Текст
Елена ФИРСОВА
5 июня 2013 года в Лондоне прошли первые за все время существования отечественной фотографии торги аукционного дома Sotheby's, посвященные исключительно современной российской и восточноевропейской фотографии. Они получили название «Changing Focus» — «Меняя фокус», что, очевидно, подчеркивало новое направление, куда следует обратить взгляд игрокам международного арт-рынка. Организаторы отметили, что «Changing Focus — A Collection of Russian and Eastern European Contemporary Photography» — это совершенно новая инициатива Sotheby's, призванная представить миру ведущих современных фотографов России и Восточной Европы.
На торги были выставлены произведения, которые входили в частную коллекцию русской и восточноевропейской фотографии, собранную в 1990-х годах в США. Фотособрание такого рода на аукционе Sotheby's оказалось впервые. Лоты отразили ключевые тенденции в фотографии последних десятилетий СССР, периода перестройки и ряда лет уже постперестроечной России — за 1959—2004 годы. Здесь и социальная документалистика, и произведения, созданные в постмодернистской эстетике, на которые, как отметили организаторы, повлиял авангард, где Россия играла ключевую роль. Также среди представленных фотографий оказались работы и прибалтийских авторов. Всего аукционный каталог составили 156 лотов из более 800 работ (лот мог включать и отдельное произведение, и подборку/серию).
С 17 по 19 мая в одном из залов московского «Нового Манежа» Sotheby's провел предаукционный показ, где можно было познакомиться с избранными лотами: работами Игоря Мухина, Татьяны Либерман, Комара и Меламида, Бориса Михайлова, Андрея Чежина, Антанаса Суткуса, Галины Москалевой, Владимира Куприянова, Алексея Титаренко, Сергея Борисова, Евгения Раскопова и других авторов. Также в рамках выставки 17 мая прошла публичная дискуссия «Новый взгляд: русская и восточноевропейская фотография 1980—1990 годов»: директор русского отдела Sotheby's Джо Викери/ Jo Vickery встретилась с Евгением Березнером (представителем фонда «Айрис»), Миленой Орловой (главным редактором The Art Newspaper Russia), Татьяной Маркиной (обозревателем газеты «Коммерсантъ») и фотографами Витой Буйвид и Игорем Мухиным, чтобы обсудить основные вехи и особенности развития российской фотографии указанного периода.
Во время дискуссии Евгений Березнер отметил, что общий уровень культуры (в том числе фотографической грамотности) в нашей стране пока недостаточно высок, чтобы можно было надеяться на массовое коллекционирование фотографии. И для того чтобы ситуация менялась, четыре крупнейших музея (Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский музей и Третьяковская галерея) должны уделять больше внимания фотографическим проектам. Татьяна Маркина отметила, что тиражность — единственное, что отличает фотографию от других видов искусства, в остальном же она им равна. Также Татьяна озвучила мини-ретроспективу отечественных торгов в области фотографии: аукционного дома «Гелос» в 2011 году и дважды проведенной ярмарки Photo Mix Fight (2011 и 2012) — ни одно из этих мероприятий, по ее словам, не имело финансового успеха. Говоря о знаковых этапах в истории отечественной фотографии постперестроечного периода, Игорь Мухин выделил проведение первой музейной фотографической выставки — Бориса Савельева в 1992 году в Третьяковской галерее, а также образование отдела искусства фотографии в Пушкинском музее в 2009 году. Милена Орлова сказала о важности работы музея «Московский дом фотографии» / Мультимедиа Арт Музея, Москва, что позволило массово популяризировать фотографию в нашей стране. Джо Викери отметила сложности, связанные с ценообразованием: если определить эстимейты (предварительную ориентировочную стоимость) ряда работ помогали уже сложившиеся цены на данных авторов, то с произведениями других, неизвестных ранее, приходилось действовать интуитивно. В целом дискуссия получилась несколько сумбурной и довольно эмоциональной и отразила текущую ситуацию в современной отечественной фотографии.
Днем ранее, 16 мая, в студию российского телеканала «Дождь» был приглашен лорд Марк Палтимор/Mark Poltimore, вице-президент Sotheby's Europe, чтобы дать интервью ведущему телеканала Никите Белоголовцеву. «Мы любим немного поэкспериментировать и привезли абсолютно уникальную коллекцию советских фотографий, в основном андеграундной, — рассказал гость студии о показе в "Новом Манеже". — В среднем такие работы стоят тысячу фунтов, а Эль Греко — это 3—4 млн. Т.е. с помощью фотографии мы ищем новых, молодых покупателей, но и не забываем о старых, крупных олигархах, которые всегда смотрят на уже известные, устоявшиеся в истории искусства имена». (В «Новом Манеже» Sotheby's, помимо фотографии, выставил знаковые живописные и скульптурные лоты других своих будущих торгов, например, полотно «Сидящая девушка в сером платье» Пабло Пикассо с предварительной оценкой 2,5—3,5 млн евро.) Ведущий спросил, насколько это правильно сегодня оценивать рынок фотографии как бурно растущий в мире? На что лорд Палтимор ответил: «Для нас этот рынок по-прежнему очень небольшой. Но, как мы говорим в Великобритании, из желудей вырастают большие дубы. Т.е. коллекционирование фотографии — это хорошии первый шаг к началу коллекционирования серьезного искусства. Но, безусловно, это больше подходит молодому поколению — мои дети увлекаются фотографией, но люди с большими деньгами более консервативны и немного настороженно относятся к рынку фотоискусства».
