Текст
Елена ФИРСОВА
Лондон — Москва
Tate Britain показывала экспозицию «Соль и серебро»/«Salt and Silver» ранней фотографии 1840—1860-х годов, с соляными отпечатками Уильяма Генри Фокса Тальбота и оригинальными работами других первопроходцев медиа. В старейшей лондонской независимой фотогалерее The Photographers' Gallery (1971 года рождения) шла традиционная выставка номинантов солидного международного конкурса портретной фотографии Deutsche Borse Photography Portrait Prize, среди которых в этом году оказался россиянин Николай Бахарев. Да и на других площадках в столице Великобритании в конце апреля — начале мая было что посмотреть фотографического. Но крупный британский событийный онлайн-портал первым пунктом в списке «10 лучших фотовыставок в Лондоне» ставил именно экспозицию Sony World Photography Awards (SWPA) 2015 в выставочном центре Somerset House.
Крупнейший в мире фотоконкурс — именно такой официальный статус теперь носит SWPA. В 2015-м, на восьмой год проведения, на конкурс было подано 173 444 заявки из 171 страны мира. (Для сравнения: в прошлом году заявок было около 140 тыс., а в 2008-м, когда впервые подвели итоги, — 71 тыс.) Причина роста очевидна: в конкурсе бесплатное участие, и работы принимаются от всех желающих — профессионалов и продвинутых любителей (серии из 3—10 работ в единый и для тех, и для других профессиональный конкурс), увлеченных непрофессиональных энтузиастов (одиночные снимки в открытый конкурс), молодых фотографов (до 19 лет включительно) и студентов. Каждый найдет и свою тематическую категорию («Портрет», «Пейзаж», «Путешествия», «Спорт» и проч.). Также есть специальный раздел для снимков, сделанных на камерофоны (Mobile Award). Дополняют картину призы: весомые денежные суммы (призовой фонд SWPA составляет $30 тыс.), новейшая фототехника Sony, статуэтки, титулы «Фотограф года», а также — для абсолютного победителя — членство в престижной Всемирной фотографической организации (World Photography Organization/WPO). Все это помножено на широкую известность, которую дают десятки тысяч сообщений в СМИ о результатах SWPA.
Ежегодно в конце апреля конкурс вручает «фотографические "Оскары"» (первые годы награждение проходило во французских Каннах, во Дворце фестивалей, отсюда и ассоциация, с годами еще больше подкрепленная качеством победителей и количеством участников) на торжественной церемонии награждения в Лондоне, в бальном зале отеля Hilton Grand Lane, а затем открывает экспозицию в Somerset Housed. В этом году торжественная церемония состоялось 23 апреля, а выставка была открыта с 24 апреля по 10 мая. Последняя традиционно позволила не только познакомиться с работами победителей в режиме офлайн, но и понаблюдать, какие акценты в своей работе делают организаторы SWPA — компания Sony и WPO, а вместе с этим — отметить мировые тенденции в области фотографии.
Выставка
В прошлые годы выставка по своему составу была изобильной, порой даже казалось избыточной: WPO и Sony стремились представить результаты стольких разнообразных аспектов своей деятельности, помимо собственно итогов SWPA, что не всегда было просто разобраться, что к чему. Выставка этого года показалась сбалансированной — ничего лишнего. Ее снова разделили на два крыла Somerset House'a: в Западном представили работы победителей в профессиональном, любительском и мобильном конкурсах, а также произведения обладателя награды «За выдающийся вклад в развитие фотографии» 2015 года Эллиотта Эрвитта/ Elliott Erwitt. В Восточном крыле был показан проект «Будущее городов» (#FutureofCities) амбассадоров Sony, фотографов агентства Panos Pictures, а также работы призеров студенческого раздела SWPA.
Экспозицию конкурса выстроила новый куратор — британская галеристка, редактор и издатель Зелда Читл/Zelda Cheatle, сменившая Майкла Бенсона/Michael Benson. Женский, более тонкий подход сразу привлек внимание тех, кто имел возможность сравнить выставки SWPA разных лет: фотографии в этом году были представлены в более камерном, компактном формате, который больше соответствовал сложной планировке небольших помещений-комнат Somerset HouseU выстроенных вдоль длинного общего коридора. «Мы захотели придать выставке очень личную интонацию», — отметил Скотт Грей/Scott Gray, основатель и руководитель WPO, в интервью F&V. Каждую работу, отпечатанную на добротной фотобумаге (С-Type Crystal Archive Matt, Geclee Hahnemuhle Photo Rag, Geclee Epson Semi-Gloss и др.), дополняла деревянная рама, что позволило WPO и Sony подчеркнуть, что фотография, путь даже в виде современных образцов фотожурналистики на злободневные темы, — это, тем не менее, искусство.
