АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Русский концепт: по волнам преображения. Российская фотография и запад

«Панорама города», Нью-Йорк, 1979 «Один из редких кадров — вид на Нью-Йоркский залив и на Манхэттен с крыши Всемирного торгового центра»

20.07.2010

Уникальный автор, советский журналист и фотограф, эмигрировавший на Запад в конце 70-х годов, анализирует советскую/российскую фотографию, с точки зрения зарубежного зрителя. Каково ее реальное место в мировой истории?
Текст и фото Альфред ТУЛЬЧИНСКИЙ

Фотография на российской одной шестой земной суши всегда точно соответствовала той эре, той социальной среде, в какую заводила страну история. И точно так же, как жизнь в СССР в корне отличалась от той, какой живет сегодня Россия, так и нынешняя российская фотография со всеми ее сложностями мало напоминает ту, советскую, что была ее надежным и стабильным корнем.

На заре фотографической истории российские таланты издали следили за быстрыми шагами развития искусства своих европейских коллег, но так уж все было устроено на русской земле — при любых проблемах с техникой настоящие таланты творили свои чудеса и часто открывали такое, что и идущим впереди европейцам было не понять. «Откуда у них это?» — часто спрашивали в Европе, но знатоки понимали, что за Россией дело не станет, она никогда не будет на задворках европейского фотографического искусства. И прежде всего потому, что любое искусство на заре ХХ века в России делали истинно по-российски и настолько талантливо, что можно было не спрашивать географическую принадлежность авторов первых русских фотографий, — всё, изображенное на них, было чисто русским.

Светопись Свищева-Паолы. Знаменитый «русский пикториализм» (Russian Pictorialism), начало которому положили Евгений Вишняков и Ян Булгак, который постепенно ввел поэтичность и живописность во все жанры раннерусского фотоискусства, и работы эти долгое время считали «подражанием» импрессионизму. Самым первым русским фотографом в начале ХХ века, ставшим почетным членом Французского фотографического общества, был Мазурин, а самые первые международные фотопремии и медали получили в начале советских 20-х годов Улитин, Андреев, Гринберг и Еремин.

Борис Елисеев, Петр Клепиков, Николай Андреев, Александр Гринберг, Юрий Еремин — это они подняли культуру российской фотографии на уровень других признанных высоких искусств и сумели — на переходе к советской эпохе — соединить формулу «искусство ради искусства» с пониманием того, что фотография обязана стать еще и искусством массовым, как минимум на уровнях образовательном и документальном… Запад, привыкший к тому, что фотографы были и оставались особой кастой привилегированных, небедных людей, поражался тому, что в только-только рожденном СССР успешными фотографами были люди из самых разных слоев общества.

В конце 20-х годов советская пресса вполне доброжелательно писала об участии советских фотографов в международных выставках, что изменилось в начале 30-х, когда у многих этих мастеров появился эпитет «буржуазный». Но не все было так однозначно: именно Еремину и Гринбергу поручили изготовить самый крупный в той истории фотоплакат высотой в 20 метров для первомайской демонстрации в Москве. Не один десяток лет пройдет, пока в Европе или Америке появятся фотографические изображения такого масштаба.

Откройте сегодня любое солидное издание по истории мирового искусства и в разделе «Фотография» (или «Modern Art») обязательно увидите прежде всего имя легендарного советского мастера Александра Родченко. Ничьи работы (я имею в виду советских фотографов) так не ценятся на всемирных аукционах, как работы Родченко. Гениальный мастер с феноменальным «геометрическим» видением был и остается одним из самых признанных на Западе фотографов.

Часто говорят и пишут, что искусство Родченко «выросло» из работ его ровесника, знаменитого венгра Ласло Мохой-Надя, но это — иллюзия, мало ли было на свете художников с близким видением природы и человека, и в их работах если и есть сходство, то это — геометричность композиции. А если говорить о влиянии на взгляды Родченко, то скорее тут можно почувствовать влияние нового веяния в изоискусстве, «cinematic eye» (кино-глаза), придуманного режиссером Дзигой Вертовым.

С начала советской эры именно фотография, как ни одно другое искусство, помогла Западу следить за ходом жизни в СССР. С 1934 года, когда «пиктореализм» сменил соцреализм, фотография стала мощнейшим оружием пропаганды, хотя сегодня этот термин не должен звучать так уж устрашающе — ведь любая страна делает все возможное, чтобы поднять себя в глазах остального мира.

СССР и здесь стоит особняком — не имея аналогов, идя лишь по партийной интуиции, страна использовала фотографию как одну из самых удобных форм показа новой жизни на громадном советском пространстве. «Правда» и «Известия», «Огонек» и «Рабочая газета» были богато иллюстрированы, в стране в виде плакатов массово тиражировали портреты самых важных лиц государства. В 1929 году впервые советская фотография была представлена на Выставке в Цюрихе, а следом — и на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Впервые советские фотографии были напечатаны в западном издании, газете Arbeiter Illustrierte Zeitung в Германии.


Полный текст статьи читайте в 8 номере журнала Foto&Video за 2010 год.

КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

18.11.2015
Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Фото как видео, видео как фото — на стыке двух медиа сегодня ведут творческие поиски художники. В какой точке статика превращается в динамику? В какой точке динамика затухает до статики? Нов ли этот подход, в чем его суть, какова предыстория появления и каковы пути развития? Эти вопросы мы задали Владимиру Левашову
18.11.2015
Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

18.11.2015
Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

24.09.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
29.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100