Эта осторожность, усугубленная малоизвестностью для внешнего мира самой российской фотографии, привела к тому, что на торгах «Changing Focus» была продана лишь без малого пятая часть всех заявленных лотов. Если суммарный эстимейт 156 лотов составлял около 900 тыс. GBP, то общая сумма продаж (а покупателей нашли 34 лота) оказалась 313 250 GBP/480 400 USD/368 069 евро (включая процент покупателя — сумму, которую он перечисляет аукционному дому за проведение сделки).
Одной из «голубых фишек» (авторов, на которых делает основную ставку аукционный дом) этих торгов Sotheby's стал Борис Михайлов, под именем которого значилось несколько лотов. Ожидания организаторов в целом оправдались, и самым дорогим лотом из проданных стала подборка из 23 работ его серии «У земли» — 57,5 тыс. GBP. Этот ныне живущий автор (р. 1938, Харьков, Украина; сегодня — Берлин, Германия; см. портфолио в F&V №5, 2012) является одним из самых на сегодняшний день известных в мире фотографов постсоветского пространства, работы Михайлова хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира и активно участвуют в международном арт-процессе.
Волну новостных роликов и текстов в самых различных международных и российских СМИ вызвала вторая по величине суммы продажа «Changing Focus»: за 50 тыс. GBP были куплены 18 фотографий Комара и Меламида (р. 1943, р. 1945, оба — Москва), входящие в серию «Москва глазами Микки». Точнее, кадры сделаны шимпанзе по кличке Микки из Московского цирка. Обезьяна, предварительно обученная концептуальными художниками, снимала Красную площадь на фотокамеру в 1990-х годах. Покупателем лота стала коллекционер из России Кира Фланзаич. В интервью каналу CBS Джо Викери поделилась своими впечатлениями об этих работах: «Конечно, они слегка не в фокусе, но я думаю, что на самом деле в Микки вполне есть что-то от абстрактного экспрессиониста. Ему, возможно, больше нравятся абстрактные образы, чем предметное искусство».
Еще одной «голубой фишкой» торгов «Changing Focus» стал Антанас Суткус/ Antanas Sutkus (р. 1939), один из самых ярких представителей литовской школы фотографии. За его работу, на которой запечатлен Жан-Поль Сартр (летом 1965 года он официально приезжал в Литву на неделю, и его визит запечатлел 26-летний Суткус), было выручено 7250 GBP при эстимейте 4000—6000 GBP.
Владимир Дудченко, один из руководителей московской фотогалереи «Гринберг», отметил, что продажи указанных выше авторов обоснованы тем, что на них существует международный рынок — поэтому к ним есть и интерес. То же можно сказать и про работы Алексея Титаренко, несколько лотов которого на «Changing Focus» также были проданы (правда, по цене ниже рыночной). «Это характеризует место российской фотографии и в мире (есть спрос всего на два-три имени), и у нас в отечестве (спроса нет, а без локального спроса на "национальное искусство" международную историю выстроить сложно)», — сделал вывод Владимир. При этом он посоветовал: если у кого-то есть стремление к коллекционированию российской фотографии, то тянуть не стоит, т.к. сейчас за небольшие деньги можно купить хорошие экземпляры на вторичном рынке. «Шесть работ Алексея Титаренко ушли одним лотом за 7750 GBP, т.е. примерно по 1500 евро за работу. Четыре работы Вадима Гущина — за 2000 GBP. Три работы Александра Слюсарева — за 3000 GBP. Эти и многие другие имена уже никуда не денутся и вряд ли подешевеют», — отметил Дудченко. Время делать инвестиции.
Минимальная сумма среди 34 проданных лотов — 1000 GBP (эстимейт 1000—1500 GBP) — была отдана за произведение «Спина» («Back») эстонского автора Петера Тооминга/Peeter Tooming.
Джо Викери прокомментировала результаты «Changing Focus» для ежедневной британской газеты The Daily Mail: «Этот аукцион знаменует собой достижение важного этапа на рынке современной российской и восточноевропейской фотографии. Он отражает рост международного интереса к работам такого рода и критическую переоценку этого искусства в последние годы». Крупнейшая в Индии ежедневная англоязычная деловая газета The Economic Times отметила, что росту внимания к современной российской фотографии в мире в последнее десятилетие поспособствовали крупные проекты центра современной культуры «Гараж» и Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Конечно, российской фотографии нужно сделать еще много шагов, чтобы занять заметное место на мировом арт-рынке. Но тенденции — и в немалой степени само решение Sotheby's провести «Changing Focus» — обнадеживают.