Зелда Читл отказалась от строгого систематичного показа работ по категориям и положила в основу более вольный принцип, сгруппировав их по эстетическим и тематическим критериям. Тем самым друг подле друга могли оказаться проекты или отдельные работы из совершенно разных категорий, ко всему разбавленные произведениями из шорт-листа. Визуальное представление выставки стало более гармоничным; в то же время информативность ее несколько понизилась: четко определить победителей и призеров в одной и той же категории — чтобы их сравнить — было не всегда удобно.
Конечно, конкурс — успешный маркетинговый ход для Sony, в основе своей призванный продвигать продукты компании. В прошлые годы она прямо дополняла экспозицию показом линеек своих камер, например. А телевизоры бренда, на которых демонстрировали слайд-шоу с работами из шорт-листов, уже воспринимались здесь в порядке вещей. В этот раз интеграция продуктов Sony в выставку оказалась более тонкой: телевизоры не просто дополняли ее — они стали ее неотъемлемой частью, т.к. на них показывали, одиночные работы. В то время как основной блок той или иной серии был представлен в виде отпечатков, одно из ее изображений мог транслировать телевизор. Эдакий элегантный способ дать возможность сравнить качество носителей. Логично, что и лучшие работы в Mobile Award вывели на планшетах Sony; куратор выстроила из них творческую композицию.
Многие фотографии в этот раз получили не только традиционные подписи — кто, где, когда изображен и при каких условиях снято, какое место и в какой категории конкурса заняли работы, — но и отметки о том, что отпечатки можно приобрести. Чтобы сделать это, организаторы объединились с ThePrintSpace, крупнейшей в Великобритании компанией, занимающейся профессиональной печатью фотографий и арт-репродукций. Сайт SWPA/WPO теперь дополняет раздел www.worldphoto.org/buy-prints/, где можно самостоятельно выбрать нужную работу, ее размер, оформление в раму, вид паспарту, отметить количество копий и т.п. Стоимость заказа обозначается тут же. А дальше остается лишь ввести номер банковской карты для оплаты и адрес доставки. И фотография призера SWPA 2015 — пусть не авторский галерейный штучный отпечаток, но вполне убедительный многотиражный принт — уже висит на стене вашего дома. Заказ обещают выполнить за срок в 5 (без рамы) — 15 (с рамой) дней. Среди стран доставки есть и Россия. Чтобы позволить потенциальным покупателям лучше оценить, что же их ждет после выполнения виртуального заказа, организаторы распространяли на выставке избранные работы, отпечатанные на соответствующих бумагах в виде открыток. Конечно, получить отпечаток любой призовой работы SWPA 2015 невозможно, но выбор велик.
Победители и призеры
Лучшим из лучших на SWPA называется проект, как правило, не просто эстетически красивый, но имеющий актуальную проблематику, с глобальным общечеловеческим посылом, часто тем самым выбранный из явно журналистских категорий. Этот год не стал исключением: абсолютным победителем конкурса назван ведущий фотограф Getty Images Джон Мур/John Moore с работами о лихорадке Эбола в Либерии. Несмотря на явную тенденцию, когда абсолютными победителями SWPA в прошлые годы становились в основном фотожурналистские и документальные проекты, Скотт Грей подчеркнул для F&V, что подобная фотография в данном случае не является единственно возможной, что SWPA нельзя сравнивать с World Press Photo, и выбор нового жюри каждого нового года может быть самым разным.
SWPA не политизирован. Даже в оценке непростого российско-украинского конфликта организаторы выбрали сознательный нейтралитет, что отметила Зелда Читл: в экспозицию в соразмерном объеме включили работы по этой теме и российского фотографа, и украинского — Валерия Мельникова и Владислава Мусиенко соответственно. Ту же особенность конкурса отметил и Джон Мур в интервью F&V.
Российских призеров в этом году было трое. Валерий Мельников (см. с. 68) занял 2-е место в профессиональной категории «Спорные вопросы современности» с проектом о Донбасе.
