-
графы не умеют снимать, не умеют работать,
у них нет вкуса. 17.03.2009
12 июня 2008 г., в День независимости России, я спустился в подземный переход около входа на станцию метро, расположенного в одном из спальных районов на юге Москвы, и купил в обычном киоске портрет нового президента Российской Федерации Дмитрия Медведева за 30 (тридцать) рублей 14.07.2008
Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25 Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8 Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200 Тест. Смартфон LG G4 Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97 Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж» Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл. Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.