Рамиль Гильванов получил 3-е место в профессиональной категории «Стиль жизни» с очень мирной камерной серией о быте своей семьи и кошке (см. с. 72 вверху). Его работы воспринимались необычно после просмотра довольно жестких проектов, сделанных в тюрьмах, домах умалишенных и на прочие яркие акцентированные темы, которых в SWPA и в этом году было предостаточно. В 2014-м в той же категории был отмечен Михаил Петров с серией о самарских голубятнях. Таким образом в некотором смысле поддерживается еще советская традиция, когда наши фотографы тех времен, не имея возможности освещать глобальные события и конфликты, побеждали на World Press Photo с работами о повседневной жизни в Союзе. Хочется верить, что эта тенденция на SWPA не станет единственно возможной для российских фотографов в будущем. С такой же спокойной темой, о детской спортивной школе, завоевала 2-е место в категории «Спорт» Ирина Дайнакова из Беларуси.
Светлану Благодареву из Санкт-Петербургского политехнического университета в 2015 году назвали лучшей в студенческой категории: ее вуз получил фототехнику Sony стоимостью 35 тыс. евро. Светлана лично присутствовала на церемонии награждения и поблагодарила всех собравшихся с трибуны. (В ряды студентов-номинантов — всего 10 имен — также вошла Надежда Александрова из Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.)
Какие же проекты SWPA 2015 обратили на себя особенное внимание? Сложно представить, чтобы в подобном конкурсе в России стала призером Лиза Ван Дер Сток/Liza Van der Stock, занявшая 3-е место в категории «Люди» SWPA. «Во фламандской деревне, окруженной природой, Лаура и Морис живут вместе с дочерью Евой. [...] Но когда Ева уходит в школу, Морис и Лаура фотографируют то, что другие предпочитают оставлять при себе. В порнографии, которую они делают, снимаются не барби и мускулистые супергерои, а обычные женщины и мужчины — отцы и соседи», — так начинается описание проекта. Съемка представлена соответствующая.
Недавно один из крупных англоязычных онлайн-порталов о фотографии опубликовал цикл теоретических статей о глобальных тенденциях в медиа. Среди прочего, было отмечено, что документалистика с ее обязательной информационной составляющей выходит за свои границы и активно использует инструменты других жанров фотографии, например натюрморта. Яркой иллюстрацией тому на SWPA стал проект Дональда Вебера/ Donald Weber, занявший 1-е место в категории «Натюрморт»: на кадрах — бутылки с «коктейлем Молотова» — одно из основных орудий Майдана. За этими внешне простыми объектами — целая история, судьбы людей, одно из важных событий современности.
Пожалуй, ту же тенденцию иллюстрируют и работы Космина Бамбата/Cosmin Bumbut: он снимал комнаты с кроватями для интимных встреч в тюрьмах. Свой по сути документальный проект «The Intimate Room» он подал в категорию «Архитектура» (где занял 1 -е место), чем обратил на себя внимание судей. «Нам понравилась идея представить эти снимки как архитектурные. На них нет людей, но ты понимаешь настроение», — отметила Джоанна Миллер/ Joanna Milter, заместитель фоторедактора The New York Times в интервью для WPO.
Смешение жанров отразилось и в завораживающем проекте (см. с. 69) Саймона Норфолка/Simon Norfolk, который занял 1-е место в категории «Пейзаж»: огнем он отмечал места, где проходила граница ледника Льюиса в Кении в 1934 году. Тем самым автор использовал приемы концептуальной фотографии в традиционном пейзаже.
Отдельный раздел Mobile Award и включение съемки, сделанной на компактные гаджеты, в выставку говорит и о том, что подобные работы все активнее внедряются в большую фотографию. И если эта часть экспозиции пока казалась любопытным дополнением к серьезным основным разделам, не исключено, что в будущие годы роль мобилографии заметно возрастет — вместе с качеством съемки самих аппаратов.
В прошлом году явный акцент на SWPA был сделан в пользу черно-белой фотографии. Чего нельзя сказать про гармоничные результаты этого года: цвет снова интересен фотографам (или жюри конкурса).
На сайте www.worldphoto.org, помимо галерей с фотографиями, можно найти онлайн-журнал с лаконичным названием The Magazine, выпускаемый WPO. Его 23-й номер посвящен результатам SWPA 201 5 и включает расширенные материалы с победителями.
В интервью F&V Скотт Грей рассказал, что WPO и Sony планируют набирать обороты, вовлекать в SWPA все больше участников и расширять аудиторию конкурса, повышать информированность публики в области фотографии, открывать ей все больше новых авторов. «Мы очень сильно выросли за последние годы и хотели бы продолжать в том же духе», — сказал Грей. Прием заявок на конкурс 2016 года начался 1 июня.